Дело № 2-1834/22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2022 года г. Владикавказ
Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Цопановой З.Г.,
при секретаре судебного заседания Цагараевой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОПФР по Республике Северная Осетия-Алания к Кайтмазову ФИО7 о взыскании суммы неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
В адрес Промышленного районного суда г. Владикавказ РСО-Алания обратился истец ОПФР по Республике Северная Осетия-Алания с иском к Кайтмазову В.И. о взыскании неосновательно приобретенной суммы денежных средств в размере 1 459 062,76 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований истцом указано следующее.
15.07.2008 года в ГУ УПФР в г. Владикавказ РСО-Алания поступило заявление от Кайтмазова В.И. о назначении пенсии с необходимым, в соответствии с действующим пенсионным законодательством, пакетом документов, подтверждающих факт особого характера или условия труда, необходимых для назначения льготной (досрочной) пенсии. Из представленных документов, а именно: трудовой книжки, справки, подтверждающей характер работы следует, что ответчик работал: в Терском лесхозе в период с 21.04.1974 года по 05.04.1979 года, в ДРСУ за период с 14.11.1979 года по 28.02.1988 года, а также на Садонском свинцово-цинковом комбинате в период с 1990 по 1996 год., что явилось основанием в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п.п. 1 пр. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.2001 года № 172 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они работали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стража, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Право на трудовую пенсию по старости по старости, назначаемую досрочно за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, имеют граждане Российской Федерации, при наличии двух условий: наличие страхового стажа и наличие стажа на соответствующих видах работ с тяжелыми и вредными условиями труда, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В настоящее время в результате проведенных в ПФР проверочных мероприятий были выявлены факты представления ответчиком подтверждение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В настоящее время в результате проведенных мероприятий были выявлены факты представления ответчиком в подтверждение права на досрочное назначение трудовой пенсии недостоверных документов. Не подтверждаются периоды работы ответчика в Терском лесхозе, ДРСУ. Проверить период работы на Садонском свинцово-цинковом комбинате не представляется возможным, так как архивы не сохранились.
На основании изложенного, а также руководствуясь пунктом 3 статьи 25 названного Федерального закона, выплата трудовой пенсии ответчику прекращена с 01.06.2021 года в связи с обнаружением обстоятельств (документов) опровергающих достоверность сведений, представленных ранее, в подтверждение права на указанную пенсию. 08.11.2021 ода ответчику было направлено уведомление о добровольном возмещении ущерба. Однако по настоящее время ответ не получен, ущерб не возмещен.
Так, за весь период времени по выплатному делу ответчика с момента назначения 15.07.2008 года до момента прекращения выплат 01.06.2021 года образовалась переплата в сумме 1 459 062,76 рублей, чем причинен Государству в лице отделения на указанную сумму.
ОПФР по РСО-Алания является правопреемником ГУ УПФР в г. Владикавказ, выбывшего в связи с реорганизацией в форме присоединения к ОПФР по Республике Северная Осетия-Алания, что подтверждается Постановлением ПФР от 1808.2021 года № 191-п.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 9 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают как их договоров, так и вследствие неосновательного обогащения, когда обязательство имеет недоговорной характер.
Согласно ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотрены ст. 1109 ГК РФ, эти правила применяются независимо от оттого, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, или произошло помимо их воли.
В судебное заседание стороны не явились. О дате и времени проведения судебного разбирательства извещалась в установленном законом порядке, своевременно. Об уважительных причинах неявки суду не сообщалось. Истец в лице заместителя управляющего Великого Ф.В. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ОПРФР по РСО-Алания.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 1102 ГК Российской Федерации предусматривает, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса; правила, предусмотренные главой 60 данного Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно статье 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий (соответственно, и трудовых пенсий по инвалидности) производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - Пенсионным фондом Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией (пункт 1); к обращению должны быть приложены необходимые для установления трудовой пенсии документы, перечень которых устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 2). Как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии конкретного вида и размера, которое и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии (Определение от 19 мая 2009 года N 541-О-О и др.).
В целях обеспечения добросовестного исполнения субъектами пенсионных отношений своих обязанностей и предупреждения злоупотребления правом на получение пенсии статьей 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлена ответственность физических и юридических лиц за представление недостоверных сведений и несвоевременное представление необходимых сведений, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, - возмещение ущерба, причиненного Пенсионному фонду Российской Федерации перерасходом средств на выплату трудовых пенсий (аналогичное правовое регулирование содержится в статье 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" и в статье 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"). Из приведенных положений пенсионного законодательства следует, что привлечение к юридической ответственности в виде возмещения Пенсионному фонду Российской Федерации причиненного ущерба обусловлено наличием вины субъекта правонарушения
Материалами дела установлено следующее.
Согласно заявлению о назначении пенсии от 15.07.2008 года, Кайтмазов В.И. обратился в ГУ УПФР по г. Владикавказ с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, за работу в особых условиях.
Решением заведующего отделом ГУ УПФР в г. Владикавказ от 15.07.2008 года № 3189 Кайтмазову В.И. была назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 27.1.1 Закона РФ «О трудовых пенсиях с 30.09.2011 года В качестве основания указано: за работу в особых условиях, (работы по списку 1).
Согласно имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки на имя Кайтмазова В.И. серии АТ-VII № 7204593, Кайтмазов В.И. 21.04.1974 года был принят на работу в Терский лесхоз, уволен 05.04.1979 года; 14.11.1979 года принят на работу в ДРСУ дорожным рабочим, уволен 28.02.1988 года.
Из архивной справки Архивной службы РСО-Алания от 30.04.2021 года № Н-468,236 следует, что согласно фондам Государственного архива новейшей истории Республики Северная Осетия-Алания в приказах по личному составу Пригородного лесничества. Терского спецлесхоз за 1974-1979 Кайтмазов ФИО10 не обнаружен.
Также, согласно справке Архивной службы т 30.04.2021 года № Н-468/237, согласно фондам Государственного архива новейшей истории Республики Северная Осетия –Алания в приказах по личному составу Октябрьского дорожного ремонтно-строительного управления «Севосетинавтодор» за 1979, 1988 г.г., Кайтмазов ФИО11 не обнаружен.
Проверить период работы на Садонском свинцово-цинковом комбинате не представляется возможным, так как архивы не сохранились, что следует из справки за подписью Главы АМС Мизурского сельского поселения Галаова Т.Т., из которой следует, что все документы, в том числе трудовая книжка Кайтмазова В.И., проживавшего в пос. Садон, корп. 7, кв. 23 Алагирского района действительно были унесены селем во время стихийного бедствия в июне 2002 года.
Решением ГУ УПФР по г. Владикавказ от 19.05.2021 года по делу № 210000061280 была прекращена выплаты пенсии Кайтмазову В.И. в связи с утратой права (п.п. 3 п. 1 ст. 25 ФЗ-400).
Таким образом, суд считает установленным факт, что Кайтмазовым В.И. в пенсионный орган были представлены не соответствующие действительности сведения подтверждающий особых характер ее работы в на Владикавказском хлебомакаронной комбинате, послужившие необоснованному назначению льготной пенсии по старости привело к неосновательному обогащению.
Расчет задолженности ответчиком не спорен, и признается судом верным.
При таких обстоятельствах, исковые требования ГУ УПФР РФ по г. Владикавказ о взыскании с Кайтмазова В.И. суммы причиненного государству ущерба в виде неосновательно выплаченной пенсии в размере 1459062,76 рублей, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию сумма расходы по оплате государственной пошлины в размере 9790 рублей 62 копеек.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ОПФР по Республике Северная Осетия-Алания к Кайтмазову ФИО12 о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить.
Взыскать с Кайтмазова ФИО9 в пользу ОПФР по Республике Северная Осетия-Алания сумму неосновательного обогащения в размере 1 459 062 (один миллион четыреста пятьдесят девять тысяч шестьдесят два) рубля 76 копеек.
Взыскать с Кайтмазова ФИО8 в доход муниципального бюджета сумму государственной пошлины в размере 9790 (девять тысяч семьсот девяносто) рублей 62 копейки.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение месяца в Верховный Суд РСО-Алания.
Судья: З.Г. Цопанова