Решение по делу № 3-19/2014 от 20.05.2014

Дело № 3-19/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего судьи Евтифеевой О.Э.,

при секретаре Плотниковой С.С.

с участием прокурора Тверикиной Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово «30» мая 2014 года

дело по заявлению Салтыкова С.С. о признании недействующим пункта 2 статьи 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области»,

У С Т А Н О В И Л:

Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон Кемеровской области от 14 ноября 2005 N 123-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области". Первоначальный текст документа опубликован в приложении "Официально" к газете "Кузбасс", N 216, 22 ноября 2005.

В настоящий момент Закон Кемеровской области действует.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закон Кемеровской области от 14 ноября 2005 N 123-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области" (в редакции Законов Кемеровской области от 08 апреля 2008 N 15-ОЗ, от 20 декабря 2011 N 154-ОЗ) меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, предоставляются многодетным семьям, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Кемеровской области.

    Салтыкова С.С. обратилась с заявлением о признании недействующим пункта 2 статьи 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области», взыскании расходов по оплате государственной пошлины.

Настаивает, что оспариваемый нормативно - правовой акт в указанной части противоречит Указу Президента РФ от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах социальной поддержке многодетных семей», имеющему большую юридическую силу.

Полагает, что под дополнительной социальной поддержкой следует понимать другую добавочную поддержку к той, которая уже обозначена в подпункте «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации как прямая помощь в трудных жизненных ситуациях.

Закон Кемеровской области меры социальной поддержки ставит в зависимость от среднедушевого дохода многодетной семьи, который не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Кемеровской области, тем самым лишает многодетные семьи воспользоваться законными правами, закрепленными в Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании Салтыкова С.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что имеет на воспитании троих детей.

Представитель Совета народных депутатов Кемеровской области Нестерова Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представитель Губернатора Кемеровской области Федотова В.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования не признали, настаивали на доводах, изложенных в письменных возражениях.

Заслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, исследовав представленные доказательства, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Тверикиной Н.Н., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (часть 5).

Согласно пункту 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Статьей 1 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» установлено, что для целей настоящего Закона многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных и приемных.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» установлено, что Закон распространяется на многодетные семьи, в состав которых могут входить граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, место жительства которых находится на территории Кемеровской области.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» установлено, что меры социальной поддержки предоставляются многодетным семьям, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Кемеровской области.

Таким образом, указанными нормами Закона Кемеровской области установлены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 выбор критериев отнесения семей к многодетным и нуждающимися в дополнительной социальной поддержке возложен на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в процессе реализации полномочий в сфере социальной защиты при установлении мер социальной поддержки и при определении категорий семей, нуждающихся в социальной защите должны учесть национальные и культурные особенности в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Применение критерия величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Кемеровской области для определения нуждаемости в предоставлении мер социальной поддержки суд полагает не противоречащим федеральному законодательству.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 24 октября 1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание, что финансирование расходов на меры социальной поддержки, установленные Законом Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» осуществляется за счет средств областного бюджета (статья 4 Закона), а также, учитывая, что определение категорий семей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации, установление критерия нуждаемости в дополнительной социальной поддержке в зависимости от величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Кемеровской области, приходящегося на одного члена семьи не противоречит законодательству Российской Федерации. Федеральный закон, определяющий категории многодетных семей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, отсутствует.

Довод заявителя о том, что финансирование мер социальной поддержки по указанному Закону Кемеровской области осуществляется также за счет федерального бюджета не обоснован, противоречит статьям 74.1, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 N 184-ФЗ, статье 4 Закон Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области».

Суд полагает не неосновательными доводы заявителя о том, что подпункт "б" Указа Президента Российской Федерации содержит основные льготы, которые должны предоставляться многодетным семьям независимо от уровня среднедушевого дохода на одного члена семьи, а в зависимости от данного критерия законом субъекта Российской Федерации могут быть установленные дополнительные льготы, не поименованные в Указе Президента Российской Федерации, поскольку данный довод противоречит положениям Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», который не содержит разграничения на основанные и дополнительные меры социальной поддержки.

В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что поскольку оспариваемая заявителем норма принята Советом народных депутатов Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий, в том числе с учетом требований статей 8, 23 Закона Кемеровской области от 19 января 2004 № 1-ОЗ «О Совете народных депутатов Кемеровской области», статьи 39 Устава Кемеровской области (принят Законодательным Собранием Кемеровской области 09 апреля 1997), не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу в удовлетворении заявления Салтыковой С.С. следует отказать.

Расходы по оплате государственной пошлины, понесенные заявителем, в связи с отказом в удовлетворении заявления возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления Салтыкова С.С. о признании недействующим пункта 2 статьи 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области» отказать.

Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2014 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кемеровский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья: О.Э. Евтифеева            

3-19/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Салтыкова Светлана Сергеевна
Другие
Совет Народных Депутатов Кемеровской области
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Евтифеева Ольга Эдуардовна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
20.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2014Передача материалов судье
23.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2014Подготовка дела (собеседование)
30.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2014Судебное заседание
04.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2014Дело оформлено
23.01.2015Дело передано в архив
30.05.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее