Дело № 2а-4665/2021
29RS0018-01-2021-006381-18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 декабря 2021 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Мишуковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Гришину В. И. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,
установил:
ИФНС России по г. Архангельску обратилась в суд с административным иском к Гришину В.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 23 800 руб. 00 коп., пени в размере 64 руб. 06 коп. за период с 02.12.2020 по 20.12.2020; за 2019 год в сумме 21 817 руб. 00 коп., 6000 руб. 00 коп., пени в размере 74 руб. 87 коп. за период с 02.12.2020 по 20.12.2020.
В обоснование требований указано, что по сведениям регистрирующих органов налогоплательщик имел (имеет) в собственности транспортные средства, в связи с чем, является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом произведен расчет налога, административному ответчику направлено налоговое уведомление. Налог административным ответчиком не уплачен, в связи с чем, налоговым органом произведено начисление пени. Направленное в адрес административного ответчика требование об уплате налога, пени до настоящего времени не исполнено.
Административный истец просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, на требованиях настаивает, сведения об уплате недоимки в суд не представлены.
Административный ответчик Гришин В.И. о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, по известному суду адресу.
Судебные повестки, направленные административному ответчику, возвратились в суд почтовым отделением связи с отметкой «истек срок хранения».
Согласно ст. 96 КАС РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.
Согласно ст. 101 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «истек срок хранения» признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав материалы дела, обозрев дело № 2а-1046/2021, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени (п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Вместе с тем, как разъяснили Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в п. 20 постановления от 11.06.1999№ 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение, либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица, судам необходимо проверять, не истекли ли установленные ст. 48 Налогового кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд, имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению. Включение в требование недоимки по пени, сроки на принудительное взыскание которых истекли, не соответствует закону.
На основании ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Гришин В.И. является (являлся) плательщиком транспортного налога в связи с наличием в собственности транспортных средств: MAH, государственный регистрационный знак К557ОТ/29; МАЗ437041, государственный регистрационный знак Е005ХО/29.
Факт принадлежности административному ответчику объектов налогообложения в спорный налоговый период подтверждён документами, выданными органами, уполномоченными осуществлять регистрацию данного имущества, сведениями, предоставленными по запросу суда из УМВД России по Архангельской области.
В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление
- № 77443627 от 01.09.2020 об уплате транспортного налога за 2018 в размере 23800 руб. 00 коп., за 2019 год в размере 21 817 руб. 00 коп., 6000 руб. 00 коп., сроком уплаты не позднее 01.12.2020.
Несмотря на установленные законом сроки исполнения обязанности по уплате налога, налогоплательщик обязанность по уплате транспортного налога своевременно не исполнил.
В связи с неуплатой транспортного налога в установленный срок налоговый орган произвел начисление пени на недоимку и направил налогоплательщику:
- требование от 21.12.2020 № 79039 об уплате транспортного налога в размере 51617 руб. 00 коп., пени в размере 138 руб. 93 коп., сроком исполнения до 22.01.2021 (в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога, пени начислены за период с 02.12.2020 по 20.12.2020).
Указанное требование, направленное в «Личный кабинет» налогоплательщика в установленный срок административным ответчиком добровольно в полном объеме не исполнено.
Разрешая требование административного истца о взыскании с административного ответчика транспортного налога, пени по транспортному налогу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
На основании заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу, пени мировым судьей судебного участка № 3 Октябрьского судебного района г. Архангельска 22.03.2021 года был выдан судебный приказ.
Определением мирового судьи от 06.04.2021 судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от должника.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд в установленный законом срок с настоящими административными исковыми требованиями (административный иск поступил в суд 28.09.2021).
Установленная статьями 48, 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации совокупность сроков взыскания недоимки по налогам, пени соблюдена.
Материалами дела подтверждается, что обязанность, предусмотренную п. 1 ст. 23 НК РФ, по уплате налогов налогоплательщик не выполнил и нарушил тем самым нормы налогового законодательства.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Расчет взыскиваемых сумм судом проверен, он произведен в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, регулирующего уплату транспортного налога, является арифметически верным.
Пени начисленны на недоимку, взыскиваемую в настоящем административном иске, не уплаченную административным ответчиком в установленном законом порядке.
Возражений относительно суммы предъявленных к взысканию недоимки по налогу и пени от административного ответчика не поступило. Несмотря на право ознакомления с материалами дела у мирового судьи, своим правом Гришин В.И. не воспользовался (несмотря на подачу возражений на судебный приказ), доказательств уплаты транспортного налога своевременно в суд не представил.
Таким образом, требование налогового органа о взыскании с ответчика недоимки по налогу, пени, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями государственная пошлина подлежит зачислению в доход местного бюджета.
Взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в сумме 1 753 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Гришину В. И. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Гришина В. И., проживающего по адресу: г. Архангельск, <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 23 800 руб. 00 коп., за 2019 год в сумме 27 817 руб. 00 коп., пени в размере 138 руб. 93 коп. за период с 02.12.2020 по 20.12.2020.
Взыскать с Гришина В. И. государственную пошлину в сумме 1 753 руб. 00 коп. в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2021 года.