Дело № 2 – 3752/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2018 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Деминой А.А.,
с участием истца Калинина Д.В.,
представителя истца Калининой Е.А. – Семеновой Т.Н., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Атауллиной Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинина Дениса Викторовича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Калининой Виктории Денисовны, Калининой Елены Александровны к Управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании незаконным распоряжения начальника Управлению жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском к управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании незаконным распоряжения начальника управлению жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении молодой семьи ФИО3 в составе трех человек, в том числе ФИО1, ФИО2, из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края»; возложении обязанности восстановить семью ФИО3 в составе трех человек в списке участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», выдать молодой семье ФИО3 в составе трех человек, в том числе ФИО1, ФИО2, свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья (л.д.3-4 том 1).
В обоснование заявленных требований истцы указали, что с ДД.ММ.ГГГГ их молодая семья в составе трех человек: ФИО3, ФИО1, ФИО2, состояла в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края». Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника управления жилищных отношений администрации города Перми молодая семья в полном составе исключена из списка участниц указанной подпрограммы в связи с несоответствием требованию, предусмотренному пп.«б» п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Основанием для принятия оспариваемого распоряжения явились те обстоятельства, что подпрограммой не предусмотрена возможность получения социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного молодой семье в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита на приобретение жилого помещения. Семья ФИО3 приобрела на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств (кредитный договор от 15.07.2013г.) трехкомнатную квартиру по адресу: <Адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. истцами заключен кредитный договор, в соответствии с которым кредит предоставлен для полного досрочного погашения задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение объекта недвижимости – квартиры по адресу: <Адрес>, при этом данный объект недвижимости одновременно с заключением кредитного договора передается в залог банку. Данные действия совершены с единственной целью – снизить размер ежемесячного платежа в связи с уменьшением размера процентной ставки по кредитному договору. Кредит от ДД.ММ.ГГГГ. полностью соответствует целям, предусмотренным постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. №, новый кредит является целевым и по своей сути является аналогичным кредиту от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО3 поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Истец ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела (л.д.71 том 1), в судебное заседание не явилась, направила для участия в судебном заседании своего представителя.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных объяснениях по иску (л.д.13-15).
Представитель ответчика в судебном заседании выразила несогласие с исковыми требованиями, пояснила, что молодая семья ФИО3 правомерно была исключена из списка в связи с несоответствием требованиям пп. «б» п.6 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Действия УЖО администрации г.Перми полностью соответствуют положениям постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, постановления Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1321-п, постановления Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п.
Заслушав объяснения истца ФИО3, представителя истца ФИО1, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы", которая в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Одним из принципов реализации подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
На уровне субъекта РФ - Пермского края принято постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1321-п "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", приложением 1 которой является подпрограмма 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот".
Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края" утвержден постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п "О реализации мероприятий подпрограммы 1 "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот" государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1321-п" (далее по тексту – Порядок реализации мероприятий).
Согласно п.1.4.3 указанного Порядка сохраняют право на получение социальной выплаты, в том числе за счет средств бюджета Пермского края в рамках реализации Подпрограммы: потенциальные участники Подпрограммы, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия Подпрограмме на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы".
В соответствии с п.2.1 Порядка реализации мероприятий реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям: 2.1.1. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов; 2.1.2. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Согласно п.2.6 Порядка в случае предоставления молодым семьям социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, социальная выплата по выбору молодой семьи используется в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка либо может быть направлена: 2.6.1. на приобретение жилья путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома; 2.6.2. на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или займам, предоставленным для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам; 2.6.3. для оплаты договора строительного подряда на реконструкцию индивидуального жилого дома, в том числе на завершение ранее начатого строительства индивидуального жилого дома.
Пунктом 4.14 Порядка реализации мероприятий установлен исчерпывающий перечень случаев внесения изменений в списки молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме. Согласно п.4.14.11. Порядка, если потенциальная участница Подпрограммы перестала соответствовать хотя бы одному из требований, установленных Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат, то орган местного самоуправления исключает молодую семью из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме.
Судом установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО3 о включении его молодой семьи в составе трех человек (в том числе супруга ФИО1, несовершеннолетний ребенок ФИО2) в состав участниц краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» молодая семья ФИО3 в составе трех человек включена в список участников программы (л.д.6, 113-155 том 1, 25-28 том 2).
ДД.ММ.ГГГГ. истцы обратились в УЖО администрации г.Перми с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья (л.д.160 том 1).
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении семьи ФИО3 из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» молодая семья ФИО3 в составе трех человек, в том числе ФИО1, ФИО2, исключена из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в связи с несоответствием требованию, предусмотренному пп.«б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (л.д.5, 156 том 1).
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между ОАО «Сбербанк России» (кредитор) и ФИО8, ФИО1 (созаемщики) заключен кредитный договор №, в соответствии с которым истцам предоставлен кредит «Приобретение готового жилья» в сумме <данные изъяты>. под <данные изъяты> процентов годовых на срок ДД.ММ.ГГГГ на приобретение объекта недвижимости: трехкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <Адрес>. Исполнение обязательств по кредитному договору обеспечено залогом указанного объекта недвижимости (л.д.7-20 том 1).
Согласно договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.227-230 том 1), свидетельству о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировано право собственности ФИО3 на объект недвижимости - квартира по адресу: <Адрес>, а также зарегистрировано обременение – ипотека в силу закона в пользу ОАО «Сбербанк России» (л.д.21 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ. между АО «Газпромбанк» (кредитор) и ФИО3, ФИО1 (созаемщики) заключен кредитный договор №, в соответствии с которым истцам предоставлен целевой кредит для полного досрочного погашения задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ. №, заключенному между ФИО3, ФИО1 и ПАО «Сбербанк России» на приобретение объекта недвижимости: трехкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> по адресу: <Адрес>, <Адрес>; сумма кредита <данные изъяты>., процентная ставка за пользование кредитом – <данные изъяты> процентов годовых до получения договора залога, <данные изъяты> процентов годовых с даты получения кредитором договора залога (л.д.26-48 том 1). В обеспечение исполнения обязательств по указанному кредитному договору ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор залога № в соответствии с которым в залог банку передан объект недвижимости - квартира по адресу: <Адрес>, ипотека в пользу АО «Газпромбанк» зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.49-58, 59-53 том 1).
Согласно справке ПАО «Сбербанк России» кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ. закрыт ДД.ММ.ГГГГ в связи с досрочным погашением кредита (л.д.24, 25 том 1).
В связи с указанными обстоятельствами по результатам рассмотрения заявления истцов о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья ДД.ММ.ГГГГ УЖО администрации г.Перми отказало в выдаче свидетельства (л.д.1156-158 том 1), а также ДД.ММ.ГГГГ состоялось распоряжение об исключении семьи ФИО3 из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края».
Установив фактические обстоятельства по делу, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что решение УЖО администрации г.Перми об исключении молодой семьи ФИО3 в составе трех человек, в том числе ФИО1, ФИО2, из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» не основано на положениях действующего законодательства.
Согласно п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Как следует из рассматриваемого распоряжения начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № основанием для исключения молодой семьи ФИО3 из списка участниц подпрограммы 1 явилось несоответствие требованию, предусмотренному пп.«б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, т.е. отсутствие нуждаемости в жилом помещении в связи с наличием на дату рассмотрения заявления о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в собственности истцов квартиры общей площадью <данные изъяты>, по адресу: <Адрес>.
Вместе с тем, данный вывод сделан ответчиком без учета фактических обстоятельств приобретения истцами в собственность указанного жилого помещения, а именно наличием заключенного кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ. и кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 2.6.2 Порядка реализации мероприятий и подпунктом "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставленным для приобретения жилья.
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства в числе прочих документов документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.
Делая вывод о том, что семья истцов обеспечена жилым помещением общей площадью на каждого члена семьи больше учетной нормы, ответчик не принял во внимание, что квартира приобретена истцами с использованием средств ипотечного кредита. Поэтому истцы вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему. При этом на дату заключения кредитного договора семья истцов не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму. Поскольку площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств ипотечного кредита, не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, постольку фактически на день заключения кредитного договора семья истцов продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении как и в тот период, когда в ДД.ММ.ГГГГ была включена в список участников программы.
Доводы стороны истца о невозможности получения социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного молодой семье в целях рефинансирования ранее полученного кредита на приобретение жилого помещения, суд находит несостоятельными, не основанными на нормах и принципах материального права, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с ч.2 ст.56 ГПК РФ суд определяет, что юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего спора является фактическое приобретение молодой семьей жилого помещения с использованием ипотечного жилищного кредита.
Из материалов дела следует, что кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ. был заключен именно в целях погашения ранее предоставленного первоначальным кредитором рефинансируемого кредита, на что прямо указано в тексте кредитного договора, единственной мотивацией заключения указанного кредитного договора являлось снижение размера ежемесячных платежей по кредиту в связи с существенным уменьшением размера процентной ставки по договору (<данные изъяты>%).
Таким образом, истцы соблюли необходимые условия для получения социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищному кредиту, а именно: приобрели жилое помещение с использованием ипотечного жилищного кредита; последующий кредит (на рефинансирование) предоставлен под залог именно приобретенного жилого помещения (а не какого-либо иного жилья). Также суд учитывает, что истцы до настоящего времени исполняют обязательства по погашению кредита, предоставленного в порядке рефинансирования и направленного на погашение первоначального кредита в целях приобретения жилого помещения, кредит остается ипотечным в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", квартира обременена залогом.
Рассматривая спорные правоотношения, суд руководствуется положениями части 2 ст.40 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Целью основного мероприятия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.1.2 государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края" приоритетами реализуемой в Пермском крае государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также целями подпрограммы 1 является создание защищенной, комфортной и доброжелательной среды для жизни, развития и благополучия детей и семей с детьми в Пермском крае; снижение уровня бедности; повышение социальной защищенности населения (п.1.3).
Таким образом, ограничительное толкование и применение ответчиком положений п.2.6.2, п.2.9 Порядка реализации мероприятий не может быть признано основанным на конституционных гарантиях граждан РФ, целях и задачах государственной программы.
На основании вышеизложенного, исковые требования о признании незаконным распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении семьи ФИО3 из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» и о возложении обязанности на ответчика восстановить семью ФИО3 в списке участниц подпрограммы 1 подлежат удовлетворению.
Также, поскольку из представленной ответчиком информации о выдаче свидетельств на получение социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья следует, что молодой семье под номером № (ФИО10) свидетельство на получение социальной выплаты выдано не было, молодой семье под номером № было выдано свидетельство на получение социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-28 том 2), постольку являются обоснованными и подлежат удовлетворению исковые требования о выдаче молодой семье ФИО3 в составе трех человек, в том числе ФИО1, ФИО2, свидетельства о праве на получение социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении семьи ФИО3 из списка участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края»; возложить обязанность на управление жилищных отношений администрации города Перми восстановить семью ФИО3 в составе трех человек, в том числе ФИО1, ФИО2, в списке участниц подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» и выдать молодой семье ФИО3 в составе трех человек, в том числе ФИО1, ФИО2, свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>