Судья Зверева О.П. Дело № 33а-92/2019
Учет №021а
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
11 января 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р.,
судей Шакуровой Рќ.Рљ., Сайдашевой Р.Р .,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Хайруллиной Р.Р .,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Сайдашевой Р.Р . административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Макеевой Лилии Фаридовны РЅР° решение Тукаевского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 13 сентября 2018 РіРѕРґР°, которым отказано РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° Макеевой Лилии Фаридовны Рє Рсполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, главному архитектору Тукаевского района Шамсиевой Малике Тагировне Рѕ признании решения РѕР± отказе РІ выдаче градостроительного плана земельных участков СЃ кадастровыми номерами .... Рё .... незаконным Рё обязании разработать Рё выдать градостроительные планы земельных участков СЃ кадастровыми номерами .... Рё ....,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› Рђ:
Макеева Л.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами .... и ...., расположенных по адресу: <адрес>
27 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР° Макеева Р›.Р¤. обратилась РІ Рсполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее – Рсполнительный комитет) СЃ заявлением Рѕ выдаче градостроительного плана указанных земельных участков.
На это заявление Главным архитектором Тукаевского муниципального района Шамсиевой М.Т. дан ответ об отказе в предоставлении запрашиваемого градостроительного плана в связи с тем, что его разработка станет возможной только после включения земельного участка в границы населенного пункта, так как согласно Правилам землепользования и застройки Азьмушкинского сельского поселения зонирование данного земельного участка определяется как земли сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашни, пастбища), с перспективой включения в границы населенного пункта.
Макеева Л.Ф. полагала такой ответ незаконным и необоснованным, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельные участки с кадастровыми номерами .... и .... отнесены к категории земель населенного пункта, имеет вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, градостроительное законодательство не предусматривает приведенного в оспариваемом ответе основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представитель Макеевой Л.Ф. – Юсупзянов Ш.Р. просит об отмене решения суда, повторяя доводы административного искового заявления о нахождении спорного земельного участка в границах населенного пункта и полагая, что выводы суда о его отнесении к землям сельхозугодий основаны на недопустимых доказательствах.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Макеева Л.Ф. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами .... и ...., площадью 3000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенного пункта, с видом разрешенного использования: для жилищного строительства.
27 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР° Макеева Р›.Р¤. обратилась РІ Рсполнительный комитет СЃ заявлением Рѕ выдаче градостроительного плана земельного участка СЃ кадастровыми номерами .... Рё .....
Письмом главного архитектора Тукаевского муниципального района Шамсиевой М.Т. Макеевой Л.Ф. было сообщено, что разработка градостроительного плана земельного участка станет возможной только после включения данного земельного участка в границы населенного пункта, так как согласно Правилам землепользования и застройки Азьмушкинского сельского поселения функциональное зонирования данного земельного участка определяется как земли сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (пашни, пастбища), с перспективой включения в границы населенного пункта. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применения порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Правилами землепользования и застройки Азьмушкинского сельского поселения предусмотрено отнесение территории, на которой находится спорный земельный участок, к зоне сельскохозяйственных угодий (СХ). Строительство в данной зоне индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Между тем судом не учтены следующие положения закона.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, является Градостроительный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со статьей 57.3 этого Кодекса в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка (далее - Правообладатель) обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано Правообладателем через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его Правообладателю.
Основаниями для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка являются:
1) обращение с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка лица, не являющегося его Правообладателем;
2) отсутствует утвержденная документация по планировке территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации.
Подготовка документации по планировке территории согласно части 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 указанной статьи.
Помимо осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, предусмотрены и иные случаи, указанные в части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, когда в целях размещения объектов капитального строительства подготовка документация по планировке территории является обязательной.
Нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность лица обосновать цель истребования градостроительного плана, а также предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, нормативное правовое регулирование которой осуществляется в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
То есть нормативно-правовые акты (в том числе административные регламенты) органа местного самоуправления не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из текста оспариваемого отказа, в нем приводится лишь ссылка на статью 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Между тем вышеприведенные законные основания для отказа выдачи градостроительного плана земельного участка административным ответчиком не указаны.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 61 - 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, должностного лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
При этом вопрос о возможности (невозможности) возведения на конкретном земельном участке того или иного объекта капитального строительства подлежит выяснению уполномоченным органом на стадии выдачи разрешения на строительство, но не на стадии выдачи градостроительного плана земельного участка.
При изложенных обстоятельствах ответ главного архитектора Тукаевского муниципального района Шамсиевой М.Т. по заявлению Макеевой Л.Ф. от 27 июня 2018 года о выдаче градостроительного плана земельного участка нельзя признать мотивированным и обоснованным, а, следовательно, законным.
В рассматриваемом случае права Макеевой Л.Ф. подлежат восстановлению путем возложения обязанности на уполномоченное должностное лицо повторно рассмотреть ее заявление от 27 июня 2018 года, так как суд не вправе подменять законодательно установленный порядок рассмотрения обращения специальным (компетентным) органом, поскольку судебный контроль ограничен принципом разделения властей.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р› Рђ:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 13 сентября 2018 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление Макеевой Лилии Фаридовны.
Признать незаконным ответ главного архитектора Тукаевского муниципального района Шамсиевой М.Т. по заявлению Макеевой Л.Ф. от 27 июня 2018 года о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровыми номерами .... и .... и возложить обязанность повторно рассмотреть указанное заявление.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё