Решение по делу № 33-8696/2017 от 21.09.2017

Судья 1 инстанции: Захарова Т.Л.                         Дело № 33-8696/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 октября 2017 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи:

Аврамиди Т.С.,

судей:

Рошка М.В., Хмарук Н.С.,

при секретаре:

Гаран О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хмарук Н.С. гражданское дело по искуЛаврик Натальи Анатольевны, Гуменной Екатерины Александровны к Администрации г. Алушта, третье лицо: Ткаченко Михаил Александрович о признании права на завершение процедуры получения и оформления права на земельный участок в порядке наследования,

по апелляционной жалобе истца Лаврик Натальи Анатольевны,

на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 10июля 2017 года,

у с т а н о в и л а:

05.06.2017 года Лаврик Н.А. и Гуменная Е.А.обратились в суд с указанным иском, в котором просили о признании за ними права на завершение процедуры получения и оформления права на земельный учас-ток, в порядке наследования.

Исковые требования мотивированы тем, чтопри жизни их матери – ФИО1, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Партенитского поселкового совета №18-64 от 26.04.2012 г. было даноразре-шение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,04 га для индивидуального дачного строи-тельства, расположенного по адресу: <адрес>. 13.11.2015 г. земельному участку был присвоен кадастровый номер. Завершить оформление права собственности на указанный земельный участок ФИО1 не успела. Считают, что они, как наследники имеют право на получение, в порядке наследования права на завершение процедуры получения и оформления права на вышеуказанный земельный участок.

РешениемАлуштинского городского суда Республики Крым от 10 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований, отказано.

Не согласившись с решением суда, Лаврик Н.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, постановив по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, указывая, что в 2015 г. и в мае 2016 г. ФИО1 обращалась в Администрацию г. Алушта с заявлениями о передаче ей в собственность вышеуказанного земельного участка, однако завершить оформление права собственности на данный земельный участок не успела. Судом первой инстанции не принял во внимание тот факт, что ФИО1 явно выразила при жизни волю на получение в собственность указанного земельного участка, а также безосновательно сделан вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность насле-дования права на завершение процедуры оформления права собственности на земельный участок.

Выслушав судью-докладчика, пояснения, лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, проверив законность и обосно-ванность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Лаврик Н.А., суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 при жизни не реализовала в установленном порядке свое право на получение в собственность земельного участка, в порядке завершения оформления прав.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согла-шается, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельства и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Так, судом первой инстанции установлено и из материалов дела усмат-ривается, что решением Партенитского поселкового совета №18-64 от 26.04.2012 года ФИО1 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства. Пунктом 3 данного решения на ФИО1 была возло-жена обязанность, разработать проект землеустройства в соответствии с детальным планом территории пгт. Партенит и в течении двух лет со дня принятия решения предоставить проект землеустройства по отводу земельного участка в Партенитский поселковый совет на утверждение.

Статьей 118 Земельного кодекса Украины, действовавшей на момент принятия вышеуказанного решения, определен порядок бесплатной прива-тизации земельных участков гражданами.

Согласно положений данной статьи граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государ-ственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного сельского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживании жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочии, определенными статьей 122 этого Кодекса. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желательное место расположения земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, который находится в пользовании иных лиц) и документы, которые подтверждают опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае если земельный участок государственной собственности расположен за пределами населенных пунктов и не входит в состав соответствующего района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым. Верховному Совету Автономной Республики Крым, Совету министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, которые передают земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные этой статьей.

Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 этого Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или дает мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении такого разрешения может быть лишь несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и иной градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства относительно упорядочения территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Проект землеустройства об отводе земельного участка разрабатывается гражданами субъектами хозяйствования, которые являются исполнителями работ по землеустройству в соответствии с законом, в сроки, которые опре-деляются соглашением сторон.

Проект землеустройства по отводу земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 этого Кодекса.

Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в соответствии с полномочиями, определенными статьей 22 этого Кодекса, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отведению земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно с законом – после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение обутверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставлении его в собственность.

Отказ органа исполнительной власти или органа местного само-управления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суде.

В случае отказа органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление заявления без рассмотрения вопросы разрешаются в судебном порядке (статья 118).

Частями 1, 2 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, который осуществляет реализацию государственной политики в сфере земельных отношений. Проект землеустройства по отводу земельного участка в границах населенного пункта или земельного участка за границами населенного пункта, на котором размещен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градо-строительства и архитектуры, а если город не входит в территорию определенного районного, - в исполнительный орган городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае если такой орган не создан, - в орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения областной государственной администрации по вопросам градостроительства и архитектуры.

При жизни согласованный проект землеустройства по отведению земель-ного участка в компетентный орган для его утверждения ФИО1 не передала.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, что подтвер-ждается свидетельством о смерти.

Истцы Лаврик Н.А. и Гуменная Е.А. являются дочерьмиумершейФИО1, и единственными наследницами принявшими наследство, что подтверждается документально.

Нотариусом Алуштинскогогородского нотариального округа ФИО2, по заявлению Лаврик Н.А. и Гуменной Е.А., заведено наследственное дело № 123/2016 после смерти ФИО1 умершей ДД.ММ.ГГГГ. Согласно копии наследственного дела в наследственную массу вошла <адрес> части, расположенной по адресу: <адрес>

Согласно части 2 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона № 6-ФКЗ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) до 01.01.2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недви-жимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК).

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Закона № 38-3PK завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.

В соответствии с Законом N 6-ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьями 3 и 13 Закона № 38-ЗРК, постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории РеспубликиКрым (в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 25.12.2014 № 616, от 11.08.2015 № 464, от 07.10.2015 № 603, от 03.11.2016 № 530, от 11.11.2016 № 548, (далее Порядок).

Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона № 38-ЗРК.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).

В данном случае таким документом является решение Партенитского поселкового совета №18-64 от 26.04.2012 года о даче разрешения ФИО1 на разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,04 гадля индиви-дуального дачного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, с последующей передачей в собствен-ность.

Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, у ФИО1 при жизни возникло право на завершение оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу:<адрес> которое является личным неимущественным правом и не может быть унаследовано.

В соответствии с п. 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее заявление о предоставление земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым – в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований – в отношении земельных участков, находящихся в муници-пальной собственности.

При жизни ФИО1 право на обращение в уполномоченный орган, с заявлением о предоставление земельного участка в соответствии с требованиями, которые установлены пунктами 5 - 7 Порядка реализовала, однако 19 февраля 2016 года и 15 сентября 2016 года ей было отказано в предоставлении спорного земельного участка, в связи с тем, что имеется высокая вероятность нахождения на испрашиваемом земельном участке ранее не известных объектов архиологического наследия или объектов, обладающих признаками культурного или архиологического наследия и испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительной документации.

В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.

Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Лаврик Н.А. и Гуменной Е.А., поскольку право на подачу в уполномоченный орган в соответствии с Порядком заявления о предоставлении земельного участка, являлось личным неимущественным правом ФИО1, неразрывно связанным с её личностью, носит исключительно субъективный характер, при жизни наследодателем реализовано и ей отказано в нем, в связи с чем, это право не подлежало включению в состав наследственного имущества, и, соответственно, не могло перейти в порядке наследования к истцам.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. С учетом требований состязательности, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Представленные сторонами доказательства оценены судом в совокупности со всеми материалами дела в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований для признания произведенной оценки доказательств неправильной не имеется.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 10 июля 2017 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Лаврик Натальи Анатольевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-8696/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Хмарук Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
18.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее