Решение по делу № 2а-7818/2021 от 02.08.2021

УИД № 11RS0001-01-2021-012759-83 Дело № 2а-7818/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Чалановой М.В.,

с участием представителя административного ответчика АМО ГО «Сыктывкар» Жохова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 10 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Павловой Надежды Ивановны к администрации МО ГО «Сыктывкар», начальнику Управления ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» Гонтарь А.Г., Управлению ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Павлова Н.И. обратилась в суд с административным иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоказании муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции на территории МО ГО «Сыктывкар» по жилому помещению, расположенному по адресу: ..., возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления от 16.07.2021 об обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в порядке предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции на территории МО ГО «Сыктывкар».

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 16.07.2021 обратилась к административному ответчику с заявлением об оказании муниципальной услуги. По результатам рассмотрения поданного заявления письмом администрации МО ГО «Сыктывкар» от 23.07.2021 № 01/2-01/2638 Павлова Н.И. уведомлена о том, что ее заявление рассмотрено, заявителю указано о том, что дом включен в список для проведения обследования специализированной организацией в 2021 году. Указывая о том, что в представленном ответе отсутствуют сведения о предоставлении либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги, находит допущенное бездействие административного ответчика незаконным, нарушающим ее права.

В судебном заседании истец участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика требования иска не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве, указал, что заявление ответчика с учетом формы обращения рассмотрено в рамках Федерального закона № 59-ФЗ, согласно журналу муниципальных услуг администрации МО ГО «Сыктывкар» в период с 05.05.2021 по 10.08.2021 Павлова Н.И. за предоставлением муниципальных услуг не обращалась. Поданное обращение зарегистрировано в журнале обращений граждан.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Павлова Н.И. участия в судебном заседании не принимала.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Жохов А.В. исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменных возражениях, ранее в судебных заседаниях указывал о том, что обращение подано Павловой Н.И. не в рамках предоставления муниципальной услуги, указанное обращение рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», по рассмотрению поданного заявления административному истцу в рамках указанного Федерального закона дан мотивированный ответ.

С учетом сведений о надлежащем извещении административного истца в соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие Павловой Н.И. при участии представителя административного ответчика.

Заслушав позицию представителя администрации МО ГО «Сыктывкар», исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При разрешении заявленных требований установлено, что 16.07.2021 Павлова Н.И. обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением, в котором просила в соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса РФ признать жилое помещение, расположенное по адресу: г. Сыктывкар, ул. Пихтовая, д. 14, кв. 13, непригодным для проживания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, содового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». Поданное заявление зарегистрировано за № 01/2-01/2638.

Из письма административного ответчика от 23.07.2021 № 01/2-01/2638 следует, что обращение Павловой Н.И. рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в котором административному истцу разъяснено, что признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории МО ГО «Сыктывкар» является муниципальной услугой администрации МО ГО «Сыктывкар» и ее предоставление осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Дополнительно разъяснено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., включен в список для проведения обследования специализированной организацией на предмет оценки состояния помещений требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за счет бюджетных средств в 2021 году.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7 Положения).

В силу положений статьи 16 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 2, 5, 14, 15 Жилищного кодекса РФ, пунктов 7, 42, 45 названного Положения, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания.

Во исполнение установленных требований 30.12.2016 администрацией МО ГО «Сыктывкар» принято Постановление №12/4635 О межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений в целях признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирных домов в целях признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории МО ГО «Сыктывкар», за исключением Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар».

Согласно пункту 1.5. Приложения № 3 к вышеназванному постановлению признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории МО ГО «Сыктывкар», за исключением Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», является муниципальной услугой.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относится заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 12.02.2015 №2/419 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории МО ГО «Сыктывкар».

В соответствии с Административным регламентом отраслевым (функциональным) органом администрации МО ГО «Сыктывкар», предоставляющим данную муниципальную услугу, является управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар». Муниципальное бюджетное учреждение «Городской информационно-коммуникационный цент», многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг участвуют в части приема, регистрации заявления и прилагаемых к нему документов заявителя, необходимых для предоставления муниципальной услуги, запроса и получения в рамках межведомственного информационного взаимодействия недостающих документов и информации, выдачи заявителю результата муниципальной услуги.

Административный регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар», формы контроля за исполнением, ответственность должностных лиц органов, предоставляющих муниципальные услуги, за несоблюдение ими требований регламентов при выполнении административных процедур (действий), порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при предоставлении муниципальной услуги.

В пункте 2.6 регламента указано, что для получения муниципальной услуги заявитель подает в отдел по организации предоставления муниципальных услуг МБУ «ГИКЦ», на порталы государственных и муниципальных услуг (функций) заявление о предоставлении муниципальной услуги по рекомендуемой форме, приведенной в Приложении № 2 к административному регламенту.

На основании пункта 2.10 Административного регламента в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано в случае непредставления документов, указанных в пункте 2.6 настоящего административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Проанализировав фактические обстоятельства, порядок обращения Павловой Н.И. с соответствующим заявлением, перечь документов, представленных к заявлению, суд приходит к выводу, что при такой форме обращения административного истца основания для рассмотрения поданного заявления как заявления о предоставлении муниципальной услуги отсутствовали. Поданное заявление с учетом способа обращения подлежало и рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В данном случае, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного иска, руководствуясь тем, что отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в части 10 статьи 11.2 которого содержится прямое указание на то, что заявления о предоставлении государственных либо муниципальных услуг не подлежат рассмотрению по правилам, установленным Законом № 59-ФЗ.

Изложенная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2021 №25-КАД21-1-К4.

Установленный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1).

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно незаконности действий органа, осуществляющего публичные полномочия, и реального нарушения этими действиями прав административного истца. Такой необходимой совокупности по настоящему делу при разрешении заявленных требований не установлено.

Установленный порядок предоставления муниципальной услуги, соблюдение которого при обращении с заявлением Павловой Н.И. не обеспечено, - заявление Павловой Н.И. подано в администрацию МО ГО «Сыктывкар», не соответствует установленными регламентом форме и содержанию, порядку подачи, регламентированными в разделе 3 Административного регламента, не предусматривает рассмотрения поданного обращения в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В свою очередь, из письменного ответа администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.03.2021 № 01/2-01/663, следует, что поданное обращение Павловой Н.И., адресованное администрации МО ГО «Сыктывкар», рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». По существу доводов письменного обращения, поставленных в нем вопросов, Павловой Н.И. дан мотивированный ответ.

Руководствуясь тем, что у административного ответчика отсутствовали основания для рассмотрения указанного обращения в рамках Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», суд приходит к выводу, что бездействия со стороны административного ответчика, выразившегося в непредставлении муниципальной услуги, не допущено.

Несогласие заявителя с ответом администрации МО ГО «Сыктывкар» не свидетельствует о бездействии административного ответчика, а также нарушении в рамках возникших правоотношений сторон прав заявителя.

При указанных обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения поданного Павловой Н.И. административного искового заявления.

Руководствуясь статьей 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный исковое заявление Павловой Надежды Ивановны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неоказании муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции на территории МО ГО «Сыктывкар» по жилому помещению, расположенному по адресу: ..., возложении обязанности устранить допущенные нарушения, путем рассмотрения заявления от 27.02.2020 об обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в порядке предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции на территории МО ГО «Сыктывкар» оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Печинина

    Мотивированное решение составлено 24.12.2021

2а-7818/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Павлова Надежда Ивановна
Ответчики
начальник Управления ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» Гонтарь А.Г.
УЖКХ Администрации МО Го "Сыктывкар"
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
02.08.2021Регистрация административного искового заявления
03.08.2021Передача материалов судье
05.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее