Дело № 2 - 197/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 апреля 2015 года с. Ленинское ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области
в составе: судьи Тараника В.Ю.
при секретаре Швецовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту интересов Гологузовой В.Ф. к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, обществу с ограниченной ответственностью «ОГС - Строй» о возложении обязанности обеспечить устранение недостатков по капитальному ремонту жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО в защиту прав, свобод и законных интересов Гологузовой В.Ф. с иском о возложении обязанности на администрацию Ленинского муниципального района ЕАО обеспечить исполнение от ООО «ОГС-Строй» муниципального контракта № № от 05.08.2014 в части ремонта муниципального жилья в полном объеме и потребовать от подрядчика обязательного устранения недостатков по жилью истца в срок до 01.04.2015 года, мотивируя тем, что истица проживает в доме по адресу: ЕАО, <адрес>, по договору социального найма, который пострадал в результате наводнения 2013 года и признан требующим капитального ремонта. В рамках исполнения муниципального контракта № от 05.08.2014 подрядчиком ООО «ОГС-Строй»» согласно форме отчетности КС-2 выполнены работы на сумму <данные изъяты> рубля, которые заказчиком проверены и часть объемов работ исключена как невыполненная, новая форма отчетности не подписана, поскольку недостатки до настоящего времени не устранены. Согласно жалобе Гологузовой В.Ф. по состоянию на 24.12.2014 ремонт жилья не окончен, окна установлены негерметично, промерзают, полы в зальной комнате промерзшие, входная дверь не заменена, при проведении ремонтных работ повреждена батарея в кухне, стену в комнате повело волной, имеется трещина. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении жилищных прав нанимателя Гологузовой В.Ф., поскольку меры господдержки в виде капитального ремонта ею получены не в полном объеме, указанная ситуация нарушает ее конституционные права и права ее членов семьи на здоровье и безопасные условия проживания.
Определением суда от 05.03.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «ОГС-Строй».
Определением суда от 31.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено управление архитектуры и строительства правительства ЕАО.
Определением суда от 30.04.2015 производство по делу прекращено в части возложения обязанности на администрацию Ленинского муниципального района ЕАО обеспечить исполнение от ООО «ОГС-Строй» муниципального контракта в части ремонта указанного муниципального жилья, в связи с отказом истцов от иска и принятием его судом.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района ЕАО Ключенок О.В. исковые требования уточнила, просила обязать администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, общество с ограниченной ответственностью «ОГС-Строй» устранить недостатки по капитальному ремонту жилого помещения, расположенному по адресу: ЕАО, <адрес>, а именно: обеспечить качественное примыкание четырех окон к проёму, защитить утеплитель с наружной стороны стены от ультрафиолета и влаги, в местах замены венцов стены с наружной стороны утеплить, произвести демонтаж оргалита и выравнивание внутренней стены в спальной комнате, закрепить радиаторы отопления к стене во всех комнатах, произвести демонтаж и качественную установку топочных дверок. По делу пояснила, что в ходе осмотра жилого помещения Гологузовой В.Ф. установлен ряд недостатков при проведении капитального ремонта в рамках муниципального контракта, которые доставляют истице неудобства в пользовании жилым помещением.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО Стешина А.М. исковые требования прокурора не признала и пояснила, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку недостатки капитального ремонта жилого помещения Гологузовой В.Ф., установленные в ходе судебного разбирательства, должны устраняться подрядчиком ООО «ОГС-Строй», поскольку обязательства по муниципальному контракту в виде оплаты ими исполнены. К установленному объему недостатков, возражений не имеют.
В судебное заседание не явилась истица Гологузова В.Ф., о времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебное заседание не явился представитель ответчика ООО «ОГС-Строй», о времени и месте его проведения уведомлялся надлежащим образом.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, администрации Дежневского сельского поселения ЕАО, управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.
На основании ч.ч. 3, 4,5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте его проведения надлежащим образом, в том числе истицы, просившей рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08 августа 2013 года в Ленинском районе ЕАО произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
Постановлением администрации муниципального района муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО от 08 августа 2013 года № 478 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Ленинского муниципального района ЕАО с 08 августа 2013 года.
В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Указом Президента РФ № 693 от 31.08.2013 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха(Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей.
Во исполнение положений названного Указа Правительство Российской Федерации постановлением от 2 октября 2013 г. № 923 утвердило Правила, которые регулируют межбюджетные отношения и предусматривают выделение из федерального бюджета денежных средств для осуществления социальной поддержки граждан, имуществу которых причинен ущерб, в том числе вследствие повреждения их жилища в результате крупномасштабного наводнения.
В соответствии с п. 3 указанных Правил под поврежденным жильем понимается жилое помещение независимо от формы собственности, требующее проведения капитального ремонта.
Пунктами 6, 7, 8 Правил предусмотрено, что трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения. Трансферты могут быть направлены, в том числе на предоставление иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений и строительства жилья взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений. Меры поддержки граждан, которым утраченные жилые помещения были предоставлены по договору социального найма, осуществляются по договорам социального найма жилого помещения.
При расчете размеров трансфертов учитываются на цели проведения капитального ремонта жилья: площадь поврежденных жилых помещений; стоимость капитального ремонта 1 кв. метра в размере 5 тыс. рублей.
Аналогичные нормы содержат постановление правительства Еврейской автономной области от 21.10.2013 № 540-пп, которым утвержден «Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Еврейской автономной области на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений и строительства или приобретения жилья взамен утраченного жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений» и Закон ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году».
Статьей 210 Гражданского кодекса предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 740 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ, при отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно ст. 754 ГК РФ подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Из пояснений сторон, материалов дела (договор социального найма жилого помещения № от 16.01.2014) следует, что истица Гологузова В.Ф. является, в том числе на период наводнения, нанимателем <адрес> ЕАО, состоящей в реестре муниципального имущества МО «Дежневское сельское поселение», которая повреждена в результате наводнения и признана требующей капительного ремонта.
Согласно постановлению правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп «Об установлении границ подтопленных (затопленных) территорий ЕАО в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году» (в редакции от 18.11.2014 № 585-пп) квартира, расположенная по адресу: ЕАО, <адрес>, включена в зону подтопления.
Из соглашения от 26.03.2014 следует, что собственником поврежденного жилого помещения администрацией Дежневского сельского поселения ЕАО переданы полномочия по организации и осуществлению мероприятий по проведению капитального ремонта жилых помещений, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения летом 2013 года, администрации Ленинского муниципального района ЕАО.
05.08.2014 года между администрацией Ленинского муниципального района ЕАО (Заказчик) и ООО «ОГС-Строй» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № на проведение капитального ремонта, в том числе, жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности по адресу: ЕАО, <адрес>, на сумму <данные изъяты> рублей.
Пунктом 8.3 Контракта предусмотрено, что подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Гарантийный срок устанавливается 5 лет с момента подписания акта приемки (п. 8.2 Контракта).
Согласно акту о приемке выполненных работ от 26.12.2014 года № следует, что работы по капитальному ремонту указанного жилого помещения подрядчиком выполнены согласно смете на сумму <данные изъяты> рубля.
Из акта обследования от 17.04.2015 №, заключения к данному акту, следует, что в квартире, расположенной по адресу: ЕАО, <адрес>, в нарушение Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», установлены следующие недостатки при проведении капитального ремонта:
п. 4.2.1.14: имеются отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках;
п. 4.7.2: имеются неисправности заполнений оконных и дверных проемов: не плотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей, недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и дверей;
п. 4.7.3: имеются зазоры между стеной и коробкой, создающие высокую воздухопроницаемость или проникание атмосферной влаги;
п. 4.9.1.2: неисправности печей - выпадение топочных дверок;
п. 5.1.1: системы теплоснабжения жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению - отсутствует крепление радиаторов к стенам.
Требуется:
1. Обеспечить качественное примыкание окон к проему, защитить утеплитель с наружной стороны стены от ультрафиолета и влаги.
2. В местах замены венцов стены с наружной стороны утеплить.
3. Произвести демонтаж оргалита и выравнивание стены.
4. Закрепить радиаторы к стене во всех комнатах.
5. Произвести демонтаж и качественную установку топочных дверок.
Поскольку в судебном заседании установлен факт ненадлежащего выполнения работ по капитальному ремонту жилого помещения истицы, постольку исковые требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности по устранению недостатков в установленном объеме подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика администрации района Стешиной А.М. о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку свои обязательства по договору они выполняли, суд считает несостоятельным, поскольку полномочия по организации и осуществлению мероприятий по проведению капитального ремонта жилых помещений, пострадавших в результате крупномасштабного наводнения летом 2013 года, возложены на администрацию Ленинского муниципального района ЕАО.
Помимо этого, пунктами 4.1.2 - 4.1.5 контракта определено, что Заказчик осуществляет технический и строительный контроль за ходом капитального ремонта объекта, соблюдением сроков капитального ремонта, в течение 3-х рабочих дней с момента извещения и представления документов принимает у Подрядчика выполненные работы путем подписания актов приемки выполненных работ по форме КС-2, производит оплату выполненных Подрядчиком работ, для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу.
Как установлено в судебном заседании экспертиза в целях проверки результатов проведенного капитального ремонта, предусмотренная п. 4.1.5 контракта, ответчиком администрацией Ленинского муниципального района ЕАО, не проводилась.
В соответствии с ч. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ (НК РФ) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно п.п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Абзацем 2 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ установлено, что в случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Таким образом, от уплаты государственной пошлины в настоящем деле освобождены: истец - прокурор Ленинского района ЕАО и ответчик администрация Ленинского муниципального района ЕАО.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены, следовательно, государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей (п. 1 ст. 333.19 НК РФ - <данные изъяты> рублей : 2) подлежит взысканию с ответчика ООО «ОГС - Строй», не освобожденного от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту интересов Гологузовой В.Ф. к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, обществу с ограниченной ответственностью «ОГС - Строй» о возложении обязанности обеспечить устранение недостатков по капитальному ремонту жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области и общество с ограниченной ответственностью «ОГС - Строй» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить недостатки по капитальному ремонту жилого помещения, расположенному по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>ёная, <адрес>, а именно:
- обеспечить качественное примыкание четырех окон к проёму, защитить утеплитель с наружной стороны стены от ультрафиолета и влаги;
- в местах замены венцов стены с наружной стороны утеплить;
- произвести демонтаж оргалита и выравнивание внутренней стены в спальной комнате;
- закрепить радиаторы отопления к стене во всех комнатах;
- произвести демонтаж и качественную установку топочных дверок.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ОГС-Строй» в доход бюджета Ленинского муниципального района Еврейской автономной области государственную пошлину в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 05 мая 2015 года.
Судья В.Ю. Тараник
<данные изъяты>
<данные изъяты>