Решение по делу № 2-25/2015 (2-1420/2014;) от 17.11.2014

Дело № 2-25/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 февраля 2015 года г.Черняховск

Черняховский городской суд Калининградской области в составе:     

председательствующего судьи         Лялякиной Ж.Ю.,

    при секретаре                 Глушцовой К.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Черняховска в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «Черняховский муниципальный район» к администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район», Юнг ФИО13 о признании действий и постановления администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» незаконными, признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, применение последствий недействительной сделки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Черняховска обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и МО «Черняховский муниципальный район» к администрации МО «Черняховский муниципальный район», Юнг А.Г., в котором просил признать незаконными действия администрации МО «Черняховский муниципальный район» по предоставлению ФИО2 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и постановление администрации МО «Черняховский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Юнг А.Г. данного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в собственность за плату, признать договор купли-продажи указанного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года № ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «Черняховский муниципальный район» и Юнг А.Г. недействительным, применить положения ст. 167 ч.2 ГК РФ и обязать Юнг А.Г. вернуть администрации МО «Черняховский муниципальный район» спорный земельный участок, а администрацию МО «Черняховский муниципальный район» вернуть Юнг А.Г денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.

    В соответствии со статьёй 40, 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление муниципального имущества, земельных отношений и архитектуры Администрации МО «Черняховский муниципальный район» и в качестве 3-лица на стороне ответчика Комитет по бюджету, формированию и казначейскому исполнению бюджета АМО «Черняховский муниципальный район».

В порядке ст.39, 45 ГПК РФ прокурор города Черняховска уточнил исковые требования в части, просит признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: г<адрес> от 17.12.2012 года № , заключенный между управлением муниципального имущества, земельных отношений и архитектуры Администрации МО «Черняховский муниципальный район» и Юнг А.Г., применить положения ст.167 ГПК РФ и обязать управление муниципального имущества, земельных отношений и архитектуры Администрации МО «Черняховский муниципальный район» вернуть Юнг А.Г. денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, а Юнг А.Г. вернуть управлению муниципального имущества, земельных отношений и архитектуры Администрации МО «Черняховский муниципальный район» указанный земельный участок.

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в ходе проведенной прокуратурой города Черняховска проверки законности предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство было установлено, что 03.12.12 года в администрацию МО «Черняховский муниципальный район» с письменным заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес> в собственность за плату обратился <данные изъяты> группы Юнг А.Г. Постановлением администрации МО «ЧМР» от 14.12.2012 г, № было принято решение о предоставлении Юнг А.Г. данного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома за плату. На основании указанного постановления Управление муниципального имущества заключило ДД.ММ.ГГГГ г. с Юнг А.Г. договор купли-продажи указанного земельного участка за плату в размере <данные изъяты> рублей. Постановление администрации принято с нарушением требований действующего законодательства, поскольку предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства является одной из гарантий в жилищной сфере, направлено на улучшение жилищных условий инвалида в целях повышения уровня его социальной защищенности и фактически выступает одной из форм обеспечения жильем, поэтому при реализации такой меры социальной поддержки должна учитываться нуждаемость указанной категории лиц в улучшении жилья. Вместе с тем Юнг А.Г. на учете нуждающихся в получении жилого помещения либо нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном порядке в органах местного самоуправления не состоял. Предоставление Юнг А.Г. земельного участка в нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов», Земельного кодекса РФ влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на приобретение спорного земельного участка в установленном земельным законодательством порядке, то есть на торгах. Кроме того, указанными выше действиями администрации МО « Черняховский муниципальный район» нарушаются права МО «Черняховский муниципальный район» на получение более высокой прибыли от реализации права на рассматриваемый земельный участок на торгах. Последствием принятия вышеуказанного незаконного решения явилось заключение ДД.ММ.ГГГГ года договора купли-продажи спорного земельного участка, а также государственная регистрация права собственности Юнг А.Г. на данный земельный участок. На основании изложенного, сделка является ничтожной и в силу ст. 167 ГК РФ недействительной, что позволяет применить положения ст.167 ч.2 ГК РФ и вернуть стороны в первоначальное положение.

В суде представитель Черняховской городской прокуратуры Бобрик С.С. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

     Истец - МО «Черняховский муниципальный район», извещенный надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайств об отложении дела не заявлял, что в соответствии с положениями ст. ст. 45, 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела по существу.

     Представитель ответчика администрации МО «Черняховский муниципальный район», соответчика Управления муниципального имущества, земельных отношений и архитектуры администрации МО «Черняховский муниципальный район» и 3-го лица Комитета по бюджету, формированию и казначейскому исполнению бюджета АМО «Черняховский муниципальный район» Абрамова А.П., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала и пояснила, что часть 14 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прямо не предусматривает, что реализация права инвалида на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства возможна только в случае признания инвалида нуждающимся в улучшении жилищных условий. Нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства Земельным кодексом также не предусмотрена. Таким образом, действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалида на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия каких-либо условий. На публикацию о предстоящем предоставлении земельного участка поступила только одна заявка от Юнг А.Г., поэтому администрация на основании ЗК РФ и предоставила спорный земельный участок без проведения торгов. Права неопределенного круга лиц и МО «Черняховский муниципальный район» нарушены не были. Кроме того, прокурором пропущен как срок оспаривания постановления главы администрации, составляющий по нормам главы 25 ГПК РФ 3 месяца, так и срок исковой давности в отношении оспоримой сделки, составляющий 1 год с момента её заключения.

Представитель ответчика Юнг А.Г. – Дыма Н.А., действующий на основании доверенности, в суде исковые требования не признал, поскольку ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» при предоставлении земельных участков инвалидам не предусматривает того, что инвалид должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Предоставление земельного участка в данном случае не является улучшением жилищных условий, земельный участок был приобретен по договору купли-продажи, а не предоставлен бесплатно. На этот участок никто, кроме Юнг А.Г. не претендовал, в связи с чем права других лиц нарушены не были. Спорный участок другому лицу не мог быть продан, поскольку на нем расположено капитальное строение – баня, которая принадлежит Юнг А.Г. на основании права собственности. Юнг А.Г. имел преимущественное право на покупку данного земельного участка, поскольку спорный участок находился у его семьи в аренде с 2001 года. Юнг А.Г. является добросовестным приобретателем. На момент покупки земельного участка Юнг А.Г. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку в собственности другого жилья не имел, проживал по договору аренды в доме своего сына, с которым ведет раздельное хозяйство. В настоящий момент на земельном участке Юнг А.Г. возведен жилой дом, на который получено свидетельство о государственной регистрации права, что фактически исключает возможность возврата спорного земельного участка. Поддержал позицию представителя администрации МО «Черняховский муниципальный район» о пропуске прокурором срока обжалования постановления органа местного самоуправления и срока исковой давности по требованиям об оспаривании сделок.

     Представитель третьего лица- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и дав оценку всем доказательствам по делу в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

    Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

    Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

    В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

    Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

    Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

    Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

    С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

    Судом установлено, что    .2012 г. Юнг А.Г. обратился с письменным заявлением в администрацию МО «Черняховский муниципальный район» о предоставлении ему как инвалиду на основании ст.17 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для ИЖС без проведения торгов за изначально установленную стоимость (т.1 л.д.14).

    Постановлением администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 14.12.2012 № принято решение о предоставлении Юнг ФИО14 земельного участка с кадастровым номером ,по <адрес> для строительства индивидуального жилого дома в собственность по договору купли-продажи за плату (т.1 л.д.21-22).

На основании данного постановления ДД.ММ.ГГГГ.2012 года между Управлением муниципального имущества, земельных отношений и архитектуры Администрации МО «Черняховский муниципальный район» и Юнг А.Г. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома. Выкупная цена земельного участка составила <данные изъяты> рублей (т.1 л.д.23-25). Земельный участок был передан Юнг А.Г. по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.2012 г. (т.1 л.д.26). Право собственности Юнг А.Г. на земельный участок было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ2013 года (т.1 л.д. 9-10).

Оценивая установленные в судебном заседании обстоятельства, представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что действия администрации МО «Черняховский муниципальный район» по продаже земельного участка в первоочередном порядке без торгов в собственность Юнг А.Г., как <данные изъяты> группы, были совершены с нарушением требований действующего законодательства, а также в нарушении интересов МО «Черняховский муниципальный район», на территории которого расположен земельный участок, находящийся до разграничения в государственной собственности, а также прав и интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории данного муниципального образования.

    Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке только в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет.

При этом, согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Из представленных материалов дела усматривается, что ФИО2 проживает и зарегистрирован по месту жительства в жилом доме по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.73-74) и является <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ2005 года ( т.1 л.д.17).

    Жилой дом     по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежит на праве собственности сыну ФИО3 (свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ т.1 л.д.71).

    Юнг А.Г. был зарегистрирован в доме как член семьи сына.

    Из системного толкования ст.ст.49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ, ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» и принятых в соответствии с данным законом Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901, следует, что предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства как мера социальной поддержки инвалидов направлена на удовлетворение потребности данной категории лиц в жилище и предоставляется нуждающимся в этом лицам.

Юнг А.Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий не являлся и на учете в связи с этим не состоял, так как доказательств обратному ответчиками по делу суду предоставлено не было и судом не установлено условий, предусмотренных п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, в соответствии с которыми можно было отнести Юнг А.Г. к нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления он был зарегистрирован и проживал в жилом доме общей площадью <данные изъяты> является членом семьи собственника жилого дома и обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы.

    Доводы представителя ответчика Дыма Н.А. на то, что Юнг А.Г. не является членом семьи собственника жилого дома, так как они ведут раздельное хозяйство, суд находит несостоятельными.

    Показания свидетелей ФИО9 и ФИО10 судом оцениваются критически, поскольку данные доказательства не могут являться правовыми основаниями для признания дома занимаемым несколькими семьями.

    Ответчиком не представлено доказательств оплаты за жилье по договору аренды, доказательств раздельной оплаты коммунальных услуг.

    Как установил суд, Юнг А.Г. с сыном имеют общие предметы быта, оказывают взаимную поддержку друг другу. Отсутствие у Юнг А.Г. иного жилого помещения на праве собственности либо по договору социального найма не позволяет отнести его к категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

    В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса РФ, родители и дети в силу закона являются членами одной семьи.

    Юнг А.Г. не имеет исключительных прав на приватизацию спорного земельного участка. Спорный земельный участок не предоставлялся Юнг А.Г. до введения в действие ЗК РФ. Пользование земельным участком под огородничество бывшей супругой ФИО2ФИО19. правового значения не имеет. Никаких преимуществ при приобретении спорного земельного участка ответчик Юнг А.Г. не имел. Право собственности на объект недвижимости (баня) был зарегистрирован Юнг А.Г. после получения спорного земельного участка в собственность.

    В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Способами защиты права могут являться: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст.12 ГК РФ).

Статья 166 ГК РФ предусматривает, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Из системного толкования приведенных выше норм материального права, следует, что для первоочередного предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Доводы ответчиков об отсутствии в ч.14 ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также в п.17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, указания на необходимость постановки инвалида на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в силу изложенного являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Вышеуказанное подтверждается также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшей свое отражение в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № 957-О-О, согласно которому Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая ФИО1 социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий в жилищной сфере относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Предоставление Юнг А.Г. земельного участка в нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов», Земельного кодекса РФ, влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на приобретение спорного земельного участка в установленном земельным законодательством порядке, то есть на торгах. Кроме того, указанными выше действиями администрации МО «Черняховский муниципальный район» нарушаются права МО «Черняховский муниципальный район» на получение более высокой прибыли от реализации права на рассматриваемый земельный участок на торгах.

    Принимая во внимание, что вопрос о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства Юнг А.Г. был решен без учета его нуждаемости в улучшении жилищных условий, суд полагает, что исковые требования прокурора города Черняховска о признании незаконными действий администрации МО «Черняховский муниципальный район», а также постановление о предоставлении земельного участка Юнг А.Г., признании недействительной исполненной сделки купли-продажи земельного участка, подлежат удовлетворению, поскольку земельный участок был предоставлен Юнг А.Г. с нарушением изложенных выше норм действующего законодательства.

В силу статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Поскольку договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области Юнг А.Г. ДД.ММ.ГГГГ 2013 года, судом признан недействительным, подлежат применению последствия недействительности ничтожной сделки в виде истребования земельного участка от ФИО2 и возвращения его в распоряжение МО «Черняховский муниципальный район», с возвращением Юнг А.Г. оплаченных по договору денежных средств в сумме <данные изъяты>

Доводы представителей ответчиков - администрации МО «Черняховский муниципальный район» о том, что прокурором пропущен трехмесячный срок по требованию об оспаривании постановления главы администрации МО «Черняховский муниципальный район» № от 14 декабря 2012 года «О предоставлении Юнг А.Г. земельного участка по <адрес> для строительства индивидуального жилого дома в собственность за плату» и срок исковой давности, предусмотренный ст. 181 ч.2 ГК РФ, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

    В соответствии с п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действующей на момент заключения договора от 17.12.2012 г.) срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

    При этом датой исполнения сделки является момент государственной регистрации титула нового собственника недвижимого имущества на основании заключенных между сторонами договора.

    Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Принимая во внимание, что вышеуказанный договор был заключен с нарушением требований действующего законодательства, то есть является ничтожной сделкой, требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки могут быть предъявлены в течение трех лет, начиная с 15.01.2013 года. Прокурор обратился в суд с иском 17 ноября 2014 года, то есть в пределах срока исковой давности.

То обстоятельство, что для оспаривания постановления администрации МО «Черняховский муниципальный район» от 14.12.2012 года установлен предусмотренный ст. 256 ГПК РФ сокращенный срок, не имеет правового значения для настоящего спора, поскольку в данном случае право собственности у Юнг А.Г. возникло на основании договора купли-продажи земельного участка в собственность. Именно данный договор имеет правовые последствия для заключивших его сторон, и его оспаривание возможно только в порядке искового производства.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Управление Федеральной регистрационной службы является государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при этом оно не является субъектом материальных прав по сделкам и правам, государственную регистрацию которых осуществляет.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Поскольку сделка, на основании которой произведена государственная регистрация права собственности Юнг А.Г. на спорный земельный участок, признана судом ничтожной, то это само по себе является основанием для аннулирования записей о правах на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» по предоставлению Юнг ФИО15 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, незаконными.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ2012 г. № о предоставлении Юнг ФИО16 земельного участка по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома в собственность за плату.

Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.2012 , заключенный между управлением муниципального имущества, земельных отношений и архитектуры Администрации МО «Черняховский муниципальный район» и Юнг А.Г.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки по заключенному договору, возвратить стороны в первоначальное положение, вернув в распоряжение муниципального образования «Черняховский муниципальный район» земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> аннулировать запись о праве собственности Юнг ФИО17 на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г<адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Взыскать с Управления муниципального имущества, земельных отношений и архитектуры администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» в пользу Юнг ФИО18 денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2015 года.

    Судья Черняховского городского суда            Ж.Ю.Лялякина

2-25/2015 (2-1420/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МО «Черняховский муниципальный район»
Прокурор города Черняховска
Ответчики
Юнг А.Г.
Управление муниципальным имуществом, земельных отношений и архитектуры администрации МО «Черняховский муниципальный райо
АМО "Черняховский муниципальный район"
Суд
Черняховский городской суд Калининградской области
Дело на сайте суда
cherniahovsky.kln.sudrf.ru
17.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2014Передача материалов судье
18.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2014Судебное заседание
23.12.2014Судебное заседание
21.01.2015Судебное заседание
12.02.2015Судебное заседание
26.02.2015Судебное заседание
03.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2015Дело оформлено
13.05.2015Дело передано в архив
26.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее