Дело № 5-126/2023 (10RS0016-01-2023-003508-35)
Сегежский городской суд РК
г. Сегежа, ул. Гражданская, д. 3а
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 октября 2023 года г. Сегежа
Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Савицкая А.В.,
при секретаре Галашовой Т.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении:
Х, ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, уроженца ... КАССР, зарегистрированного и проживающего по адресу: ... <...>,
у с т а н о в и л:
административным органом Х вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, а именно, оказание неповиновение законному требованию сотрудника полиции, выразившееся в отказе 17.10.2023 в 21.33 час., при нахождении в подъезде №... ... в ... РК, проследовать в дежурный автомобиль для дальнейшего проезда в отдел полиции с целью составления административного протокола по ст. 20.21 КоАП РФ.
Х в ходе рассмотрения дела пояснил, что 17.10.2023 возвращался домой по месту регистрации: ..., зашел в свой подъезд, на площадке первого этажа к нему подошли сотрудники полиции, представились, попросили проехать на освидетельствование, он отказывался, пытался объяснить, что почти дошел до дома. Проживает на 2 этаже в данном подъезде. Сотрудники полиции на улице к нему не подходили, претензий не высказывали.
Административный орган о рассмотрении дела извещен.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, видеозапись, судья приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ содержит два состава административного правонарушения: неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности; противодействие исполнению сотрудником полиции служебных обязанностей.
Неповиновение выражается в отказе исполнить законное распоряжение или требование, а воспрепятствование состоит в создании препятствий для исполнения служебных обязанностей сотрудников полиции.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе, доставление, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении - основной процессуальный документ, которым фиксируется факт административного правонарушения. Соответственно, протокол представляет собой основное доказательство по делу об административном правонарушении. Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения продиктованы необходимостью не только фиксации факта правонарушения, но и обеспечения соблюдения гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.
Протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении должен быть составлен протокол, то есть каждое правонарушение фиксируется в отдельном протоколе.
Составление протокола об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающих формирование доказательственной базы, а сам протокол как доказательство по делу об административном правонарушении исследуется и оценивается при рассмотрении всех материалов административного дела и решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности
Х, как следует из протокола об административном правонарушении № 1722 от 17.10.2023, административным органом вменен состав административного правонарушения, выразившегося в неповиновении законному требованию сотрудника полиции проследовать в отдел полиции для оформления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, из рапорта полицейского-водителя ОВ ППСП ОМВД России по Сегежскому району РК Л от 17.10.2023 следует, что Х было предложено проехать на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, так как имелись основания для составления в отношении него протокола по ст. 20.21 КоАП РФ.
Аналогичные данные следует из исследованной в ходе рассмотрения дела видеозаписи, согласно которой Х было предложено пройти освидетельствование.
Доказательств предъявления сотрудниками полиции Х требования пройти в патрульный автомобиль для дальнейшего следования в отдел полиции с целью составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ, административным органом не представлено.
Исходя из положений ст. 28.2 КоАП РФ, судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, не вправе выйти за пределы обвинения, предъявленного лицу на стадии возбуждения такого дела и вменить ему совершение тех или иных действий, содержащих признаки объективной стороны административного правонарушения, сведения о которых в протоколе отсутствуют и не подтверждаются материалами дела.
Состав вмененного Х административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, административным органом не доказан.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу, что в действиях Х отсутствует состав административного правонарушения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
При указанных обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении Х подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Х прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Савицкая