Дело № 2-1-705/2018
Решение
Именем Российской Федерации
18.01.2018 г. г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Аракчеевой С.В.,
при секретаре Севрюк Л.В.,
с участием прокурора Цыгановской О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области к Остробородовой Е. Д. о выселении, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности,
установил:
комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - Комитет) обратился в суд с иском к Остробородовой Е.Д. о выселении, прекращении права собственности на жилое помещение, признании права муниципальной собственности.
Требования мотивирует тем, что ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>. Постановлением главы Энгельсского муниципального образования от 12.02.2003 г. № 677 «Об утверждении актов межведомственной комиссии от 04.02.2003 г. «О признании домов непригодными для проживания» утвержден акт межведомственной комиссии от 04.02.2003 г. г. № 282, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. В целях реализации жилищных прав граждан указанный выше жилой дом был включен в муниципальную программу «Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 гг.», утвержденную постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 11.06.2013 г. № 3280, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Жилищным кодексом Российской Федерации. Многоквартирный жилой дом № по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию объекта № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным администрацией Энгельсского муниципального района. Право муниципальной собственности на жилое помещение № в доме № зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №. На заседании жилищной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района указанное жилое помещение распределено ответчику, взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения. Ответчик отказался от предоставляемого в рамках муниципальной программы жилого помещения (устный отказ). Переселение граждан из непригодных для проживания помещений является вынужденной мерой с целью обеспечения их безопасности в связи с аварийным состоянием жилищного фонда, в связи с чем, ответчик подлежит переселению в другое жилое помещение на основании Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и муниципальной программы «Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 гг.», утвержденной постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 11.06.2013 г. № 3280. На основании изложенного, истец просил выселить Остробородову Е.Д. из квартиры по адресу: <адрес>, в жилое помещение по адресу: <адрес>, прекратить право собственности на квартиру № в доме № по <адрес>, признать право муниципальной собственности на квартиру № по указанном адресу.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени, дне и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.
Ответчик Остробородова Е.Д., представитель третьего лица Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явились, извещались о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Статьей 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Пунктом 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судом установлено, что Остробородова Е.Д. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 19,5 кв.м.
Постановлением главы Энгельсского муниципального образования от 12.02.2003 г. № 677 «Об утверждении актов межведомственной комиссии от 04.02.2003 г. «О признании домов непригодными для проживания» утвержден акт межведомственной комиссии от 04.02.2003 г. г. № 282, согласно которому жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
В целях реализации жилищных прав граждан указанный выше жилой дом был включен в муниципальную программу «Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 гг.», утвержденную постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 11.06.2013 г. № 3280, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно выписке из протокола от 17.11.2017 г. № 40 заседания жилищной комиссии при администрации Энгельсского муниципального района комиссия решила: предоставить Остробородовой Е.Д. квартиру № по адресу: <адрес>, общей площадью 31,63 кв.м во внеочередном порядке путем заключения договора мены, в связи с признанием <адрес> по адресу: <адрес> непригодным для проживания.
Многоквартирный жилой дом № по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию объекта № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным администрацией Энгельсского муниципального района. Право муниципальной собственности на жилое помещение № в доме № зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч.1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчику квартира, включена в муниципальную программу «Переселение граждан Энгельсского муниципального района из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 гг.», не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 ЖК РФ.
В силу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, приведенные нормы закона регламентируют права собственника на получение соответствующего возмещения в случае признания дома, в котором расположено принадлежащее ему жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу.
Судом установлено, что соглашение о предоставлении другого жилого помещения, взамен признанного непригодным для проживания между Комитетом и Остробородовой Е.Д. не заключалось.
Не имеется и доказательств, свидетельствующих о том, что уполномоченным органом местного самоуправления соблюдена процедура изъятия жилого помещения, в частности, собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе ответчику, направлялось требование о сносе указанного дома в разумный срок, а также об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, для муниципальных нужд и изъятии спорного жилого помещения.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░