Решение от 03.03.2020 по делу № 2-210/2020 от 22.01.2020

Дело № 2-1-210/2020 УИД: 40RS0005-01-2020-000055-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 марта 2020 года город Кондрово

Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Захаровой О.В., при секретаре Кулешовой П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубковой Алены Валерьевны к Администрации муниципального района «Дзержинский район о признании права собственности на жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

22 января 2020 года истица обратилась в суд с указанным иском к ответчику, указав, что ей принадлежит на праве собственности, на основании договора дарения от 07.06.2017 года, земельный участок с кадастровым номером с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке предыдущими собственниками было осуществлено строительство жилого дома, окончено строительство в 2011 году, разрешение на строительство на тот период не требовалось. Жилой дом поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый , присвоен адрес: <адрес>. По независящим от собственников причинам, право собственности на жилой дом в установленном порядке не было зарегистрировано. Земельный участок находится в зоне застройки малоэтажными жилыми домами, входит в границы населенного пункта д. Тучнево, который находится на территории национального парка «Угра». Границы национального парка установлены приказом России от 03.12.2015 года № 524 «Об утверждении Положения о национальном парке «Угра», то есть уже после завершения строительства жилого дома в 2011 году. На основании изложенного, истица просит признать право собственности на жилой дом с кадастровым номером 40:04:090802:267, общей площадью 212,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Истица Зубкова А.В. извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя.

Представитель истца по доверенности Черкасова И.Н., в судебном заседании исковые требования поддержала.

Ответчик – Администрация МР «Дзержинский район», извещенный надлежащим образом о дне судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Третьи лица – Министерство природных ресурсов и экологии РФ, ФГБУ «Национальный парк «Угра», Администрация МО СП «Село Дворцы», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.

Суд, с учетом мнения представителя истца, положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть иск в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истице Зубковой А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1400 кв.м., с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 10.07.2019 года, ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано (л.д. 15-22).

Согласно выписки из правил землепользования и застройки МО СП «Село Дворцы», земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, полностью находится на территории Национального парка «Угра» - в зоне с особыми условиями использования территории.

Согласно пояснений представителя истца, на указанном земельном участке предыдущими собственниками возведен жилой дом, общей площадью 212,6 кв.м., которому Постановлением администрации муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы» № 131 от 22.10.2018 года «О присвоении адреса жилому дому на территории сельского поселения «Село Дворцы» присвоен адрес: <адрес> (л.д. 25).

Согласно технического паспорта, составленного по состоянию на 06.08.2018 года, объект индивидуального жилищного строительства, состоит из жилого дома, мансарды и пристройки 2011 года постройки, общей площадью 210,6 кв.м., в том числе жилой 49,8 кв.м., сведения о правообладателях в техническом паспорте отсутствуют (л.д. 26-33).

09.09.2019 года истица обратилась в Отдел архитектуры и градостроительства Администрации МР «Дзержинский район» с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д. 124-127).

Ответом архитектуры и градостроительства Администрации МР «Дзержинский район» № 194 от 10.10.2019 года Зубковой А.В. сообщено, что земельный участок с КН , расположенный по адресу: <адрес> находится на территории национального парка «Угра», согласно ст. 51 п. 5.6 Градостроительного кодекса РФ в случае осуществления строительства объекта в границах охраняемой природной территории, разрешение на строительство выдается Федеральным органом, полномочиями по выдаче разрешений на вышеуказанной территории наделено Министерство природных ресурсов и экологии РФ (л.д. 123).

05.11.2019 года истица направила в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации уведомлением об окончании строительства или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д. 128), однако ответа с Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации до настоящего времени истице не поступало.

Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 95 Земельного кодекса РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Пунктом 4 статьи 95 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В силу пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что действующее законодательство не содержит запрета на наличие в границах национальных парков земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.

Национальный парк «Угра» создан Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 года № 148 с предоставлением ему во владение земель лесного фонда общей площадью 43922 га и земель водного фонда общей площадью 1326 га, с включением в границы национального парка «Угра» земель общей площадью 53375 га без изъятия из хозяйственного использования.

Из положений ст. 95 Земельного кодекса РФ и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года № 33-ФЗ следует, что создание национального парка влечет установление на его территории режима особой охраны.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 03.12.2015 года № 524 утверждено Положение о национальном парке «Угра», разделом 3 указанного положения установлен режим особой охраны территории национального парка, в приложении № 2 приведены состав и описание границ функциональных зон национального парка, а в приложении № 3 – карта функционального зонирования. Так, в национальных парках выделяются особо охраняемая зона, рекреационная зона, зона охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зона хозяйственного назначения и зона традиционного экстенсивного природопользования.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года № 33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением: зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

Земельный участок и возведенный на нем жилой дом Зубковой А.В. расположен по адресу: <адрес> и находится в границах национального парка «Угра», в зоне застройки малоэтажными жилыми домами.

В случае установления факта нахождения земельного участка, на котором возведена постройка, принадлежащего истице на праве собственности, в зоне национального парка «Угра», принимая во внимание, что действующее законодательство не содержит запрета на наличие в границах национальных парков земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности, следует определить: имеются ли нарушения природоохранного законодательства, градостроительных норм и правил при возведении жилого дома.

Согласно заключения по обследованию технического состояния строительных конструкций жилого дома ООО «НЭП» № 245/11-2019-ОСК, жилое дом, расположенный по адресу: <адрес>, жилой дом отвечает всем требованиям, предъявляемым к жилым зданиям, пригоден для постоянного пребывания людей и может использоваться как жилое здание, опасность для пребывания людей и сохранность оборудования отсутствует, опасность внезапного обрушения отсутствует, угроза жизни и здоровью граждан отсутствует, интересы третьих лиц не нарушаются (л.д. 76-121).

Указанные обстоятельства также подтверждаются экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области» № 2405 от 10.12.2019 года, в соответствии с которым жилой дом признан соответствующим санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д. 122).

Каких-либо доказательства, свидетельствующих, что сохранение жилого дома на принадлежащем истице на праве собственности земельном участке нарушает режим использования земель национального парка, или иным образом создает угрозу природному благополучию данного объекта, материалы дела не содержат.

Оценивая в совокупности доказательства по делу, руководствуясь ст.ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, существенных нарушений строительных, градостроительных, санитарных, противопожарных, экологических, природоохранных норм и правил при возведении спорного жилого дома допущено не было, доказательств обратного, лицами, участвующими в деле, не представлено.

В п. 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от 29.04.2010 года и Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.

В подтверждение совершения истцом действий, направленных на легализацию спорного объекта, в материалы дела представлены: уведомление Зубковой А.В. в Отдел архитектуры Администрации МР «Дзержинский район» о выдаче разрешения на строительство (л.д. 124-127), сообщение отдела архитектуры Администрации МР «Дзержинский район» об отсутствии полномочий на выдачу разрешения на строительство, а также сведения о направлении указанного уведомления в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ (л.д. 123, 128,129).

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, принимая во внимание, что жилом дом был возведен в пределах, принадлежащего Зубковой А.В. на праве собственности земельного участка, на котором с учетом разрешенного использования земельного участка и его нахождения на землях населенных пунктов, допускается строительство жилого дома, нарушений при строительстве жилого дома допущено не было, суд приходит к выводу, что требования истицы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 212,6 ░░.░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ 49,8 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-210/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зубкова Алёна Валерьевна
Ответчики
Администрация МР "Дзержинский район"
Другие
ФГБУ "Национальный парк "Угра"
Администрация МО СП "Село Дворцы
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Суд
Дзержинский районный суд Калужской области
Судья
Захарова Оксана Васильевна
Дело на сайте суда
dzerzhinsky.klg.sudrf.ru
22.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2020Передача материалов судье
28.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.01.2020Предварительное судебное заседание
13.02.2020Судебное заседание
10.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее