Решение по делу № 2а-141/2022 (2а-1057/2021;) от 10.12.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2022 года    г. Заозерный

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи - Гаджиевой Л.Ф.,

при секретаре - Влажиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ковалева Николая Дмитриевича к Призывной комиссии г. Заозерного и Рыбинского района Красноярского края, Военному комиссариату г. Заозерного и Рыбинского района Красноярского края, врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Министерству финансов РФ, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», Призывной комиссии г.Бородино Красноярскому краю о признании незаконным решения призывной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Ковалев Н.Д. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Заозерный. В осеннем призыве 2021 года истец прошел медицинское освидетельствование врачей-специалистов: терапевта, хирурга, психиатра и стоматолога, при том, что на медицинской комиссии призывник обязан пройти 7 врачей-специалистов, согласно ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». На основании ст.27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в составе призывной комиссии обязаны присутствовать: должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу; представитель соответствующего органа внутренних дел; представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы). На основании данного факта, в составе было всего три члена призывной комиссии, что также является нарушением и решение, которое было принято в отношении призывника Ковалева Н.Д. является недействительным и подлежащим отмене. Согласно Приложению №31 к Инструкции (п.35) приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 №400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663» порядок организации работы призывного пункта и призывной комиссии при проведении призыва граждан на военную службу, где указано, что решение призывной комиссии принимается большинством голосов, о чем производится запись в протоколе заседания призывной комиссии, следовательно, при отсутствии всех членов призывной комиссии принятое решение является незаконным и подлежит отмене. На момент прохождения медицинского освидетельствования у административного истца имелись жалобы на состояние здоровья: <данные изъяты> При вынесении категории годности административному истцу медицинская комиссия и призывная комиссия грубо проигнорировали жалобы на здоровье, была вынесена категория годности «Б4»- годен с незначительными ограничениями. Медицинская и призывная комиссия военного комиссариата г.Заозерный и Рыбинского района не выдала направление на обследование истцу при имеющихся жалобах на здоровье, поскольку не имели возможности исключить или подтвердить какую-либо патологию в организме. Административным истцом направлена жалоба в призывную комиссию военного комиссариата Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ, ответ в адрес призывника не поступал.

Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии г.Заозерный Рыбинского района в отношении призывника Ковалева Н.Д., принятое в осенне призыве 2021 года, обязать военный комиссариат г.Заозерный и Рыбинского района Красноярского края провести медицинскую комиссию призывнику Ковалеву Н.Д. в соответствии с законодательством РФ; обязать военный комиссариат г.Заозерный и Рыбинского района Красноярского края выдать направления на обследование призывнику Ковалеву Н.Д. по имеющимся жалобам на здоровье; взыскать с военного комиссариата г.Заозерный и Рыбинского района Красноярского края компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.

Истец Ковалев Н.Д. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.

Представитель административного ответчика – призывной комиссии Рыбинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении не просил.

Представитель административного ответчика – Военного комиссариата г.Заозерный и Рыбинского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд возражение на заявление Ковалева Н.Д, в котором просил в удовлетворении исковые требований Ковалева Н.Д. отказать, так как решение о призыве Ковалева Н.Д. принято в соответствии с законодательством и без нарушения процедуры. <данные изъяты>

Представители административных ответчиков – Министерства финансов РФ, Призывной комиссии г.Бородино Красноярского края, административный ответчик – врач, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении не просили.

Представитель административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд возражение на административный иск Ковалева Н.Д, в котором просил отказать в удовлетворении требований Ковалева Н.Д. о признании незаконным решения призывной комиссии в полном объеме, <данные изъяты> Решение о призыве Ковалева Н.Д. принято в соответствии с законодательством и без нарушения процедуры.

Исследовав материалы дела, проверив и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы заинтересованных лиц, а на момент обращения в суд должно иметь место реальное, имевшее место в действительности нарушение указанных прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если считает, что нарушены его права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Согласно преамбуле Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

На основании пп. "а" п. 1 ст. 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В силу п. 1 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с п. 1, 4 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

В пункте 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации закреплено, что призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565.

При этом п. 13 Положения предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

В п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, указано, что под медицинским освидетельствованием понимается изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

Согласно п. 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе": А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

От призыва на военную службу в соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами личного дела призывника, Ковалев Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Заозерного, г.Бородино и Рыбинского района с ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец неоднократно, после постановки его на воинский учет проходил медицинское освидетельствование ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ При этом, по результатам медицинского освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ Ковалеву Н.Д. установлена категория годности «Б4», ДД.ММ.ГГГГ – «Б;».

В соответствии с картой медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, ДД.ММ.ГГГГ Ковалев Н.Д. был осмотрен врачами: хирургом, терапевтом, психиатром, стоматологом, невропатологом, ему проведены диагностические исследования: анализ крови; анализ мочи; флюорография; электрокардиография; измерены рост и масса тела.

Согласно итоговому заключению медицинского освидетельствования, Ковалев Н.Д. был признан годным к военной службе по категории «Б» с показателем предназначения «4».

Основанием для принятия Призывной комиссией Рыбинского района Красноярского края решения (протокол ) от ДД.ММ.ГГГГ о призыве Ковалева Н.Д. на военную службу явилось заключение врачебной комиссии по результатам медицинского освидетельствования, согласно которому административному истцу выставлен диагноз: <данные изъяты> Определена категория годности – «Б», показатель предназначения – «4», то есть Ковалев Н.Д. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Ковалеву Н.Д. вручена повестка о явке в Военный комиссариат г.Заозерный, г.Бородино и Рыбинского района для отправки на сборный пункт на ДД.ММ.ГГГГ в 6-00 часов.

Оспаривая законность вынесенного ДД.ММ.ГГГГ решения о призыве на военную службу, Ковалев Н.Д. мотивирует тем, что при прохождении медицинской комиссии он был освидетельствован терапевтом, хирургом, психиатром и стоматологом, а не 7 врачами-специалистами, в составе призывной комиссии находилось 3 члена, кроме того, он предъявлял жалобы на <данные изъяты>

Как следует из учетной карты призывника – листа медицинского освидетельствования, ДД.ММ.ГГГГ при медицинском освидетельствовании Ковалева Н.Д. врачом-хирургом административный истец сообщил о болях <данные изъяты> врачом принято решение о категории годности «Б-3» и призыве на военную службу с незначительными ограничениями, при медицинском освидетельствовании терапевтом истец сказал о болях <данные изъяты>, врачом принято решение о категории годности «Б-4» и призыве на военную службу с незначительными ограничениями.

При этом каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565, позволяющих признать административного истца ограничено годным к военной службе, врачами-специалистами призывной комиссии по результатам медицинского освидетельствования у Ковалева Н.Д. выявлено не было, что следует как из листов медицинского освидетельствования, так и из отметок в учетной карте призывника.

Не согласившись с решением призывной комиссии г.Заозерный и Рыбинского района Красноярского края, Ковалев Н.Д. обратился с жалобой в Военный комиссариат Красноярского края.

В соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

    На основании п. 3 ст. 29 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.

Порядок организации и проведения контрольного медицинского освидетельствования определен разделом 3 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 (далее - Инструкция).

На контрольное медицинское освидетельствование призывники, освобожденные от призыва и не согласные с решением комиссии, направляются с личным делом призывника, медицинской картой амбулаторного больного, другими медицинскими документами, характеризующими состояние их здоровья и подтверждающими установленный диагноз (п. 28 Инструкции).

В связи с поданной жалобой о несогласии с решением Призывной комиссии г.Заозерный и г.Бородино, Рыбинского района, Ковалев Н.Д. был приглашен для прохождения контрольного медицинского освидетельствования на ДД.ММ.ГГГГ, но не прибыл для прохождения контрольного медицинского освидетельствования в указанный день.

Согласно представленному решению призывной комиссии г.Заозерный и г.Бородино, Рыбинского района о призыве Ковалева Н.Д. на военную службу, определено ему категория годности Б-4 на основании ст. 66д, 68-г, 42-г Расписания болезней.

В статье 66 Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, установлены требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, наличие которых определяет категорию призывника. <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно представленных суду доказательств, заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, об определении категории годности «Б» и показателя предназначения «4» не противоречит материалам административного дела.

Нарушений требований закона и порядка проведения медицинского освидетельствования судом в данной части также не установлено.

Материалы административного дела свидетельствуют о том, что призывной комиссией учтены данные о состоянии здоровья административного истца в их совокупности и врачами-специалистами установлены достаточные основания для определения статей Расписания болезней.

Оснований сомневаться в компетентности врачей-специалистов, а также врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, судом не установлено, со стороны административного истца убедительных доказательств или аргументов в подтверждение собственных доводов не представлено.

При этом, Ковалев Н.Д., считая себя ограниченно годным к военной службе, в связи с наличием у него заболеваний, не воспользовался вышеуказанным правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что медицинское освидетельствование в отношении призывника Ковалева Н.Д. было проведено в установленном порядке, истец был освидетельствован врачами-специалистами, при этом, в связи с жалобой в призывную комиссию Красноярского края, был вызван для прохождения контрольного медицинского освидетельствования на ДД.ММ.ГГГГ, но не прибыл для прохождения контрольного медицинского освидетельствования в указанный день.

Кроме того, из материалов дела судом установлено, что в экспертное учреждение с заявлением о проведении независимой экспертизы в порядке, определенном п. 7, п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, административный истец не обращался, договор на проведение экспертизы не заключал.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое Ковалевым Н.Д. решение о призыве на военную службу, по основаниям, заявленным в рамках настоящего административного иска, было принято призывной комиссией в соответствии с требованиями ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе, в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Доказательств обратного, суду не представлено.

Учитывая изложенное, административное исковое заявление Ковалева Николая Дмитриевича к Призывной комиссии г. Заозерного и Рыбинского района Красноярского края, Военному комиссариату г. Заозерного и Рыбинского района Красноярского края, врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Министерству финансов РФ, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», Призывной комиссии г.Бородино Красноярскому краю о признании незаконным решения призывной комиссии надлежит оставить без удовлетворения.

Требования административного истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат, поскольку являются производными, от основного требования, в удовлетворении которого отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ковалева Николая Дмитриевича к Призывной комиссии г. Заозерного и Рыбинского района Красноярского края, Военному комиссариату г. Заозерного и Рыбинского района Красноярского края, врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, Министерству финансов РФ, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», Призывной комиссии г.Бородино Красноярскому краю о признании незаконным решения призывной комиссии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Рыбинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Л.Ф.Гаджиева

<данные изъяты>

2а-141/2022 (2а-1057/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ковалев Николай Дмитриевич
Ответчики
Призывная комиссия г.Заозерный и Рыбинского района Красноярского края
Призывная комиссия г. Бородино Красноярского края
Военный комиссариат г.Заозерный и Рыбинского района Красноярского края
Министерство финансов Российской Федерации
Суд
Рыбинский районный суд Красноярского края
Судья
Гаджиева Л.Ф.
Дело на странице суда
ribinsk.krk.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация административного искового заявления
13.12.2021Передача материалов судье
14.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2022Судебное заседание
02.02.2022Судебное заседание
07.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее