№ 2-1265/2023 ~ М-1032/2023
14RS0019-01-2023-001400-86
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
8 сентября 2023 г. г. Нерюнгри
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующий судья Софронов П.А., при помощнике судьи Сергеевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора города Нерюнгри, в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская жилищная компания», Муниципальному унитарному предприятию Муниципального образования «Нерюнгринский район» «Переработчик» обязать оснастить мусорокамеры контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов,
установил:
иск мотивирован тем, что управляющая организация обязана организовать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) для домов, находящихся в управлении указанной организации, в том числе, в части оснащения мусорокамер многоквартирных домов (далее МКД) контейнерами для сбора и накопления ТКО. Однако мусоросборные камеры многоквартирных домов, находящихся под управлением ответчика, не имеют контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.
Так, нет таких контейнеров в мусоросборных камерах МКД, расположенных по <адрес>
Отсутствие контейнеров для сбора и накопления ТКО может привести к образованию несанкционированных свалок на территории МКД, ухудшению состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также к заболеванию населения. Ввиду чего прокурор <адрес> просит обязать ООО «ЖКУ» до ДД.ММ.ГГГГ оснастить мусорокамеры, указанных в иске МКД, контейнерами для сбора ТКО.
Ввиду чего прокурор <адрес> просит обязать ООО «НЖК» до ДД.ММ.ГГГГ оснастить мусорокамеры МКД <адрес>, указанных в иске, контейнерами для сбора ТКО.
Прокурор, участвующий в деле, Кожехова С.П., исковые требования поддержала, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «НЖК» Божок О.А. с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что в валовый доход регионального оператора, МУП «Переработчику», заложена закупка контейнеров. Поэтому установка контейнеров для сбора ТКО, обязанность МУП «Переработчик».
Ответчик МУП «Переработчик» о времени и месте судебного заседания уведомленное, на судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствуя о рассмотрении гражданского дела без его участия.
В письменных возражениях представитель указанного ответчика пояснил, что МУП «Переработчик» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. В обязанности регионального оператора входит принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законом основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта РФ. Местами складирования и накопления ТКО в <адрес> определены мусоросборные камеры многоквартирных жилых домов и организованные контейнерные площадки. Так, бремя содержания контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории, мусороприемных камер входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме несут лица, на законных основаниях владеющие земельными участками, на которых расположены такие площадки, собственники МКД или лица, осуществляющие управление МКД (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или ЖК) в которой располагается мусороприемная камера. В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО не относится к обязанностям регионального оператора по обращению с ТКО. МУП «Переработчик» считает ООО «ЖКУ» надлежащим ответчиком по иску. В связи с тем, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику МУП «Переработчик», которое не должно отвечать по заявленным требованиям, содержащимся в исковом заявлении. Считает, что иск предъявлен к МУП «Переработчик» как к ненадлежащему ответчику.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее закон № 52-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 закона № 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 закона № 52-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При этом одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией, и, в соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, на ООО «Нерюнгринская жилищная компания», не отрицающее управление МКД, указанными в иске, как на управляющую компания этими домами, возложена обязанность надлежащего содержания общего имущества этих многоквартирных домов.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила), согласно которым, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (п.п. «а» п. 2 Правил).
Из положений п.п. «а» п. 16 Правил следует, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 ЖК РФ.
В п.п. «д» п. 11 Правил указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила Госстроя), определен перечень работ по содержанию жилых домов.
Обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда определены в п. 3.7.1 Правил Госстроя, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов и содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 5.9.1 Правил Госстроя установлено, что мусоропровод включает в себя, кроме прочего, мусоросборную камеру с оборудованием.
Технические требования к мусоросборной камере, являющейся обязательной при наличии мусоропровода в МКД, определены в п. 5.9.5 Правил, а количество контейнеров должно соответствовать проекту (п. 5.9.14 Правил Госстроя).
Контейнер представляет собой передвижную несменяемую емкость, предназначенную для непосредственного приема отходов из ствола, их временное хранение и доставки к месту перегрузки в мусоровозный транспорт.
Согласно п. 5.1.1 СП 31-102-2002 «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений», мусоросборную камеру следует размещать непосредственно под стволом мусоропровода.
Размещение шибера в мусоросборной камере должно обеспечивать падение отходов из ствола непосредственно в контейнер, а мусоросборная камера должна быть укомплектована несменяемыми контейнерами в расчетном количестве (п. 5.1.6 и п. 5.1.22 СП 31-102-2002 «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений»).
Таким образом, из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что обязанность по обеспечению содержания в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов возложена на организацию, обслуживающую многоквартирный жилой дом, поскольку бремя содержания мест общего пользования возлагается на собственников помещений.
В ответ на требование прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НЖК» указало, что в МКД, находящихся в управлении ООО контейнеры для сбора мусора в мусоросборных камерах отсутствуют. Проектами жилых домов серии 122,123, по которым построены большинство домов в городе Нерюнгри, не предусмотрена внутридомовая инженерная система в мусоросборных камерах, которая должна удовлетворять технические требования, п. 5.9.5 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». В основном, жилой фонд <адрес> введен в эксплуатацию до выхода вышеназванных нормативных актов.
Согласно информации Нерюнгринской городской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ МКД, указанные в иске, не оснащены контейнерами для сбора ТКО, в количестве соответствующему количеству мусоропроводов в этих домах.
Таким образом, по делу установлено, что ответчиком, как управляющей организацией МКД, указанными в иске, не предприняты меры по устранению нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки. Отсутствие контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов в мусорокамерах МКД нарушает право граждан на получение надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ по управлению и содержанию общего имущества МКД. А также нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению, в виду чего на ООО «ЖКУ» необходимо возложить обязанность оснастить контейнерами для твердых коммунальных отходов мусорокамеры МКД, указанных в иске.
Доводы представителя ООО «Жилремсервис» о том, что расходы на приобретение контейнеров должен нести региональный оператор, несостоятельны, поскольку требования прокурора относятся к имуществу МКД, которые находятся под управлением УК.
Кроме того, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, и плату обращение с твердыми коммунальными отходами. Поэтому МУП «Переработчик», как региональный оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>, не должен нести бремя по содержанию общего имущества МКД, ввиду чего не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Таким образом, ответчиком не предприняты меры к устранению нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки. Отсутствие контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов в мусорокамерах МКД нарушает право граждан на получение надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ по управлению и содержанию общего имущества МКД. А также нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
С учетом этого следует признать, что ответчик обязан оснастить контейнерами для твердых коммунальных отходов мусорокамеры МКД, указанных в иске, поэтому иск к управляющей организации подлежит удовлетворению.
В удовлетворении иска к МУП «Переработчик» следует отказать.
Частью 1 ст. 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда) исполняется их руководителем в установленный срок (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).
С учетом мнения прокурора, разумности срока исполнения судебного решения и справедливого баланса публичных интересов и интересов неопределенного круга лиц и ответчика, возможно установить срок для устранения нарушений по ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку иск к управляющей компании удовлетворен в полном размере, при этом прокурор освобожден от уплаты пошлины (п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), то с управляющей компании, не освобожденной от уплаты судебных расходов, в доход бюджета МО «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ)
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская жилищная компания» в срок по ДД.ММ.ГГГГ оснастить контейнерами для твердых коммунальных отходов мусорокамеры многоквартирных жилых домов, расположенных <адрес>
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская жилищная компания» в бюджет МО «<адрес>» государственную пошлину в размере <данные изъяты>
В удовлетворении иска к МУП «Переработчик» отказать.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в месячный срок в Верховный Суд Республики с принесением жалобы через Нерюнгринский городской суд.
судья
идентификаторы:
- Общество с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская жилищная компания» <данные изъяты>