Решение от 29.01.2024 по делу № 2-585/2024 (2-4907/2023;) от 13.11.2023

Дело № 2-585/2024 (2-4907/2023)

УИД 44RS0001-01-2023-005477-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2024 года                                                                 г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Серобабы И.А., при секретаре судебного заседания Секановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Введенской Татьяны Александровны к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы, муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Управления финансов администрации города Костромы о взыскании убытков и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Введенская Т.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от 11.12.2019 были удовлетворены исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Введенской Т.А. к администрации городского округа г. Костромы о предоставлении жилого помещения удовлетворены, на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы возложена обязанность предоставить Введенской Т.А. на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы, расположенное на территории городского округа г. Костромы. <дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП, до настоящего времени судебное решение не исполнено. В связи с длительным неисполнением решения суда истица вынуждена арендовать жилое помещение и нести значительные финансовые расходы, которые в соответствии со ст.15 ГК РФ являются убытками, направлены на восстановление нарушенного права истицы, в связи с несвоевременной передачей ответчиком жилого помещения. С учетом заявленных фактических обстоятельств Введенская Т.А. просит взыскать с ответчика убытки в размере ... руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб.

В ходе рассмотрения дела истица уточнила требования в части надлежащего ответчика, просит суд взыскать с муниципального образования городской округ г.Кострома в лице Администрации г. Костромы, в лице Управления финансов Администрации города г. Костромы расходы за вынужденный наем жилья в сумме ... руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб.

Ранее в судебном заседании истец Введенская Т.А. и ее представитель Орловская И.В. исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме по доводам иска.

В настоящее судебное заседание явка истца и его представителя не обеспечена, в материалы дела представлено письменное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения по существу находящихся в производстве Свердловского районного суда г. Костромы уголовных дел в отношении Соловьевой С.Г. по ч.1 ст.293, ч.1 ст.169, ч.1 ст.285 УК РФ.

Представитель ответчика администрации г. Костромы Зиновьева Ю.В. исковые требования не признала в полном объеме, поддержала доводы письменного отзыва. Пояснила, что администрацией принимаются все необходимые меры к исполнению судебных актов о предоставлении жилых помещений.

Управление финансов Администрации города г. Костромы явку представителя не обеспечило, о времени и месте судебного разбирательства извещено.

Третье лицо Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области явку представителей в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.

Рассмотрев заявленное ходатайство о приостановлении производства, суд не установил оснований для его удовлетворения.

По смыслу положений ст. 215 ГПК РФ суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве, а также дела об административном правонарушении

Стороной заявлено о приостановлении производства до рассмотрения по существу двух уголовных дел, только в одном из которых истица является потерпевшей. Вместе с тем, уголовное производство осуществляется в отношении физического лица Соловьевой С.Г., которая в качестве ответчика в настоящем деле не заявлена.

С учетом различного субъектного состава судебных производств, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу, о чем вынесено протокольное определение.

Выслушав мнение сторон относительно существа спора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

По правилам ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ).

Положениями ст. 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Свердловского районного суда г. Костромы 11.12.2019 удовлетворены исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Введенской Т.А. к администрации городского округа г. Костромы о предоставлении жилого помещения, на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы возложена обязанность предоставить Введенской Т.А. на основании договора найма специализированного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы, расположенное на территории городского округа г. Костромы.

Судебный акт вступил в законную силу 11.03.2020.

На основании исполнительного листа ФС № судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП от <дата> в отношении ответчика.

В настоящее время Введенской Т.А. жилое помещение не передано, судебное решение не исполнено.

Из ответа Управления жилищным фондом администрации г. Костромы от <дата> №, Введенская Т.А. в очереди на получение жилого помещения стоит под №.

<дата> между Смирновым Д.Н. и Введенской Т.А. заключен договор найма жилого помещения, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 36,4 кв.м., сроком с <дата> по <дата> с возможностью продления договора на 11 месяцев, то есть до <дата>.

В соответствии с п. 3.1 Договора найма размер ежемесячной платы по договору составляет ... руб. без учета коммунальных платежей.

Общая сумма расходов истца по оплате найма жилья за период с <дата> по <дата> составила ... руб.

Факт передачи наймодателю денежных средств в общем размере ... руб. подтверждается чеками о безналичном переводе, расписками.

По утверждению стороны истца, имеется вина муниципального образования городской округ город Кострома в лице ее органов и причинно-следственная связь между бездействием ответчика и понесенными убытками истицы.

С доводами стороны истца суд согласиться не может в силу следующего.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Анализируя сложившиеся правоотношения, действия ответчика, суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствует совокупность вышеуказанных обстоятельств, влекущих взыскание в пользу истца убытков в виде расходов за наём жилого помещения.

Положениями ст. 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

     Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.07.2020 №32-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.С. Машукова, разъяснил, что по смыслу п. 1 ст. 15 и ст. 1064 ГК РФ обязательства по возмещению вреда обусловлены, в первую очередь, причинной связью между противоправным деянием и наступившим вредом. Иное означало бы безосновательное и, следовательно, несправедливое привлечение к ответственности в нарушение конституционных прав человека и гражданина, прежде всего права частной собственности. Необходимым условием (conditio sine qua non) возложения на лицо обязанности возместить вред, причиненный потерпевшему, включая публично-правовые образования, является причинная связь, которая и определяет сторону причинителя вреда в деликтном правоотношении.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу требований ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. ст. 3-4 Закона Костромской области от 23.12.2014 №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, включают в себя: 1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на: 1) финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области субвенций из областного бюджета; 2) получение в органах государственной власти Костромской области консультативной и методической помощи по вопросам осуществления переданных государственных полномочий; 3) принятие муниципальных правовых актов по вопросам реализации переданных государственных полномочий; 4) дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Сторонами не оспаривалось, что на дату передачи государственных полномочий на территории г. Костромы отсутствовали специализированные жилые помещения, которые могли быть предоставлены указанной категории граждан.

Общий объём субвенций бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области на осуществление переданных государственных полномочий определяется как сумма субвенций, исчисленных по всем муниципальным районам ( муниципальным округам, городским округам) Костромской области ( ч. 1 ст. 6 Закона №620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»).

Указанное правовой нормой также предусмотрена формула расчёта субвенций, предоставляемой из областного бюджета.

Из материалов дела следует, что муниципальному образованию городской округ г.Кострома ежегодно передаются субвенции на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Осуществление закупки жилых помещений для детей-сирот либо закупка работ по строительству квартир осуществляется Управлением строительства и капитального ремонта администрации города Костромы конкурентным способом в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановлением Администрации г. Костромы от 26.05.2014 № 1276 создано муниципальное казенное учреждение города Костромы «Агентство муниципальных закупок», которое наделено полномочиями на проведение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 04.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе); рассматривает заявки муниципальных заказчиков (заказчиков) города Костромы на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов о контрактной системе; взаимодействует с муниципальными заказчиками (заказчиками) города Костромы при подготовке документации, проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном постановлением Администрации города Костромы.

Анализ вышеназванных обстоятельств, норм права свидетельствует о том, что финансирование полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществляется в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств в рамках принятого бюджета Костромской области, исполнение требований исполнительны документов возможно на основании муниципальных контрактов на приобретение либо строительство жилых помещений специализированного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдение установленных процедур, порядка и сроков, законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений указанной категории граждан.

Следовательно, исполнение решения суда связано с необходимостью совершения муниципальным органом комплекса мероприятий, требующих значительного времени.

При этом вопреки требованиям Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в необходимом объеме в установленные сроки не предоставляется.

Согласно Закону Костромской области от 19.12.2022 № 297-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» муниципальному образованию городской округ город Кострома на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на 2023 год предусмотрены субвенции для приобретения 50 жилых помещений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности доводов представителя ответчика об отсутствии в действиях Администрации г. Костромы бездействия по исполнению решения суда.

Причины, связанные с неисполнением решения, по мнению суда, имеют объективный характер и не связаны с волеизъявлением распорядителя выделенных денежных средств – Администрации г. Костромы.

Обстоятельства принятия Костромским областным судом решения от 27.09.2023 о присуждении Введенской Т.А. компенсации за нарушение разумных сроков исполнения судебного акта в настоящем деле преюдициального значения не имеет, поскольку в силу п.3 ст.1 Федерального закона от 30.04.2010 №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок», присуждение названной компенсации не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доказательств, подтверждающих, что несение истцом расходов по найму жилого помещения обусловлено противоправными действиями (бездействием) ответчика, не предоставлено, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения иска Введенской Т.А. к администрации г. Костромы о возмещении убытков, причинённых неисполнением обязательств, отсутствуют.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                                           ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05.02.2024.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-585/2024 (2-4907/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Введенская Татьяна Александровна
Ответчики
Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации г. Костромы
Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Управления финансов администрации г. Костромы
Другие
Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Серобаба Илья Александрович
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
14.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее