Дело № 2а-2263/2019
91RS0024-01-2019-001883-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 26 июня 2019 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мясниковой Ю.С. с участием представителя истца Севницкого В.В., ответчика Герасименко А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иващенко Андрея Дмитриевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Герасименко Александру Геннадьевичу о признании незаконным и отмене решения, возложении обязательства осуществить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Иващенко А.Д. обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр) о признании незаконным и отмене решения от <дата> об отказе в осуществлении кадастрового учёта и регистрации права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, возложении обязательства осуществить кадастровый учёт и государственную регистрацию права собственности.
Исковые требования мотивированы тем, что 27 декабря 2018 года представителем истца через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» были поданы документы для осуществления кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности истца на вышеуказанный жилой дом. Уведомлением государственного регистратора от <дата> осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности было приостановлено в связи с направлением межведомственного запроса в Службу государственного строительного надзора Республики Крым об актуальности предоставленной декларации. Сообщением от <дата> истцу отказано в кадастровом учёте и регистрации права собственности в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учёта и регистрации права. Данный отказ является незаконным, истцом были представлены все необходимые документы.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, указал, что все необходимые документы для осуществления кадастрового учёта и регистрации права были представлены, единственной причиной оспариваемого отказа послужило непредоставление ответа на межведомственный запрос государственного регистратора.
Административный ответчик Герасименко А.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что объект недвижимости не является ранее учтенным, декларация о готовности объекта к эксплуатации зарегистрирована после референдума в Крыму. Истцу отказано в государственной регистрации права в связи с непостановкой объекта недвижимости на кадастровый учёт.
Административный истец Иващенко А.Д., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Административный ответчик Госкомрегистр, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, в письменных возражениях на иск указал, что по результатам проверки представленных истцом документов для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на жилой дом было установлено отсутствие оснований для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) об объекте недвижимости, как о ранее учтенном. Госкомрегистром был направлен межведомственный запрос в Службу государственного строительного надзора Республики Крым об актуальности указанной истцом декларации и сведений о ее отмене. Именно в связи с отсутствием кадастрового учёта и ответа на запрос уведомлением от <дата> осуществление государственной регистрации права было приостановлено до 15 апреля 2019 года. Ответ на межведомственный запрос поступил в Госкомрегистр <дата> года, которым подтверждена регистрация декларации истца. В уведомлении о приостановлении регистрации права, истцу было указано на отсутствие в ЕГРН сведений об объекте надвижимости. В связи с неустранением причин, препятствующих государственной регистрации права, по истечению срока приостановления <дата> истцу было отказано в государственной регистрации права.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей.
Выслушав представителя административного истца, ответчика Герасимоенко А.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> представителем Иващенко А.Д. – Севницким В.В. в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» были поданы заявления о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – жилой дом по адресу: <адрес>.
Согласно данному заявлению в части государственного кадастрового учёта сведения подлежали внесению как о ранее учтенном объекте недвижимости. Вместе с заявлением были предоставлены доверенность от 9 января 2018 года, декларация о готовности объекта к эксплуатации от <дата>
16 января 2019 года главным специалистом отдела учёта объектов капитального строительства № Госкомрегистра вынесено решение № об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, поскольку данные сведения могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления с приложением правоустанавливающего документа в отношении объекта недвижимости и (или) технического паспорта объекта технического учёта, составленного до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ. Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крым БТИ» с филиалами в городах Республики Крым было создано после вступления в силу указанного Федерального конституционного закона. Соответственно технические паспорта, выданные филиалами указанного предприятия, не являются основанием для внесения сведений об объектах недвижимости как о ранее учтенных.
16 января 2019 года государственным регистратором при проведении правовой экспертизы в Службу государственного строительного надзора Республики Крым направлен запрос о предоставлении информации об актуальности декларации от 26 декабря 2014 года № о готовности объекта к эксплуатации, а также сведений о ее отмене.
Уведомлением государственного регистратора Госкомрегистра Герасименко А.Г. от <дата> № осуществление государственной регистрации права собственности приостановлено до 15 апреля 2019 года в связи с направлением вышеуказанного межведомственного запроса и отсутствием сведений о государственном кадастровом учёте.
18 января 2019 года в Госкомрегистр поступил ответ Службы государственного строительного надзора Республики Крым о подтверждении регистрации Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым декларации от 26 декабря 2014 года № о готовности объекта (жилого дома) к эксплуатации по адресу: <адрес> на имя заказчика Иващенко А.Д.
Сообщением государственного регистратора Госкомрегистра Герасименко А.Г. от <дата> № отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием сведений о государственном кадастровом учёте, что не дает возможность определить объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также установить его основные характеристики.
Указанные обстоятельства дела подтверждены исследованными доказательствами.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта» осуществление полномочий по государственному учёту, государственной регистрации прав на территории Республики Крым переданы Госкомрегистру, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.
Порядок и основания государственного кадастрового учёта, регистрации прав на объект недвижимого имущества установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учёт).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 69 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН в случае, если имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания.
Согласно п. п. 30, 31 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым 1 сентября 2014 года № 301, сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости в заявительном порядке на основании заявления любого за интересованного лица с приложением правоустанавливающего документа в отношении соответствующего объекта недвижимости и (или) технического паспорта объекта технического учёта, составленного до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Судом установлено, решением от 16 января 2019 года административному истцу в соответствии с вышеуказанными положениями Порядка отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о жилом доме как о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с представлением технического паспорта, составленного после вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ. Данное решение не оспорено, недействительным не признано.
При этом в силу ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в государственной регистрации прав.
Основания приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора установлены ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ, в частности согласно п. 5 ч. 1 при непредставлении документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что государственным регистратором регистрация права собственности на жилой дом была приостановлена, в том числе в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о жилом доме, по истечении установленного срока в связи с неустранением причин приостановления государственной регистрации права государственным регистратором правомерно вынесено решение об отказе в данной регистрации, при этом в оспариваемом отказе правомерно указано о невозможности определить объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также установить его основные характеристики в связи с отсутствием сведений о нем в государственном кадастре недвижимости.
При этом оспариваемым решением от 15 апреля 2019 года истцу не было отказано в государственном кадастровом учёте объекта недвижимости, а также в связи с непоступлением ответа Службы государственного строительного надзора Республики Крым.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение государственного регистратора от 15 апреля 2019 года об отказе в государственной регистрации основано на нормах действующего законодательства, в связи с чем исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
В связи с отказом в удовлетворении иска, в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные истцом судебные расходы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении административного иска Иващенко Андрея Дмитриевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Герасименко Александру Геннадьевичу о признании незаконным и отмене решения, возложении обязательства осуществить определенные действия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева