Решение по делу № 2-1265/2023 от 29.06.2023

        № 2-1265/2023 ~ М-1032/2023

14RS0019-01-2023-001400-86

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

8 сентября 2023 г.                             г. Нерюнгри

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующий судья Софронов П.А., при помощнике судьи Сергеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора города Нерюнгри, в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская жилищная компания», Муниципальному унитарному предприятию Муниципального образования «Нерюнгринский район» «Переработчик» обязать оснастить мусорокамеры контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов,

установил:

иск мотивирован тем, что управляющая организация обязана организовать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) для домов, находящихся в управлении указанной организации, в том числе, в части оснащения мусорокамер многоквартирных домов (далее МКД) контейнерами для сбора и накопления ТКО. Однако мусоросборные камеры многоквартирных домов, находящихся под управлением ответчика, не имеют контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.

Так, нет таких контейнеров в мусоросборных камерах МКД, расположенных по <адрес>

Отсутствие контейнеров для сбора и накопления ТКО может привести к образованию несанкционированных свалок на территории МКД, ухудшению состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также к заболеванию населения. Ввиду чего прокурор <адрес> просит обязать ООО «ЖКУ» до ДД.ММ.ГГГГ оснастить мусорокамеры, указанных в иске МКД, контейнерами для сбора ТКО.

Ввиду чего прокурор <адрес> просит обязать ООО «НЖК» до ДД.ММ.ГГГГ оснастить мусорокамеры МКД <адрес>, указанных в иске, контейнерами для сбора ТКО.

Прокурор, участвующий в деле, Кожехова С.П., исковые требования поддержала, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «НЖК» Божок О.А. с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что в валовый доход регионального оператора, МУП «Переработчику», заложена закупка контейнеров. Поэтому установка контейнеров для сбора ТКО, обязанность МУП «Переработчик».

Ответчик МУП «Переработчик» о времени и месте судебного заседания уведомленное, на судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствуя о рассмотрении гражданского дела без его участия.

В письменных возражениях представитель указанного ответчика пояснил, что МУП «Переработчик» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. В обязанности регионального оператора входит принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законом основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта РФ. Местами складирования и накопления ТКО в <адрес> определены мусоросборные камеры многоквартирных жилых домов и организованные контейнерные площадки. Так, бремя содержания контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, мусороприемных камер входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме несут лица, на законных основаниях владеющие земельными участками, на которых расположены такие площадки, собственники МКД или лица, осуществляющие управление МКД (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или ЖК) в которой располагается мусороприемная камера. В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО не относится к обязанностям регионального оператора по обращению с ТКО. МУП «Переработчик» считает ООО «ЖКУ» надлежащим ответчиком по иску. В связи с тем, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику МУП «Переработчик», которое не должно отвечать по заявленным требованиям, содержащимся в исковом заявлении. Считает, что иск предъявлен к МУП «Переработчик» как к ненадлежащему ответчику.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее закон № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 11 закона № 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 закона № 52-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

При этом одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией, и, в соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, на ООО «Нерюнгринская жилищная компания», не отрицающее управление МКД, указанными в иске, как на управляющую компания этими домами, возложена обязанность надлежащего содержания общего имущества этих многоквартирных домов.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила), согласно которым, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (п.п. «а» п. 2 Правил).

Из положений п.п. «а» п. 16 Правил следует, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.

В п.п. «д» п. 11 Правил указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила Госстроя), определен перечень работ по содержанию жилых домов.

Обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда определены в п. 3.7.1 Правил Госстроя, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов и содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Пунктом 5.9.1 Правил Госстроя установлено, что мусоропровод включает в себя, кроме прочего, мусоросборную камеру с оборудованием.

Технические требования к мусоросборной камере, являющейся обязательной при наличии мусоропровода в МКД, определены в п. 5.9.5 Правил, а количество контейнеров должно соответствовать проекту (п. 5.9.14 Правил Госстроя).

Контейнер представляет собой передвижную несменяемую емкость, предназначенную для непосредственного приема отходов из ствола, их временное хранение и доставки к месту перегрузки в мусоровозный транспорт.

Согласно п. 5.1.1 СП 31-102-2002 «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений», мусоросборную камеру следует размещать непосредственно под стволом мусоропровода.

Размещение шибера в мусоросборной камере должно обеспечивать падение отходов из ствола непосредственно в контейнер, а мусоросборная камера должна быть укомплектована несменяемыми контейнерами в расчетном количестве (п. 5.1.6 и п. 5.1.22 СП 31-102-2002 «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений»).

Таким образом, из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что обязанность по обеспечению содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов возложена на организацию, обслуживающую многоквартирный жилой дом, поскольку бремя содержания мест общего пользования возлагается на собственников помещений.

В ответ на требование прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НЖК» указало, что в МКД, находящихся в управлении ООО контейнеры для сбора мусора в мусоросборных камерах отсутствуют. Проектами жилых домов серии 122,123, по которым построены большинство домов в городе Нерюнгри, не предусмотрена внутридомовая инженерная система в мусоросборных камерах, которая должна удовлетворять технические требования, п. 5.9.5 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». В основном, жилой фонд <адрес> введен в эксплуатацию до выхода вышеназванных нормативных актов.

Согласно информации Нерюнгринской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ МКД, указанные в иске, не оснащены контейнерами для сбора ТКО, в количестве соответствующему количеству мусоропроводов в этих домах.

Таким образом, по делу установлено, что ответчиком, как управляющей организацией МКД, указанными в иске, не предприняты меры по устранению нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки. Отсутствие контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов в мусорокамерах МКД нарушает право граждан на получение надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ по управлению и содержанию общего имущества МКД. А также нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению, в виду чего на ООО «ЖКУ» необходимо возложить обязанность оснастить контейнерами для твердых коммунальных отходов мусорокамеры МКД, указанных в иске.

Доводы представителя ООО «Жилремсервис» о том, что расходы на приобретение контейнеров должен нести региональный оператор, несостоятельны, поскольку требования прокурора относятся к имуществу МКД, которые находятся под управлением УК.

Кроме того, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, и плату обращение с твердыми коммунальными отходами. Поэтому МУП «Переработчик», как региональный оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>, не должен нести бремя по содержанию общего имущества МКД, ввиду чего не является надлежащим ответчиком по данному делу.

Таким образом, ответчиком не предприняты меры к устранению нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки. Отсутствие контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов в мусорокамерах МКД нарушает право граждан на получение надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ по управлению и содержанию общего имущества МКД. А также нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.

С учетом этого следует признать, что ответчик обязан оснастить контейнерами для твердых коммунальных отходов мусорокамеры МКД, указанных в иске, поэтому иск к управляющей организации подлежит удовлетворению.

В удовлетворении иска к МУП «Переработчик» следует отказать.

Частью 1 ст. 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда) исполняется их руководителем в установленный срок (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).

С учетом мнения прокурора, разумности срока исполнения судебного решения и справедливого баланса публичных интересов и интересов неопределенного круга лиц и ответчика, возможно установить срок для устранения нарушений по ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку иск к управляющей компании удовлетворен в полном размере, при этом прокурор освобожден от уплаты пошлины (п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), то с управляющей компании, не освобожденной от уплаты судебных расходов, в доход бюджета МО «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ)

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская жилищная компания» в срок по ДД.ММ.ГГГГ оснастить контейнерами для твердых коммунальных отходов мусорокамеры многоквартирных жилых домов, расположенных <адрес>

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская жилищная компания» в бюджет МО «<адрес>» государственную пошлину в размере <данные изъяты>

В удовлетворении иска к МУП «Переработчик» отказать.

Апелляционная жалоба на решение может быть подана в месячный срок в Верховный Суд Республики с принесением жалобы через Нерюнгринский городской суд.

судья                                        

идентификаторы:

- Общество с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская жилищная компания» <данные изъяты>

2-1265/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Нерюнгри
Ответчики
ООО "Нерюнгринская жилищная компания"
МУП Переработчик
Суд
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Софронов Петр Афанасьевич
Дело на странице суда
nerungry.jak.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2023Подготовка дела (собеседование)
08.08.2023Подготовка дела (собеседование)
08.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2023Судебное заседание
08.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее