Административное дело № 2а-596/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Рязань. 06 июня 2018 года
Рязанский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Арсеньевой О.В.,
при секретаре судебного заседания Гургаль Л.А.,
с участием административного истца Кистаичева С.С., его представителя Коноплина Ю.И.,
представителя административного ответчика: администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области – Ландаренко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Кистаичева Сергея Сергеевича к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным решения администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области №БВ/1-1115 от 06 апреля 2018 года об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Кистаичев Сергей Сергеевич обратился в суд с иском к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным решения администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области №БВ/1-1115 от 06 апреля 2018 года об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
В обоснование административного иска указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. Существующих ограничений (обременений) права на земельный участок не зарегистрировано. С целью строительства жилого дома администрацией муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области истцу был выдан градостроительный план земельного участка. В дальнейшем административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, приложив правоустанавливающий документ на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Административный ответчик на основании п.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ отказал в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, сославшись на заключение государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, и мотивируя тем, что земельный участок входит в границы объекта культурного наследия (достопримечательного места) «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 сентября 2015 года №2431. Административный истец считает отказ незаконным, нарушающим его права как собственника на использование земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования.
На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным решение администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области №БВ/1-1115 от 06 апреля 2018 года об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № и обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
Административный истец Кистаичев С.С., его представитель Коноплин Ю.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика: администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области – Ландаренко Н.С. административные исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве, указав, что в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома административному истцу было отказано в связи с тем, что принадлежащий ему земельный участок находится в границах объекта культурного наследия федерального значения, утвержденных Приказом Министерства культуры РФ от 17 сентября 2015 года №2431 «О включении выявленного объекта культурного наследия Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории». Письмом Министерства культуры Российской Федерации от 22 февраля 2017 года №2710-01.1-55-ВА поручено приостановить выдачу разрешений на строительство в границах территории достопримечательного места и зон охраны объектов культурного наследия до момента утверждения требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места и приведения действующих зон охраны в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица: Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело подлежит рассмотрению в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, их представителей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ и п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец Кистаичев С.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
Государственная регистрация права собственности произведена 06.06.2017г., запись регистрации №.
26.09.2017г. административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. 25.10.2017г. изготовлен градостроительный план земельного участка, согласно которому земельный участок истца полностью располагается в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина». Согласно утвержденным Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки МО –Заборьевское сельское поселение земельный участок истца относится к зоне жилой застройки индивидуальными домами усадебного типа с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ ) (Ж-4).
20 марта 2018 года Кистаичев С.С. обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, общей площадью 134,1 кв.м., по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №. К заявлению административный истец приложил схему планировочной организации земельного участка.
Решением администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области №БВ/1-1115 от 06 апреля 2018 года административному истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанное решение мотивировано тем, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером № находится в границах территории достопримечательного места «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В связи с изложенным на основании заключения государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области и в соответствии с п.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ истцу отказано в выдаче разрешения на строительство.
Не согласившись с указанным решением, Кистаичев С.С. обратился в суд с настоящим административным иском.
Проверяя законность оспариваемого решения, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 сентября 2015 года №2431 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия федерального значения и утверждения границ его территории» выявленный объект культурного наследия (достопримечательное место) «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанская область, г. Рязань) включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения; утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанская область, г. Рязань) согласно приложению к приказу.
Сведения о границах территории объекта культурного наследия внесены в единый государственный реестр недвижимости 25.01.2016г.
Принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером № находится в границах объекта культурного наследия федерального значения (достопримечательное место) – «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина».
Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Из определения, содержащегося в ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует, что разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Состав документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган с заявлением документов для принятия решения о выдаче разрешения на строительство определен в частях 7 (для объектов капитального строительства) и 9 (для объектов индивидуального жилищного строительства) ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Часть 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ определяет, что уполномоченные на выдачу разрешений органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Исходя из положений ч. 10 ст.51 Градостроительного кодекса РФ недопустимо требовать документы для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, за исключением документов, указанных в части 9 названной статьи
Запрет требовать представления документов и информации, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, установлен и ч.1 ст.7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусматривает возможность осуществления на территории достопримечательного места ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (п.2 ч. 1 ст. 5.1 Закона 73-ФЗ).
В связи с чем действующим законодательством не исключается возможность согласования строительства с региональным органом охраны объектов культурного наследия (в том числе в порядке межведомственного взаимодействия) органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, учитывая, что при решении вопроса о выдаче такого разрешения проверяется допустимость размещения объекта строительства в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 23.03.2018г. административный ответчик направил копии документов Кистаичева С.С. о выдаче разрешения на строительство в государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области для предоставления заключения о соответствии или несоответствии планируемого строительства жилого дома требованиям, установленным в границах территории достопримечательного места «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина».
В ответе за №Дз/33-2733 государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области сослалась на письмо Министерства культуры Российской Федерации от 22 февраля 2017 года №2710-01.1-55-ВА, которым поручено приостановить выдачу разрешений на строительство в границах территории достопримечательного места и зон охраны объектов культурного наследия до момента утверждения требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места и приведения действующих зон охраны в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 54.6 Закона «Об объектах культурного наследия» в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.
Из материалов дела следует и установлено судом, что до настоящего времени требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории данного объекта культурного наследия не утверждены.
Сам по себе факт нахождения принадлежащих истцу земельного участка в границах территории объекта культурного наследия (достопримечательного места) не является основанием для отказа административному истцу в выдаче разрешений на строительство.
Из оспариваемого решения административного ответчика не следует, в чем именно заключается несоответствие представленных административным истцом документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ), и не следует, что планируемым административным истцом строительством (реконструкцией) будут нарушены условия о сохранении особенностей достопримечательного места и в чем это заключается.
Ссылка представителя административного ответчика на письмо Министерства культуры Российской Федерации от 22 февраля 2017 года №2710-01.1-55-ВА, которым структурным подразделениям правительства Рязанской области и органам местного самоуправления Рыбновского, Клепиковского районов и г. Рязани Рязанской области поручено приостановить выдачу разрешений на строительство в границах территории достопримечательного места и зон охраны объектов культурного наследия до момента утверждения требований к осуществляемой деятельности и градостроительным регламентам достопримечательного места и приведения действующих зон охраны в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку такое основание для отказа в выдаче разрешения на строительство нормами Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что из оспариваемого решения не следует, в чем именно заключается несоответствие представленных административным истцом документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, а также установленным ограничениям, оспариваемое решение административного ответчика должно быть признано незаконным, нарушающими права административного истца, надлежащим способом восстановления которых будет в данном случае возложение на администрацию муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области обязанности повторно рассмотреть заявление Кистаичева С.С. о выдаче разрешения на строительство жилого дома общей площадью 134,1 кв.м на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Кистаичева Сергея Сергеевича к администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным решения администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области №БВ/1-1115 от 06 апреля 2018 года об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области №БВ/1-1115 от 06 апреля 2018 года об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Возложить на администрацию муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области обязанность повторно рассмотреть заявление Кистаичева Сергея Сергеевича от 20 марта 2018 года о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 134,1 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья: О.В.Арсеньева