Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2019 года по делу №2а-1729/2019
Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Кривенцовой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриянцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Унуковской Людмилы Мильевны к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области об оспаривании решений Комиссии по признанию пострадавшими и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Унуковская Л.М. обратилась в суд с административным иском к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании решения Комиссии, оформленного уведомлением от (дата) об отказе в признании пострадавшим и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (протокол заседания Комиссии от (дата) №ПК-№) незаконным; признании его пострадавшим и понуждении ко включению в реестр пострадавших граждан,
мотивируя просьбу тем, что она является гражданином, осуществившим инвестирование денежных средств в строительство жилого дома по адресу: (адрес) возводимого на земельном участке с видом разрешенного использования – для жилищного строительства, при этом вступила в ЖСК «...» с целью получения квартиры для проживания в многоквартирном жилом доме по адресу: (адрес), номер на площадке 4, ориентировочной площадью всех помещений 28,1 кв.м.
Обязательства по оплате требуемых взносов выполнены ею своевременно, надлежащим образом и в полном объеме. Правовым основанием для подписания договоров с участниками строительства являлся договор купли-продажи будущей недвижимости №№ от (дата), заключенный между ЖСК «...» и ЗАО «...». В соответствии с условиями договора, ориентировочный срок окончания строительства жилого дома – не позднее (дата) (п.1.6 договора).
Право требования истца указанного жилого помещения подтверждается договором об участии в ЖСК № от (дата) и договором уступки прав требования № от (дата) Таким образом, ЖСК «...» принял на себя обязательства по участию в инвестировании строительства указанного выше жилого дома.
ЖСК «...» был создан до даты применения изменений в ч.3 ст.110 ЖК РФ (ФЗ №349-ФЗ от (дата)) и вправе привлекать денежные средства граждан в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье при строительстве жилых домов, не выступая при этом в качестве застройщика. Застройщиком строительства многоквартирного жилого дома являлось АО «...».
Определением Арбитражного суда М. (адрес) от (дата) в отношении АО «...» введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда М. (адрес) от (дата) должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. До настоящего времени строительство дома не завершено, обязательства по передаче жилых помещений застройщиком не выполнены.
(дата) Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции одобрила предложенную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ концепцию завершения строительства жилых объектов группы компаний «...» посредством участия в достройке объектов АКБ «...» (ПАО). Согласно принятой концепции строительство всех объектов группы компаний «...» должно было быть завершено не позднее конца 2018 г. С целью организации строительства объектов группы компаний «...», обеспечения контроля за его качеством и информирования участников строительства о выполнении застройщиками обязательств по передаче прав собственности на построенные квартиры, АКБ «...» (ПАО) создано ООО «...». В декабре 2015 г. в зону ответственности АКБ «...» (ПАО) передано 145 жилых объектов незавершенного строительства группы компаний «...» в 14 регионах России.
Протоколом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № от (дата) в соответствии с письмом заместителя Председателя П. М. (адрес) Елянюшкина Г.В. о целесообразности передачи ЗАО «...» обязательств перед участниками строительства объектов ГК «...» в городском округе Звенигород, была одобрена передача объектов строительства в количестве 15 домов ЗАО «...» с учетом принятия на себя обязательств предыдущего застройщика (АО «...»), а также строительства необходимой социальной инфраструктуры. Во исполнение указанного решения между АО «...» и ЗАО «...» был подписан договор аренды земельных участков от (дата), отражающий вопросы финансирования достройки объектов, графики строительства корпусов, проведение проектно-изыскательских мероприятий и передана необходимая исходно-разрешительная документация.
В настоящий момент права застройщика (ЗАО «...») подтверждается договором аренды земельных участков б/н от (дата), актом приема-передачи от (дата) земельных участков по договору аренды земельных участков от (дата) Собственником земельных участков является АО «...». Между тем, на дату подачи настоящего административного искового заявления, решения Протокола № от (дата) по достройке объектов (адрес)» в рамках концепции достройки объектов ГК «...» застройщиком ЗАО «...» не исполняются. Графики строительства проекта при его переуступке ЗАО «...» сдвинулись еще дальше сроков, обозначенных в графике санации под ведением АКБ «...» (ПАО), который располагал гарантированным финансированием. С момента принятия правительственной концепции введены в эксплуатацию только два объекта высокой степени готовности (корпуса №, 16, 11) в октябре 2017 г. и в феврале 2019 г.
Несмотря на указанные выше обстоятельства, Главное управление государственного строительного надзора Московской области отказало административному истцу во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Минстроя России №/пр от (дата), мотивируя это тем, что административный истец не соответствует одному из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, установленных п.2 приложения № к Приказу, а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина- участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось не на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ №214-ФЗ от (дата).
Административный истец Унуковская Л.М. считает, что у административного ответчика не имелось оснований для отказа во включении ее в реестр, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд с вышеуказанным иском.
Административный истец Унуковская Л.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Главного управления государственного строительного надзора Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.06.1995 г. №7-П и от 13.06.1996 г. №14-П, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его все фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Согласно частям 4 и 7 ст.23 и п.5.1 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Ведение Реестра на территории Московской области возложено на Главное управление государственного строительного надзора Московской области, которое является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части осуществления ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с пунктами 3 и 4 постановления Правительства Московской области от (дата) №.
По делу установлено, что (дата) между ЗАО «...», являющимся поверенным и действующим от имени ЖСК «...» и ООО «...» заключен договор об участии в ЖСК №.
(дата) между ООО «...» и административным истцом Унуковской Л.М. заключен договор уступки прав требования №. Предмет и условия указанного договора направлены на привлечение денежных средств административного истца с целью приобретения собственности Унуковской Л.М. на жилое помещение в виде отдельной квартиры, расположенной в жилом доме по строительному адресу: (адрес) имеющей следующие проектные характеристики: 1-комнатная квартира, расположена на 13 этаже, секция №, условный №, тип слева, проектной площадью всех помещений 28,1 кв.м.
Согласно п.1.6 договора, ориентировочный срок окончания строительства жилого дома, в котором будет расположена квартира, – III квартал 2015 года. После завершения строительства жилого дома, получения разрешения на его ввод в эксплуатацию и при условии выполнения пайщиком обязательств по внесению паевого взноса в полном объеме, пайщик приобретает право на оформление в собственность вышеуказанной квартиры (п.1.5 договора).
Свои обязательства по договору по оплате паевого взноса в размере 800000 рублей Унуковская Л.М. исполнила в полном объеме, что подтверждается материалами дела.
Уведомлением от (дата) на основании решения Комиссии Главного государственного строительного надзора Московской области (Протокол заседания Комиссии от (дата) №ПК-№) Унуковской Л.М. было отказано во включении в реестр пострадавших граждан на основании несоответствия заявителей одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № к Приказу №/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от (дата), а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина – участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом №214-ФЗ.
Приказом Минстроя России от (дата) №/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение №), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение №). В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения № к указанному Приказу, решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. Согласно п.6 того же раздела, установлен исчерпывающий перечень документов.
Согласно п.п.1 п.10 Приказа Минстроя России от (дата) №/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», заявитель не подлежит включению в реестр в том числе при условии несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № к настоящему приказу.
При этом п.2 приложения № содержит исчерпывающий перечень критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.
Вместе с тем, оснований для отказа по п.п.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан у Министерства строительного комплекса Московской области не имелось.
В силу пункта 4 Правил, включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ, привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается в том числе, посредством членства в жилищно-строительном кооперативе.
Согласно пункту 11 «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от (дата), действие указанного закона распространяется также на отношения, возникшие при совершении, начиная с указанной выше даты, сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.) в случаях, если судом с учётом существа фактически сложившихся отношений установлено, что сторонами действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве.
В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона. Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 г. №46-КГ16-5.
Исходя из разъяснений, данных в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 г. №441-О «если буквальное значение условий договора не позволяет определить его результаты, суд выясняет действительную общую волю сторон с учетом цели договора, принимая во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота и последующее поведение сторон (ст.431 Гражданского кодекса РФ)».
Суд, оценивая обстоятельства привлечения денежных средств истца, полагает, что заключенный договор об участии в ЖСК № от (дата), исходя из положений ст.431 ГК РФ во взаимной связи со ст.ст.421, 422 ГК РФ, по форме, содержанию и условиям обязательства, соответствует всем существенным условиям договора участия в долевом строительстве.
Согласно п.5 ст.10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, а именно, истец обязательство по уплате денежных средств перед ЖСК «...» исполнил в полном объёме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Суд, оценив предоставленные доказательства и обстоятельства дела, не находит обстоятельств из перечня условий, установленного пунктом 10 Приложения №, в силу которых истцу может быть оказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Из правового анализа вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Таким образом, административный ответчик неправомерно отказал истцу во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, как не соответствующему критерию пп.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан. В соответствии с пунктами 3 и 4 постановления П. М. (адрес) от (дата) № Главное управление государственного строительного надзора Московской области является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части осуществления ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Учитывая изложенное, ЖСК «...», привлекшее денежные средства для строительства многоквартирного дома, на дату рассмотрения иска просрочил исполнение своих обязательств перед истцом, жилой дом в установленный договором срок, а также на дату обращения в суд не построил, квартира в собственность истцу не передана.
Неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов является критерием по признанию гражданина пострадавшим и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Из правового анализа вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что административные истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Учитывая приведенные выше нормы права и установленные обстоятельства по делу, суд считает исковые требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу требований ст.227 ч.3 п.1 КАС РФ суд считает необходимым указать в решении на необходимость административному истцу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Унуковской Людмилы Мильевны удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области во включении Унуковской Людмилы Мильевны в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, оформленный уведомлением от (дата) (протокол заседания Комиссии Главного управления государственного строительного надзора Московской области от (дата) №ПК-№).
Возложить на Главное управление государственного строительного надзора Московской области обязанность устранить нарушение прав административного истца путём включения Унуковской Людмилы Мильевны в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Главному управлению государственного строительного надзора Московской области необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Унуковской Людмиле Мильевне в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Рузский районный суд Московской области.
В окончательной форме решение изготовлено 12 августа 2019 года.
Судья Н.Н.Кривенцова
8