Решение по делу № 33-6784/2020 от 09.10.2020

Дело 33-6784/2020

В суде первой инстанции дело рассматривалось судьей Хасановой Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего        Дорожко С.И.,

судей                    Железовского С.И., Тарасовой А.А.,

при секретаре            Пащенко Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 декабря 2020 года в городе Хабаровске гражданское дело № 2-672/2020 по иску ООО «СФЕРА» к Шеремет Т. Н. о взыскании долга за тепловую энергию, возмещении судебных расходов,

по апелляционной жалобе Шеремет Т. Н. на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 03 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Железовского С.И., судебная коллегия

установила:

истец ООО «СФЕРА» просил взыскать с Шеремет Т.Н. в свою пользу задолженность по оплате за потребленную тепловую энергию за период с декабря 2016 г. по июнь 2018 г. включительно 105733,37 руб., расходы по уплате государственной пошлины 3314,67 руб., по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указав, что ООО «Сфера» предоставляет абоненту Шеремет Т.Н. услуги по теплоснабжению жилого помещения, расположенного в <адрес>, собственником которого является Шеремет Т.Н.

Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 03.08.2020 г. исковые требования удовлетворены, постановлено:

взыскать с Шеремет Т.Н. в пользу ООО «СФЕРА» задолженность за тепловую энергию по <адрес>, за период с 01.12.2016 г. по 30.06.2018 г. включительно - 105733,37 руб., а также судебные расходы в виде оплаченной при подаче иска государственной пошлины - 3314,67 руб.

В апелляционной жалобе Шеремет Т.Н., не согласившись с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность.

Указывает, что судом не принято во внимание, что исковые требования бывшего собственника спорного жилого помещения о признании действий по начислению коммунальной услуги незаконными были удовлетворены.

Переустройство системы отопления совершено в установленном законом порядке.

Возможность установки отопительного прибора в квартире соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, строительным нормам и правилам, нормам противопожарной безопасности, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью.

Истцом не доказано, что спорное переоборудование системы отопления в квартире ответчика привело к нарушениям в работе инженерных систем и что демонтаж батарей в квартире не позволяет теплосетям обеспечить качественную поставку тепла в соседние квартиры.

Истец не оспаривал правомерность переоборудования спорной квартиры под индивидуальное отопление.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ООО «Сфера» просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в возражениях на апелляционную жалобу (ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции жилое помещение (квартира), расположенное по <адрес>, находится в собственности Шеремет Т.Н., что подтверждается: копией свидетельства о государственной регистрации права от 05.03.2015; договором купли-продажи квартиры от 27.02.2015 г.

Согласно оборотной ведомости по квартплате и коммунальным услугам ООО «Сфера» по квартире по <адрес>, открыт лицевой счет , за период с декабря 2016 г. по июнь 2018 г. включительно за отопление жилья начислено 92541,40 руб., перерасчет 13229,29 руб., всего 105733,37 руб.; за июнь 2018 г. начисления не производились.

Как следует из копии финансового лицевого счета от 23.03.2020 г. задолженность по оплате за услуги теплоснабжения с декабря 2016 г. по июнь 2018 г. составляет 105733,37 6 руб.

Мировым судьей судебного участка № 46 судебного района «гор. Амурск и Амурский район Хабаровского края», в связи с поступившими возражениями Шеремет Т.Н., 03.08.2018 г. вынесено определение об отмене судебного приказа № 2-2154/2018 о взыскании с Шеремет Т.Н. в пользу ООО «Сфера» задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию за период с декабря 2016 г. по июнь 2018 г. включительно 105733,37 руб., а также расходов по оплате госпошлины 1825,19 руб.

ООО «Сфера» является действующим юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 31.03.2016 г., свидетельством о постановке на учет в налоговом органе от 31.03.2016 г., ОГРН 1162724060685.

Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.11.2016 г. № 41/66 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «Сфера» в пос. Эльбан Амурского муниципального района на 2018-2021 гг.

Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.02.2018 № 6/3 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «Сфера» в пос. Эльбан Амурского муниципального района на 2018-2021 гг.

Как следует из копии решения № 12 от 23.09.2011 г. и сообщения от 08.06.2011 г. № 1-28/1015 главой Эльбанского сельского поселения Карелиной Е.Н. дано согласие на переустройство квартиры <адрес> в срок с 23.09.2011 г. по 23.11.2011 г. в соответствии с рабочим проектом (проектной документацией) и соблюдением требований строительных норм и правил (СНиП).

Согласно акту о завершенной работе по переустройству и перепланировке жилого помещения, утвержденному 28.09.2011 г. главой Эльбанского сельского поселения, по <адрес> произведены работы по замене системы отопления, установка газового оборудования, скрытые работы по монтажу перегородок, что подтверждается актом приемки-сдачи от 29.09.2011г.

Согласно акту приемки-сдачи от 29.09.2011 г. по <адрес> произведены работы о выполнении пуско-наладочных работ газового отопительного оборудования.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 210, 540, 539, 544 ГК РФ, ст. 157, 26, 28 ЖК РФ, п. 36, 40, 42 (1), 42 (2), 43, 54, 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 29.06.2020) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (ред. от 29.06.2020) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», пришел к выводу, что исковые требования обоснованы, поскольку система внутридомового отопления является общим имуществом всех собственников жилых помещений многоквартирного дома.

Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.

Переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в случае определения объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и тепловые нужды.

Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство не предусматривает такой возможности, фактический переход на индивидуальную систему отопления жилого помещения не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления.

Поскольку доказательств внесения платы за тепловую энергию в полном объеме за данный период времени ответчиком не представлено, задолженность за услуги отопления, указанная в оборотной ведомости по квартплате и коммунальным услугам ООО «Сфера» по квартире по <адрес>, начисленная за период с декабря 2016 г. по июнь 2018 г. включительно 105733,37 руб., подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.

Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 98 ГПК РФ, пришел к выводу, что судебные расходы, понесенные ООО «Сфера» в виде уплаченной государственной пошлины подлежат возмещению за счет ответчика Шеремет Т.Н. в 3314,67 руб.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства и представленных сторонами доказательствах, которые исследовались судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды, поэтому отказ от индивидуального (внутриквартирного) потребления отопления не прекращает потребление теплоснабжения на общедомовые нужды.

В спорном жилом помещении имеются элементы центральной системы отопления (трубы, используемые для транспортировки тепла), теплоотдача которых обогревает также и квартиру ответчика.

К расходам на оплату услуги по теплоснабжению относятся связанные с этим теплопотери, а также расходы на передачу тепловой энергии по транзитным магистралям системы теплоснабжения дома, проходящим внутри конкретного жилого помещения.

Плата за тепловую энергию включена в состав оплаты за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой, для нанимателя (собственника) жилого помещения многоквартирного дома установлена ст. 154 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 г. № 46-П, установлено, что абзац второй пункта 40 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 предоставления коммунальных услуг не допускает возможности раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Однако, в случае если собственник или пользователь жилого помещения в многоквартирном доме, подключенном к центральным сетям теплоснабжения, соблюдая порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, перешли на отопление от индивидуального источника тепловой энергии и обеспечивают нормативный температурный режим, такое нормативное предписание неправомерно возлагает на них обязанность вносить плату за фактически не используемую им для обогрева тепловую энергию.

В этой части абзац 2 пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг признан не соответствующим Конституции РФ.

Тем самым по смыслу вышеизложенных положений возможность освобождения от оплаты за теплоснабжение жилого помещения с индивидуальным источником отопления, распространено только в отношении собственников и иных пользователей, которые соблюли порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент переустройства, обеспечивают нормативную температуру в жилом помещении.

Данные ограничения установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.Переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в случае определения объема тепловой энергии потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды.

Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления.

Согласно п.4 Постановления Конституционного Суда от 20.12.2018 года № 46-П обеспечение сохранности многоквартирного дома в части поддержания его в состоянии, исключающем разрушение его элементов вследствие промерзания или отсыревания, а также соблюдение как в отдельных жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, так и в расположенных в нем помещениях общего пользования, входящих в состав его общего имущества, нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования помещений по целевому назначению, достигаются, как правило, за счет предоставления их собственникам и пользователям коммунальной услуги по отоплению, представляющей собой подачу через сеть, присоединенную к помещениям, тепловой энергии, обеспечивающей соблюдение в них надлежащего температурного режима (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; СанПиН 2.1.2.2645-10).

Учитывая названное обстоятельство, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что специфика многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой каждое жилое или нежилое помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, обусловливает, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии; соответственно, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом непосредственного использования этого помещения собственником или пользователем (Постановление от 10.07.2018 года № 30-П).

Подавляющее большинство многоквартирных домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативно установленных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные помещения, так и помещения вспомогательного использования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, за счет присоединения всех отапливаемых помещений к внутридомовой инженерной системе отопления.

В указанных случаях определяемый еще на стадии возведения многоквартирного дома универсальный для всех расположенных в нем обособленных помещений способ отопления, как правило, не предполагает последующего его изменения по инициативе отдельного собственника или пользователя соответствующего помещения.

В связи с этим, а также принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.

В частности, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливают, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за данную услугу совокупно без разделения на плату за ее потребление в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац второй пункта 40).

Такая правовая модель, будучи основанной на презумпции присоединения к внутридомовой системе отопления всех жилых помещений подключенного к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирного дома и, как следствие, на презумпции потребления поступающей в дом тепловой энергии для обогрева каждого жилого помещения, не учитывает возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких жилых помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный источник тепловой энергии и при этом - ввиду изоляции расположенных в них элементов внутридомовой системы отопления (трубопроводы, стояки и т.п.) и отсутствия подключения внутриквартирного обогревающего оборудования (радиаторов) к этим элементам - тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется.

Между тем одним из условий возникновения обязанности собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, оплатить коммунальную услугу по отоплению является фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для обогрева конкретного помещения при помощи подключенного к внутридомовой инженерной системе отопления внутриквартирного оборудования и (или) теплоотдачи от расположенных в помещении элементов указанной системы (п.4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 года № 46-П).

Вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.

В настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (статья 26), а также Федеральным законом «О теплоснабжении», который - в целях реализации таких общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и развитие систем централизованного теплоснабжения (часть 1 статьи 1, пункты 1 и 4 части 1 статьи 3), - закрепляет основные требования к подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения и устанавливает запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (часть 15 статьи 14) (в соответствующей части данный Федеральный закон, согласно части 2 его статьи 30, вступил в силу с 01.01.2011 года). Таким образом, само по себе введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем.

При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения или снижения параметров работы индивидуального отопительного оборудования в период временного отсутствия проживающих в жилом помещении лиц и т.п.).

Иное выходило бы за рамки конституционно допустимых пределов осуществления прав и свобод, а для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, отапливаемых за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, создавало бы необоснованные препятствия в реализации конституционного права на жилище (статья 17, часть 3; статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации) (п.4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 года № 46-П).

Доводы ответчика о том, что судом не принято во внимание, что исковые требования бывшего собственника спорного жилого помещения о признании действий по начислению коммунальной услуги незаконными были удовлетворены; переустройство системы отопления совершено в установленном законом порядке; возможность установки отопительного прибора в квартире соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, строительным нормам и правилам, нормам противопожарной безопасности, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью, судебной коллегией отклоняются.

Указанным решением Амурского городского суда Хабаровского края от 12.11.2013 г. не было установлено, что Карелина Е.Н. согласовала переустройство именно с органом местного самоуправления, предоставила в орган местного самоуправления проект переустройства, содержащего сведения (расчеты) о влиянии такого переустройства на сохранение теплового режима в многоквартирном доме и систему централизованного отопления в целом, наличие оценки такого влияния, а также акт приемочной комиссии о завершении переустройства.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение.

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Амурского городского суда Хабаровского края от 03 августа 2020 года по гражданскому делу по иску ООО «СФЕРА» к Шеремет Т. Н. о взыскании долга за тепловую энергию, возмещении судебных расходов оставить без изменения, апелляционную жалобу Шеремет Т. Н. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                     С.И. Дорожко

Судьи:                                А.А. Тарасова

С.И. Железовский

33-6784/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО СФЕРА
Ответчики
Шеремет Татьяна Николаевна
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Железовский Сергей Иванович
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
13.10.2020Передача дела судье
06.11.2020Судебное заседание
04.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее