Судья Чалова Н.В. |
№21-506/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
16 декабря 2021 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Гутыро Г. Д.,
установил:
постановлением должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Северо-Западного территориального управления Росрыболовства от 22 июля 2021 г. индивидуальный предприниматель Гутыро Г.Д. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 8000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.48 КоАП РФ.
По результатам судебного пересмотра по жалобе привлекаемого лица постановление по делу об административном правонарушении было отменено, производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события вменяемого индивидуальному предпринимателю деяния.
Считая незаконным решение судьи, в предъявленной в вышестоящий суд жалобе должностное лицо административного органа фио1 просит его отменить в связи с ошибочностью выводов судьи о несоблюдением в данном случае процедуры привлечения индивидуального предпринимателя Гутыро Г.Д. к административной ответственности.
Заслушав объяснения защитника привлекаемого лица фио2, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства влекут административную ответственность, предусмотренную ч.2 ст.8.48 КоАП РФ.
В соответствии с чч.1, 2 ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Приведенная выше деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исследование материалов дела показало, что на основании договора №№ от 02 июня 2020 г. индивидуальному предпринимателю Гутыро Г.Д. во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства) был представлен рыбоводный участок площадью 8,3 га, местоположением которого является Республики Карелия, Тулгуба, оз.Онежское, Кондопожская губа, в определенных в п.1 данного договора координатах, сроком действия до 26 августа 2030 г. (п.10).
Данное соглашение было заключено на новый срок без проведения торгов (конкурсов, аукционов) с рыбоводным хозяйством, надлежащим образом исполнившим свои обязанности по договору пользования рыбоводным участком от 14 августа 2015 г. №
Также установлено, что по факту размещения и использования в акватории водного объекта рыбохозяйственного значения (озеро Онежское, Кондопожская губа, Тулгуба) рыбоводных садков для целей рыборазведения и аквакультуры в отсутствие требующегося согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (СЗТУ Росрыболовства) 08 июля 2021 г. в отношении индивидуального предпринимателя Гутыро Г.Д. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.48 КоАП РФ.
В связи с выявлением обстоятельств осуществления в зоне водного объекта деятельности с нарушением требований чч.1, 2 ст.50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» постановлением должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Северо-Западного территориального управления Росрыболовства от 22 июля 2021 г. индивидуальный предприниматель признан виновным в совершении инкриминируемого деяния.
В дальнейшем решением судьи Кондопожского городского суда РК постановление должностного лица было отменено, производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с недоказанностью события данного правонарушения.
При принятии такого решения судья на основании анализа приведенных в нем норм законодательства исходил из того, что в рассматриваемом случае нарушена процедура привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности.
Между тем судьей не были учтены следующие значимые для правильного разрешения настоящего дела обстоятельства.
Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события правонарушения; виновность лица; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 02.07.2013 №148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» аквакультура (рыбоводство), в том числе акклиматизация и искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов, относящаяся к сохранению водных биологических ресурсов, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом в той мере, в какой это допускается Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Исходя из положений ст.43.2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в редакции от 01.07.2021), предметом федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, включая: требования в части выполнения мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, в том числе требования наличия эффективных рыбозащитных сооружений на водозаборных сооружениях; условия договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов (ч.3).
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (за исключением морских биоресурсов) регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ч.4).
В силу ч.3 ст.1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Поскольку Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ч.1 ст.98) вступил в силу 01 июля 2021 г., с учетом приведенной выше правовой нормы положения настоящего Федерального закона применимы к правоотношениям, возникшим после указанной даты.
Началом действия примененного при решении вопроса о прекращении производства по настоящему делу Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 №996, устанавливающего порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, также является 01 июля 2021 г.
Исходя из ч.2 ст.4.5 КоАП РФ и разъяснений, содержащихся в п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Исследование материалов дела показало, что за основу обвинения привлекаемого к ответственности лица принята служебная записка начальника отдела развития аквакультуры и воспроизводства водных биологических ресурсов Северо-Западного территориального управления Росрыболовства от 11 июня 2021 г. №296.
Согласно данному документу 08-10 июня 2021 г. сотрудники ведомства провели проверку рыбоводных хозяйств, в том числе индивидуального предпринимателя Гутыро Г.Д., на предмет соблюдения условий договора пользования рыбоводным участком, в ходе которой 10 июня 2021 г. установлен факт отсутствия соответствующего согласования.
Таким образом, с учетом нововведений в организации и осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов надлежало установить в целях правильного применения закона, действовавшего во время производства по делу об административном правонарушении, время выявления должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, совершения правонарушения.
Поскольку при прекращении производства по настоящему делу по мотиву использования должностным лицом доказательств, полученных с нарушением закона, действительная дата выявления вменяемого правонарушения не установлена, что свидетельствует о преждевременности выводов судьи о несоблюдении процедуры привлечения указанного лица к административной ответственности применительно к приведенным в судебном акте правовым нормам, и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ процессуальный срок не истек, решение судьи на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении надлежит установить подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении обстоятельства, исследовать собранные доказательства и принять законное и обоснованное решение в соответствии с положениями КоАП РФ.
Руководствуясь требованиями ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 21 октября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Гутыро Г. Д. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова