Дело № 2-151/2021
25RS0036-01-2021-000400-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года с. Яковлевка
Яковлевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Акимчук В.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
с участием истца ФИО1, его представителя ФИО11,
ответчика ФИО4, его представителя СуфияровойА.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО4, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, кадастровому инженеру ФИО2 о признании межевого плана земельного участка недействительным, об исключении сведений о местоположении границ земельного участка из государственного кадастра объектов недвижимости Российской Федерации,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Ответчик является собственником смежного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Полагает, что ФИО4 нарушил границу земельного участка, установил забор на принадлежащем ему земельном участке, возвел постройки. Просил суд обязать ответчика отодвинуть забор в сторону <адрес> на указанное им расстояние, убрать с земельного участка, принадлежащего истцу, навес и летнюю кухню.
В дальнейшем истец ФИО1 заявленные требования уточнил, просил суд признать межевой план земельного участка с кадастровым номером 25:25:200001:335, принадлежащий на праве собственности ФИО4 от 28 октября 2019 года – недействительным, исключить сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 25:25:200001:335 из Государственного кадастра недвижимости, истребовать земельный участок площадью 15 кв. м из чужого незаконного владения путем демонтажа надворных построек ответчика и восстановлении ранее существующего ограждения.
Определением Яковлевского районного суда Приморского края от 20 сентября 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, кадастровый инженер ФИО7
В судебном заседании истец ФИО1, и его представитель ФИО11 заявленные требования уточнили, окончательно просили признать межевой план земельного участка с кадастровым номером № принадлежащий на праве собственности ФИО4 от 28 октября 2019 года – недействительным, исключить сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № из Государственного кадастра недвижимости. Требование об истребовании земельного участка площадью 15 кв. м. из чужого незаконного владения путем демонтажа надворных построек ответчика и восстановлении ранее существующего ограждения просили не рассматривать, указав, что данное требование заявлено преждевременно. Дополнительно указали, что межевой план ответчика составлен с грубыми нарушениями, поскольку ни с кем не согласовывался, и не отражает действительности. Фактически ответчик произвел самовольный захват земли. У истца есть все документы, подтверждающие его право собственности, истец владеет земельным участком с 1997 года, земельный участок был поставлен на кадастровый учет 7 октября 1997 года. По результатам межевания площадь принадлежащего истцу земельного участка стала меньше. Полагают, что имеются предусмотренные законом основания для признания межевого плана недействительным.
Ответчик ФИО4 и его представитель ФИО8 просили суд в удовлетворении уточненных исковых требований ФИО1 отказать, поддержали ранее предоставленный суду письменный отзыв. Дополнительно указали, что ответчик не является специалистом в области кадастрового учета, в связи с чем им был заключен договор с ООО «ГеоСфера» на проведение кадастровых работ по уточнению границ принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № По результатам проведенных работ был составлен межевой план земельного участка, на основании которого, в дальнейшем, ответчик в установленном законом порядке зарегистрировал границы земельного участка. Полагают, что говорить о нарушении прав истца со стороны ответчика незаконно, поскольку непосредственно ответчик прав истца не нарушал. Из пояснений кадастрового инженера следует, что на момент проведения кадастровых работ в государственном реестре недвижимости отсутствовали сведения о зарегистрированных правах на смежный земельный участок, принадлежащий истцу. Таким образом, ответчиком требования действующего законодательства нарушены не были, в связи с чем нет оснований для признания межевого плана земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащим ответчику на праве собственности, недействительным. Также ответчик указал, что проживает по <адрес> всю свою жизнь, знаком с истцом долгое время, в связи с чем был осведомлен о том, кто является пользователем смежного земельного участка. По итогам проведения кадастровых работ он знакомился с межевым планом и видел, что в акте согласования нет подписи истца, на что кадастровый инженер пояснила ему, что данных о зарегистрированных правах нет в реестре недвижимости.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю не явился, о дате и времени слушания извещен надлежащим образом, просил провести судебное заседание в свое отсутствие, также представил возражение на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что Управление не является надлежащим ответчиком по данному исковому заявлению, поскольку не нарушало прав и законных интересов истца. В действиях Управления отсутствуют признаки несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов истца. Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» под государственным кадастровым учетом признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом № 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости. Основными сведениями об объекте недвижимости являются характеристики, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 2 статьи Закона № 218-ФЗ). Частью 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ установлено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относится, в том числе, описание местоположения такого объекта. При этом, в компетенцию Управления не входит фактическое изучение местоположения объектов недвижимости на местности. Исходя из изложенного, сведения о местоположении земельного участка и координатах характерных точек его границ вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в целях индивидуализации земельного участка как объекта права. 7 октября 1997 года земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет и имеет статус «ранее учтенный». Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании заявления ФИО4 в соответствии с межевым планом от 26 ноября 2019 года, подготовленным ФИО7 По существу заявленных требований об исключении сведений из Единого государственного реестра недвижимости указали, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Вместе с тем Закон № 218-ФЗ не содержит положений, предусматривающих исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о таких основных характеристиках земельного участка, как описание местоположения его границ и площадь. Таким образом, вступившее в законную силу решение суда об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка будет являться основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости при условии обращения с соответствующим заявлением и приложением иных необходимых документов. Вместе с тем полагаем, что, если требования касаются исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, то, соответственно, в решении суда необходимо указание на то, какие сведения должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости в связи с исключением сведений о местоположении границ земельного участка.
В судебное заседание кадастровый инженер ФИО7 не явилась, о дате и времени слушания извещалась надлежащим образом, причина неявки суду не известна, представила письменный отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона РФ «О кадастровой деятельности». Согласно указанной норме местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Зарегистрированное право на земельный участок с кадастровым номером № в Едином государственном реестре недвижимости на момент подготовки межевого плана отсутствовало, поэтому в акте согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют сведения о гражданине ФИО1, так как он не являлся правообладателем земельного участка с кадастровым номером №. Таким образом, доводы о нарушении при согласовании границ основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Приморскому краю и кадастрового инженера ФИО2, извещенных о дате и времени слушания надлежащим образом.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
В силу статьи 1 закона кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона.
Положениями статьи 39 закона о кадастровой деятельности в редакции, действовавшей на момент возникновения спора, установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 2 указанной статьи предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве (часть 3 статьи 39 закона):
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами (часть 7 статьи 39 закона о кадастровой деятельности).
Из положений статьи 40 закона о кадастровой деятельности следует, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ (часть 2 статьи 40 закона).
Кроме того, исходя из положений статьи 37 закона о кадастровой деятельности в редакции на момент возникновения спора, результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со статьей 8 указанного закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. При этом, в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения объекта недвижимости (подпункт 3 части 4 статьи 8 закона).
В силу статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8).
Кроме того, суд принимает во внимание, что действующим законодательством предусмотрены, в том числе, и специальные нормативные документы в области межевания, соблюдение которых также относится к деятельности кадастровых инженеров.
Так, согласно подпункта 4 пункта 6 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года, межевание объекта землеустройства включает в себя работы, в том числе, по определению границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками.
Пунктами 11, 14.2, 14.3, 14.4 вышеназванных методических рекомендаций предусмотрено, что лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.
Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства, они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями. При неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание. В течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течение указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными. Споры, возникшие при согласовании границ, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 года, межевание земель включает в себя, в том числе, уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
Согласно пункту 9.1 данной инструкции установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем – производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью 0,15 га, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю серия РФ-II №, выданным на основании Постановления Новосысоевской сельской администрации № от 27 июня 1997 года.
Одновременно, данный земельный участок имеет смежные границы с земельными участками, расположенными по улицам Советская и Сухановская в селе <адрес> Приморского края.
Из описания границ земельного участка с кадастровым номером 25:25:200001:376, следует, что он смежен с земельным участком, принадлежащим ФИО3, и длина границ, с учетом выступов, составляет: 22,5 м., 20 м., и 20 м.
Собственником земельного участка площадью 0,15 га, граничащего с земельным участком ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, согласно свидетельству на право собственности на землю серия РФ-II №, выданному на основании Постановления Новосысоевской сельской администрации № от 27 июня 1997 года, являлась ФИО3.
8 сентября 2011 года на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 3 апреля 2001 года было зарегистрировано право собственности на часть жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, субъект права – ФИО4, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации №.
Одновременно за ФИО4 было зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1500 +/- 14 кв м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации №.
Для уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № ФИО4 обратился в ООО «ГеоСфера» для проведения кадастровых работ.
Кадастровым инженером ФИО7 были проведены кадастровые работы, и 28 октября 2019 года был подготовлен межевой план.
При проведении кадастровых работ с собственниками смежных земельных участков были согласованы границы земельного участка с кадастровым номером № и был составлен соответствующий акт согласования местоположения границ земельного участка.
Из содержания указанного акта согласования следует, что границы земельного участка с кадастровым номером 25:25:200001:335 были согласованы с ФИО4, а также с ФИО9
При этом акт согласования также содержит сведения, что части границ земельного участка в точках 1-н2, н2-н3, н3-н4, н4-н5, н5-н6, н6-н7, н7-н8, н8-н9, н9-н10, н10-н11 относятся к землям государственной или муниципальной собственности.
При наложении графических изображений спорных земельных участков, следует, что части границ земельного участка с кадастровым номером № в точках 1-н2, н2-н3, н3-н4, н4-н5, н5-н6, н6-н7, н7-н8, н8-н9, н9-н10, н10-н11 являются, одновременно, частями границ смежного земельного участка, принадлежащего ФИО1, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось и было подтверждено ответчиком.
Между тем, данный акт согласования не содержит сведений о том, что с собственником смежного земельного участка с кадастровым номером 25:25:200001:376 ФИО1 было проведено согласование границ земельного участка.
Вместе с тем, в силу вышеприведенных норм действующего законодательства, поскольку в результате межевания земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО4, являющегося смежным с земельным участком с кадастровым номером 25:25:200001:376, принадлежащего ФИО10, произошло уточнение местоположения границ земельного участка, такое местоположение границ участка подлежало в обязательном порядке согласованию с ФИО1
Доводы ответчика ФИО4 и его представителя ФИО8, а также кадастрового инженера ФИО2 о том, что на момент проведения кадастровых работ и составления межевого плана в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали сведения о границах земельного участка, принадлежащего ФИО1, и сведения о правообладателях смежного земельного участка, суд во внимание не принимает, поскольку отсутствие в реестре недвижимости сведений о правообладателе земельного участка не лишает ФИО1 права собственности на земельный участок. При этом из пояснений ответчика ФИО4 следует, что он проживает в данном населенном пункте и на данном земельном участке в течении 47 лет, с ФИО1 он знаком на протяжении всей своей жизни, приходится ему племянником, был осведомлен о том, кто является собственником смежного земельного участка, а также о том, где проходят границы земельного участка, принадлежащего ФИО1, что следует из правоустанавливающих документов, выданных его бабушке ФИО3 Также заслуживающим внимания признается тот факт, что в ходе рассмотрения спора у мирового судьи (том 1 л.д. 67) ответчик согласно протоколу судебного заседания не отрицает тот факт, что «захватил территорию истца», где располагается колодец.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Из разъяснений, приведенных в пункте 45 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что негаторный иск подлежит удовлетворению при существовании реального нарушения прав и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальное нарушение или угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
При рассмотрении споров о границах участков следует учитывать наличие у истца субъективного права на земельный участок (права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка); наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком (в чем заключается нарушение или угроза нарушения права); факт противоправного создания именно ответчиком препятствий к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком и другие обстоятельства.
Отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ является основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя.
Само по себе нарушение процедуры в части оформления акта согласования границ земельного участка (отсутствие подписи или извещения) не является достаточным и безусловным основанием для признания результатов межевания недействительными.
Между тем, в ходе судебного разбирательства, истцом ФИО1 в рамках проведения работ по межеванию принадлежащего ему земельного участка была подготовлена схема земельного участка по адресу: <адрес>, из графического изображения которой с приведенными размерами следует, что фактические размеры границ земельных участков ФИО1 и ФИО4 отличаются от размеров, указанных в свидетельствах на право собственности на землю, имеет место наложение земельных участков на площади 43,31 кв м, что свидетельствует о нарушении прав землепользователей.
В соответствии со статьей 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Положениями статьи 60 ЗК РФ также определено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, свидетельствующие о том, что в ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего на праве собственности ФИО4, не было проведено согласование границ земельного участка со смежным землепользователем – ФИО1, являющимся собственником земельного участка с кадастровым № на основании свидетельства на право собственности на землю, при этом в результате кадастровых работ изменились размеры границ спорных земельных участков, что свидетельствует о нарушении прав, суд полагает возможным заявленные уточненные исковые требования удовлетворить.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к ФИО4, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, кадастровому инженеру ФИО2 о признании межевого плана земельного участка недействительным, об исключении сведений о местоположении границ земельного участка из государственного кадастра объектов недвижимости Российской Федерации –удовлетворить.
Признать межевой план земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО4, от 28 октября 2019 года – недействительным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, путем исключения имеющихся сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 12 ноября 2021 года.
Председательствующий В.А. Акимчук