Судья Санина Е.А. |
№ 33-964/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 апреля 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.
судей Глушенко Н.О., Евтушенко Д.А.
при ведении протокола помощником судьи Кудряшовым О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 22 января 2021 года по гражданскому делу (...) по иску ФИО к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов прохождения военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и возложении обязанности произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд по тем основаниям, что с 18 января 2019 года является получателем страховой пенсии по инвалидности. В период с 29 апреля 1985 года по 11 июня 1987 года проходил срочную военную службу в войсковой части, дислоцировавшейся в г. Оленегорске Мурманской области.После службы в армии 23 июня 1987 года истец был принят на работу водителем в Сортавальскую дорожно-строительную передвижную механизированную колонну, расположенную на территории г. Сортавала.Согласно ответу ответчика от 30 сентября2020 года период срочной военной службы с 29 апреля 1985 года по 11 июня 1987 года засчитан истцу в страховой стаж, однако не зачтен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии по старости. Истец полагает, что указанный период срочной военной службы в районах Крайнего Севера подлежит включению в стаж работы в районах крайнего Севера. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать ответчика включить период срочной военной службы в районах Крайнего Севера в стаж работы в районах крайнего Севера и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности.
Решением суда иск удовлетворен.
С данным решением ответчик не согласен, просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что по ранее действующему пенсионному законодательству служба в армии в льготный стаж работы в районах Крайнего Севера не включалась. В период прохождения ФИО военной службы с 29 апреля 1985 года по 11 июня 1987 года действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», нормы которого не предусматривали включение периодов службы в армии в стаж работы в районах Крайнего Севера, а также действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года №590, в соответствии с подпунктом «д» пункта 16 которого, право на пенсию по старости на льготных условиях имеют рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Кроме того, период прохождения военной службы по призыву в районе Крайнего Севера не может быть учтен в стаж работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения. Полагает, что период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, базовый размер страховой части пенсии подлежит перерасчету с учетом стажа работы истца в районах Крайнего Севера.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, извещен о дне слушания дела.
Истец также в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части удовлетворенных исковых требований в связи с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что ФИО с 18 января 2019 года установлена страховая пенсия по инвалидности в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 11 февраля2019 года №(...) ФИО проходил службу в войсковой части (...) с 29 апреля1985 года по 11 июня1987 год, войсковая часть дислоцировалась в городе Оленегорске Мурманской области.
Из трудовой книжки истца следует, что 23 июня1987 года он был принят на работу водителем в Сортавальскую дорожно-строительную передвижную механизированную колонну. Указанная организация располагалась на территории города Сортавала Сортавальского района Республики Карелия.
Согласно ответу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) от 30 сентября 2020 года, служба в армии по призыву с 29 апреля1985 года по 11 июня1987 года засчитана истцу в страховой стаж, однако не зачтена в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции,руководствуясь положениями Федерального закона «О страховых пенсиях», Постановления Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», с учетом того, что истец проходил действительную срочную военную службу в районах Крайнего Севера, устроился на работу в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в течение трех месяцев после увольнения с действительной срочной военной службы, пришел к выводу, что период действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера подлежит включению в стаж работы истца в районах Крайнего Севера, и истец имеет право на перерасчет фиксированной выплаты к страховой части пенсии с учетом спорного периода.
С таким выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ).
Согласно статье 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статья13 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 17 указанного Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25 марта1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам ивоенным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля1960 года и от 26 сентября1967 года предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Из вышеизложенного следует, что право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.
Указанная правовая позиция обозначена и в определении Судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции за № 88-17322/2020 от 23 декабря 2020 года.
При изложенных обстоятельствах, решение суда об удовлетворении требований истца нельзя признать законным, оно подлежит отменена основании положений пункта 4части 1статьи 330Гражданского процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 22 января 2021 годапо настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи