Решение по делу № 2-408/2024 от 24.05.2024

УИД №                                                           Дело №2-408/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской     Федерации

8 июля 2024 года                                                                                     г. Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Максимовой С.А.

при секретаре Смовжовой И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой В.И. к управлению образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области, Министерству образования Белгородской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки и об обязании их предоставления,

установил:

Колесникова В.И., <данные изъяты> рождения, проживающая в п. Красногвардейское (ныне г. Бирюч) Красногвардейского района Белгородской области, с 1983 г. осуществляет педагогическую деятельность в должности учителя в образовательных учреждениях села и поселка, расположенных на территории Красногвардейского района Белгородской области. Общий педагогический стаж работы истицы составляет 41 год. В 2008 г. ей назначена досрочная пенсия по старости (25 лет стажа). На момент назначения пенсии ее педагогический стаж составлял более 10 лет.

Проживая в жилом доме, Колесникова В.И. пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг, в том числе и после изменения статуса населенного пункта. С принятием Закона Белгородской области №215 от 21 июля 2008 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области» выплаты прекращены.

Колесникова В.И. обратилась в суд с иском, просила признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как педагогу-пенсионеру; обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» предоставлять ей меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Белгородской области от 21 июля 2008г. №215. Сослалась на то, что ее педагогический стаж работы составляет 41 год, с 2022 г. она проживает в г. Бирюч (ранее п. Красногвардейское), до этого проживала в с. Засосна Красногвардейского района Белгородской области и с 1983 г. работает в школах, расположенных на территории Красногвардейского района, Белгородской области. 22 сентября 2008 г. ей была назначена досрочная страховая пенсия по старости. Проживая в жилом доме, она и как другие педагогические работники пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг (электричество, отопление), в том числе и после изменения статуса населённого пункта до 1 июля 2008 г.. После принятия Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 ее вычеркнули из списков на получение мер социальной поддержки, поскольку п. Красногвардейское был переименован в г. Бирюч. Считает, такое решение незаконным, так как любой закон не должен ущемлять права граждан. Было нарушено ее право на льготы, поскольку она приобрела его по ранее действовавшему законодательству. Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением был предусмотрен Постановлениями СМ СССР от 10 февраля 1948 г. №248, от 4 мая 1971 г. №255, которые в силу ст. 4 Закона РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» являются действующими. В соответствии со ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования не мог быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Аналогичные положения содержатся также в ст.8 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ, Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. №958-О-О о том, что не допускается снижение субъектом РФ объема мер социальной поддержки, установленных федеральными нормативными актами, ограничение круга педагогических работников, в том числе пенсионеров, на их получение.

В судебное заседание истица Колесникова В.И., извещённая надлежащим образом под расписку, не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика – управления образования администрации Красногвардейского района, был уведомлен о времени и месте судебного разбирательства посредством направления судебного извещения в электронном виде по адресу электронной почты ronokrgv@mail.ru в соответствии с условиями Соглашения об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, от 21 февраля 2022 г., текст которого размещен на официальном сайте Белгородского областного суда (oblsud.blg.sudrf.ru) в подразделе «Информационные технологии» раздела «О суде», что подтверждается отчетом об отправке. Представитель ответчика является участником указанного Соглашения с 20 июня 2022 г..

Представитель управления образования администрации Красногвардейского района Власова Н.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила в суд отзыв на исковое заявление, в котором указала, что Закон Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права отдельных категорий работников муниципальных образовательных организаций, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, работающих в поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Положения Закона №215 определили круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. Часть 2 ст. 1 указывает, что меры социальной поддержки, предусмотренные Законом №215, предоставляются педагогическим работникам государственных областных образовательных организаций Белгородской области и муниципальных образовательных организациях. Абзац 1 части 3 статьи 1 Закона указывает, что положения Закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии, если стаж их педагогической работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа, составляет не менее 10 лет, и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки. Внесенные 25 июня 2021 г. изменения в Закон №215 касаются утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города педагогических работников, работавших в образовательных учреждениях, одновременно отвечавших на день присвоения населенному пункту статуса города, следующим условиям: прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки.

В силу ч. 8 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании» размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных организаций устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Управление образования администрации Красногвардейского района - структурное подразделение администрации муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области, является органом местного самоуправления, не обладающим собственным бюджетом. Но органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению категорий получателей, условий и порядка возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки педагогических работников. При этом, согласно ст. 4 Закона №215 финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета. Принимая во внимание изменения, внесенные в Закон № 215 (абз. 3 ч.3 ст. 1) от 25 июня 2021 г., истец на день присвоения населенному пункту статуса города обладала правом на получение мер социальной поддержки, но не была назначена досрочная пенсия, и педагогическая деятельность на тот момент не была прекращена. Исходя из текста закона, условия должны быть соблюдены одновременно.

Поскольку выплаты мер социальной поддержки истца были прекращены после вступления в действие положений Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. № 215, в связи с тем, что Колесникова В.И. работает в образовательной организации, расположенной в г. Бирюч, управление образования администрации Красногвардейского района не может предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

     При этом признают, что, имея десятилетний стаж педагогической деятельности в сельской школе и школе поселка, являясь пенсионером, истица пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг до принятия Закона №215, в том числе и после изменения статуса пос. Красногвардейское на г.Бирюч Красногвардейского района Белгородской области. Колесникова В.И. на день присвоения населенному пункту статуса города обладала правом на получение мер социальной поддержки. Управление образования не может нарушать региональное законодательство и выплачивать меры социальной поддержки истице. С учетом изложенного, просила отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.

Представитель ответчика Министерства образования Белгородской области, извещённый надлежащим образом, в суд не явился, был уведомлен о времени и месте судебного разбирательства посредством направления судебного извещения в электронном виде по адресу электронной почты sud@belregion.ru в соответствии с условиями Соглашения об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, от 21 февраля 2022 г., текст которого размещен на официальном сайте Белгородского областного суда (oblsud.blg.sudrf.ru) в подразделе «Информационные технологии» раздела «О суде», что подтверждается отчетом об отправке. Ответчик является участником указанного Соглашения с 11 апреля 2022 г..

Представитель Министерства образования Белгородской области просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве на иск возражал против его удовлетворения. Статьей 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Учитывая финансовые возможности субъекта РФ и иные факторы, субъектов Российской Федерации вправе предусмотреть специальные условия (размер, условия и порядок) возмещения расходов. В Белгородской области данный вопрос урегулирован законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области» (далее Закон № 215).

В соответствии Законом №215 педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) Белгородской области, а также педагогическим работникам прекратившим педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки, возмещаются расходы за: пользование жилым помещением (наем); содержание и ремонт жилого помещения; отопление в домах с центральным отоплением, в том числе за газ и твёрдое топливо, в размере годовой потребности в случае использования поквартирных водонагревателей и малометражных отопительных котлов на газовом и твердом топливе; приобретение твёрдого топлива в размере годовой потребности в домах н имеющих центрального отопления; электроэнергию, расходуемую на освещение жилого помещения.

Положение Закона №215 также распространяется на педагогических работников, работавших в государственных областных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях на территории Белгородской области, после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), прекративших педагогическую деятельность, если стаж их педагогической работы в сельских населённых пунктах рабочих посёлках (посёлках городского типа) составляет не менее 20 лет. Абз. 3 ч. 3 ст.1 Закона № 215 предусматривает, что меры социальной поддержки распространяются также на утративших    право на получение на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населённому пункту статуса города педагогических работников, работавших в государственных областных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях на территории Белгородской области, одновременно отвечавших на день присвоения населённому пункту статуса города следующим условиям: прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии) наличие права на получение мер социальной поддержки. Истец не соответствует установленным Законом № 215 требованиям. При этом истец не лишен права обжаловать в установленном порядке положения Закона № 215. Сведений об обжаловании положений Закона №215 не имеется.

Представитель третьего лица - Министерства финансов и бюджетной политики Белгородской области, извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился, своего представителя в суд не направил, был уведомлен о времени и месте судебного разбирательства посредством направления судебного извещения в электронном виде по адресу электронной почты sud@belregion.ru в соответствии с условиями Соглашения об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, от 21 февраля 2022 г., текст которого размещен на официальном сайте Белгородского областного суда (oblsud.blg.sudrf.ru) в подразделе «Информационные технологии» раздела «О суде», что подтверждается отчетом об отправке. Третье лицо является участником указанного Соглашения с 18 апреля 2022 г..

Представитель третьего лица - администрации Красногвардейского района Белгородской области в судебное заседание не явился, был уведомлен о времени и месте судебного разбирательства посредством направления судебного извещения в электронном виде по адресу электронной почты priemnaya@kg.belregion.ru в соответствии с условиями Соглашения об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, от 21 февраля 2022 г., текст которого размещен на официальном сайте Белгородского областного суда (oblsud.blg.sudrf.ru) в подразделе «Информационные технологии» раздела «О суде», что подтверждается отчетом об отправке. Представитель третьего лица является участником указанного Соглашения с 20 июня 2022 г..

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Колесниковой В.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 и ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 7 и 39). В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). В соответствии с п. «б», «е» и «ж» ч. 1 ст.72 Конституции защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, вопросы образования, жилищное законодательство являются предметами совместного ведения Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации, которые призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции такие законы и подзаконные акты, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусматривалось федеральным законодательством, что закреплено в следующих нормативно-правовых актах.

Первоначально оно было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (утратило силу с изданием Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. №80) с учетом Распоряжения Совмина СССР от 24 июля 1949 № 11433р.

Пункт 1 данного Постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Кроме того, в соответствии с указанием Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 г. № 215-1 при определенных условиях право на бесплатное получение квартиры, отопление и освещение было также предоставлено и учителям сельских школ, проживавшим в близлежащих городах.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (п/п «б» п. 6 Постановления. Утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. №634).

Распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 г. № 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.

Данное право педагогов-пенсионеров было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, от 24 января 1985 года № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

В подпункте «а» пункта 1, в частности, указывалось, что право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности учителями, если общий стаж работы в сельских общеобразовательных школах, составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

В соответствии с ч. 3 п. 1 Постановления это право сохраняется также и за указанными работниками, если они, работая в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах или других населенных пунктах и на момент выхода на пенсию пользовались бесплатными квартирами с отоплением и освещением.

Согласно п. 2 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами их семей при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.

При этом в силу п. 4 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в пункте 1, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким - либо причинам не воспользовались этим правом.

В соответствии со ст. 59 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Основам жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

На основании ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 г. № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 13 января 1996 г.), было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ введено понятие - «меры социальной поддержки», норма была дополнена положением о том, что «размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации». Данным законом не предполагалась отмена льготы, гарантированной ст. 55 Закона «Об образовании» для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию и имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ норма абзаца третьего п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положениями действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В Белгородской области педагогические работники пользуются мерами социальной поддержки, установленными Законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области».

Из ст. 1 Закона № 215, следует, что в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» настоящий закон устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки). Положения указанного закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки (педагогические работники, вышедшие на пенсию).

Как установлено судом и следует из материалов дела (трудовой книжки) и ответчиком признается, что Колесникова В.И. работала с 15 августа 1983 г. по 17 октября 1983 г. воспитателем группы продленного дня в Гредякинской восьмилетней школе №2, с 18 октября 1983 г. по 24 августа 1987 г. воспитателем группы продленного дня в Коломыцевской средней школе, с 1 сентября 1987 г. по 31 августа 1989 г. учителем в Красногвардейской средней школе, с 1 сентября 1989 г. по 19 января 1994 г. – воспитателем группы продленного дня в Красногвардейской средней школе, с 20 января 1994 г. по настоящее время учителем в Красногвардейской средней школе (ныне ОГБОУ «Бирюченская средняя образовательная школа» Белгородской области.

В период осуществления педагогической деятельности Колесникова В.И. была зарегистрирована и проживала по адресу: с. Засосна Красногвардейского района Белгородской области, с 2022 г. в п. Красногвардейское (ныне г. Бирюч) <адрес> где и проживает по настоящее время.

Согласно пенсионному удостоверению № 22 августа 2008 г. истице была назначена досрочная страховая пенсия по старости.

На основании постановления Белгородской областной Думы от 24 марта 2005 г. № 40-14-111 с учетом решения одиннадцатой внеочередной сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 10 февраля 2015 г. №5 статус поселка Красногвардейское изменен на статус города местного значения – город Красногвардейское. В соответствии с Федеральным законом от 30 января 2007 г. №7-ФЗ город Красногвардейское переименован в город Бирюч Красногвардейского района Белгородской области.

Ответчиком не оспорено, что, проживая в с. <адрес>, имея 10-летний стаж педагогической работы в учреждениях села и посёлка, Колесникова В.И. приобрела право на получение мер социальной поддержки и фактически их получала, в том числе после изменения статуса населенного пункта, в котором она проживает по настоящее время. При этом с 2008 г. истица являлась получателем досрочной пенсии по выслуге лет и продолжала работать учителем в школе.

Предоставление льгот педагогическим работникам регулировались Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246, указаниями Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 г. № 215-1, Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255, утратившим силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 г., Постановлением Совета Министров СССР № 1003р от 23 мая 1984 г., Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22, ст. 55 ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, ст. 51 Социального Кодекса Белгородской области, а также принятым на его основе постановлением главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 г. «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района».

Согласно постановлению главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 г. «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района», принятому в целях упорядочения мер по обеспечению социальных гарантий работников бюджетной сферы, работающих в сельской местности и в соответствии с постановлением областной Думы «О социальном кодексе Белгородской области», а также с действующим законодательством о местном самоуправлении, правом на предоставление мер социальной защиты обладали работники муниципальных учреждений, имеющих высшее или среднее специальное образование, в том, числе педагогические работники образовательных учреждений, а также лица, которые после назначения пенсии (независимо от вида пенсии) прекратили трудовую деятельность, стаж которых в сельской местности по вышеуказанным специальностям составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались этими льготами. Меры социальной поддержки предоставлялись за жилое помещение, отопление и освещение. Данное постановление сохраняло свое действие и применялось до принятия Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. № 215, в том числе и отношении истицы.

Постановлением сороковой сессии Красногвардейского районного совета депутатов третьего созыва Белгородской области от 24 июля 2007 г. № 4 в целях социальной защиты работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г. Бирюча в связи с изменением статуса п. Красногвардейское на город Бирюч, в соответствии с ФЗ РФ от 30 января 2007 г. № 7-ФЗ «О переименовании города Красногвардейское Красногвардейского района в город Бирюч» и постановлением Белгородской областной Думы от 24 марта 2005 г. № 40-14-111 «Об изменении статуса и переименовании поселка Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области» за работниками муниципальных учреждений проживающих и (или) работающих в г. Бирюче, имеющих высшее или среднее специальное образование, было оставлено право на предоставление мер социальной защиты, в том числе и для педагогических работников образовательных учреждений и определено продолжить предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты за жилое помещение, отопление и освещение.

На основании п. 1 ст. 51 Социального кодекса Белгородской области правом на предоставление мер социальной поддержки обладают педагогические работники муниципальных и областных учреждений, проживающих и (или) работающих в сельской местности и имеющих высшее или среднее специальное образование, или обучающиеся по заочной форме обучения по специальности.

Право на предоставление мер социальной защиты имеют также педагогические работники, которые после назначения пенсии (независимо от вида пенсии) прекратили трудовую деятельность, стаж работы которых в сельской местности составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались мерами социальной защиты, предусмотренными настоящей главой (п. 2 ст. 51 Социального кодекса).

Исходя из содержания п. 1 ст. 51 Социального кодекса Белгородской области достаточным условием предоставления мер социальной поддержки педагогам является проживание или работа в сельской местности, а для пенсионеров (п.2) наличие стажа и фактическое пользование льготами.

Разъяснениями «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22, которое было принято во исполнение Постановления СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255, предусматривалось сохранение за педагогическими работниками-пенсионерами, работавшими в сельской местности не менее 10 лет, права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если они пользовались этими льготами, а также, если проживали в близлежащих городах. При этом не имело значения, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу (подпункт «а» пункта 1, ч. 3 п. 1, п. 4 Постановления). Кроме того, в п. 2 Постановления прямо указано о сохранении такого права и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город, что имело место в отношении Колесниковой В.И...

С принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании 19 июля 1973 г., Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. «О народном образовании», закрепивших право работников народного образования пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 г., Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г., предусмотревших предоставление такой же льготы специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, вне населенных пунктов, в рабочих и иных поселках, нормативные правовые акты, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим в близлежащих городах, и условий сохранения за ними этих льгот при выходе на пенсию, не были отменены либо изменены.

Об этом свидетельствует содержание абзаца третьего пункта 1 разъяснений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. №5/12-22, вновь подтвердившего, что такое право сохраняется за педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельских общеобразовательных школах составляет не менее 10 лет, если они, работая в школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах или других населенных пунктах и на момент выхода на пенсию пользовались указанными льготами. Таким образом, педагоги сельских школ и педагоги этих школ, проживавшие в близлежащих городах, относились к одной категории лиц, за которыми при наличии 10-летнего стажа при переходе на пенсию сохранялись жилищно-коммунальные льготы.

В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 г. №263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» положения указанных нормативных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, они продолжали действовать на момент возникновения у истицы права на получение мер социальной поддержки и не противоречили Закону «Об образовании», что опровергает доводы ответчиков.

В частности, Постановление от 4 мая 1971 г. № 255 утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 года. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 принималось в его исполнение. Последующие изменения, которые вносились в Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г., принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ не могут лишить истицу ранее приобретённого права.

Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г. в первоначальной редакции непосредственно не закреплял право педагогических работников сельских образовательных учреждений на жилищно-коммунальные льготы. В п. 9 ст. 55 Закона предусматривалось лишь, что на педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления, распространяются льготы, установленные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.

Соответствующая норма (абз. 3 п. 5 ст. 55) была включена в названный Закон лишь в 1996 году. Она предусматривала, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Дополнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), не принесло каких-либо изменений в порядок реализации этой меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников.

Из п. 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. следует, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение уровня социальной поддержки педагогических работников, а также перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.

Положениями ч. 8 ст. 47 действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

В Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О указывалось, что разъяснение Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 5/12-22, от 2 апреля 2009 г. №553-О-П не утратило своей юридической силы, а суду следует устанавливать, предоставлялась ли льгота фактически.

В Определении от 2 апреля 2009 г. №553-О-П Конституционный Суд РФ также сделал вывод о том, что Постановление СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255 и Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22, регулирующие предоставление льгот по оплате коммунальных услуг пенсионерам – бывшим педагогическим работникам сохраняли свою силу и применялись после принятия Закона «Об образовании», в том числе с учетом изменений от 22 августа 2004 г..

Из положений нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности Колесниковой В.И. и возникновения права на пенсию (2008 год), следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось педагогическим работникам, имеющим стаж работы в образовательном учреждении в сельской местности не менее 10 лет. Это право сохранялось и после прекращения трудовых отношений при наличии необходимого стажа и пользования льготой на момент выхода на пенсию. При этом в силу п. 4 Постановления от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 независимо от того, воспользовались ли они этим правом.

При этом Колесникова В.И., проработав учителем в школах, расположенных в посёлке и селе более 10 лет (с 1983 г.), пользовалась жилищно-коммунальными льготами как до, так и после внесения изменений в Закон, что свидетельствует о применении положений нормативных актов Союза СССР, в том числе Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 и сохраняли ее действия после внесения изменений в Закон «Об образовании», что опровергает доводы ответчиков об отсутствии у истицы права на меры социальной поддержки в связи с приоритетом Закона «Об образовании», как нормативного акта большей юридической силы. После изменения статуса населённого пункта – поселка Красногвардейское на город (в 2005 г.) вплоть до июля 2008 г. истица пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг.

Несмотря на это, в нарушении приобретенного права, с июля 2008 г. после принятия Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 г., предоставление истице мер социальной поддержки было прекращено, на том основании, что не подпадает под действие положений Закона Белгородской области №215, поскольку работает и проживает в городе Бирюч.

Круг лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, был определен в ст. ст. 1 и 3 Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области».

В первоначальной редакции ст. 1 Закона № 215 предусматривалось, что в соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» он устанавливал размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области (меры социальной поддержки).

Указано, что положения настоящего закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки (ч. 2 ст. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 215 расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, возмещаются лицам, указанным в статье первой настоящего закона, проживающим на территории Белгородской области и работающим (работавшим) в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), т.е. обязательного условия о проживании педагогов в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) статьи 1 и 3 Закона не содержали. Необходимые условия были: проживание в Белгородской области и работа в образовательных учреждениях в сельской местности (поселках), что имело место и в отношении истицы Колесниковой В.И..

Согласно ст. 14 Закона № 215 он вступал в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.. На этот момент истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки и получала их фактически.

Изменения в ст. ст. 1 и 3 Закона №215, конкретизировавшие условия предоставления мер социальной поддержки (работа и проживание в сельской местности и в поселках) были внесены лишь Законом от 3 октября 2013 г. №227.

В свою очередь ст. 55 Закона «Об образовании» №3266-1 в редакции Закона от 22 августа 2004 г. предусматривала, что «педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации», т.е. норма права носила отсылочный характер.

В действующей редакции Закона №215 (ст.ст. 1 и 3) указано, что он устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки).

Его положения распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки, а также на утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населённому пункту статуса города педагогических работников, одновременно отвечавших на день присвоения населенному пункту статуса города следующим условиям: прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки.

Кроме того, в соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона (в ред. от 30 апреля 2021 г.) его положения распространяются также на педагогических работников, работавших в государственных областных и муниципальных образовательных организациях на территории области после назначения пенсии (независимо от вида), прекративших педагогическую деятельность, если стаж их педагогической работы в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) составляет не менее 20 лет.

В соответствии с абз.3 ст.1 Закона (в ред. от 25 июня 2021) право на получение мер социальной поддержки распространяется на утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населённому пункту статуса города педагогических работников, работавших в государственных областных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях на территории Белгородской области, одновременно отвечавших на день присвоения населённому пункту статуса города следующим условиям: прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки.

Виды и размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, изложены в ст. 2 Закона №215.

На основании ст. 2 Закона №215 лица, указанные в ст. 1 Закона, имеют право на возмещение расходов: 1) за пользование жилым помещением (наем); 2) содержание и ремонт жилого помещения; 3) отопление в домах с центральным отоплением, в том числе за газ и твердое топливо, в размере годовой потребности в случае использования поквартирных водонагревателей и малометражных отопительных котлов на газовом и твердом топливе; 4) приобретение твердого топлива в размере годовой потребности в домах, не имеющих центрального отопления; 5) электроэнергию, расходуемую на освещение жилого помещения.

Колесникова В.И. проживает в квартире, согласно представленным квитанциям ею производится оплата коммунальных услуг: жилое помещение, отопление, освещение, однако указанные расходы не компенсируются.

С июля 2008 г. ответчик не предоставляет Колесниковой В.И. меры социальной поддержки.

Из ответа Управления образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» от 24 апреля 2024 г. видно, что истица обращалась с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, однако ей было отказано со ссылкой, что в настоящее время она проживает в городе Бирюч и согласно Закону №215 таким правом не обладает, после чего истица обратилась с иском в суд.

Однако, судом установлено, что на момент принятия Закона №215 истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки, фактически ими пользовалась и последующее лишение ее такого права противоречит положениям Конституции РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно и последовательно высказывал правовую позицию в своих решениях и постановлениях о том, что при изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта Российской Федерации. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации (постановления от 24 мая 2001 года №8-П, от 29 января 2004 г. №2-П, от 2 апреля 2009 г. №553-О-П, от 20 апреля 2010 г. №9-П, от 27 марта 2012 г. №8 -П, от 1 июля 2015 г. №18-П, от 16 июля 2015 г. №1655-О, от 27 марта 2018 г. №13-П и др.).

Согласно определениям от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О, № 959-О-О, от 2 апреля 2009 года №553-О-П, предметом рассмотрения Конституционного суда РФ были непосредственно нормативные акты субъектов РФ, касающихся прав педагогов-пенсионеров на получение мер социальной поддержки, соотношение с положениями ст. 55 Закона «Об образовании». В них содержится вывод о том, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 5 Закона №215 полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, а также лицам, указанным в части 3 статьи 1 настоящего Закона, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов. В свою очередь функции по реализации данных мер социальной поддержки возложены на управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», что ответчиком признается.

На основании ст. 4 Закона №215 финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета. Органы местного самоуправления реализуют переданные им полномочия за счёт субвенций, предоставляемых из областного бюджета (ст.8 Закона).

Согласно информации начальника управления образования администрации Красногвардейского района и в соответствии с положениями ст.ст. 3, 5 Закона №215 при получении платежных документов, подтверждающих понесенные расходы по оплате коммунальных услуг, в 10-дневный срок управление образования принимает решение о возмещении расходов на оплату жилого помещения, отопление и освещение. Специалист управления образования производит расчет сумм, в соответствии с которым формируется сводная заявка, она направляется в департамент (Министерство) образования Белгородской области, который в свою очередь формирует сводную заявку и передает ее в Департамент финансов и бюджетной политики, который осуществляет финансирование расходов за счет средств областного бюджета. Таким образом, первоначальные списки формирует управление образования.

Департамент образования Белгородской области, переименованный распоряжением Правительства Белгородской области от 29 ноября 2021 г. № 591-рп в Министерство образования, является главным распорядителем бюджетных средств выделяемых на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, что подтверждается ст. 10 Закона №215, приложением к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств, в которой он таковым указан главным распорядителем денежных средств.

В соответствии со ст.ст. 6, 158 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, ст. 58 Закона Белгородской области от 16 ноября 2007 г. № 162 именно главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, выступать в суде от имени субъекта.

На момент преобразования посёлка Красногвардейское в город Дутова О.И. имела необходимый 10-летний стаж работы в учебных учреждениях села и посёлка, получала меры социальной поддержки, в связи с чем, она не может быть лишена данного права, исходя из законодательства субъекта, поскольку федеральные нормативные акты предоставляли ей такое право. Объем предоставляемых мер социальной поддержки согласуется с положениями Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215.

В соответствии с положениями ст.12 ГК РФ, разъяснениями Конституционного Суда РФ восстановление нарушенного права истицы осуществляется в судебном порядке путем его признания и возложения обязанности по предоставлению мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, имеющему 10-летний стаж работы в учебных учреждениях села и посёлка.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Колесниковой В.И. к управлению образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области, Министерству образования Белгородской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки и об обязании их предоставления удовлетворить.

Признать за Колесниковой В.И. право на предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.

Обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области (ИНН 3111002016) осуществлять Колесниковой В.И. (паспорт ) компенсационные выплаты за коммунальные услуги, предусмотренные Законом Белгородской области от 21 июля 2008 №215.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд Белгородской области.

              Председательствующий судья                          Максимова С.А.

24.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2024Передача материалов судье
30.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2024Подготовка дела (собеседование)
18.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2024Судебное заседание
09.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее