ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а-16356/2020
г. Кемерово 5 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В.
судей Евтифеевой О.Э., Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 21 июля 2020 года по административному делу № 2а-1074/2020 по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным бездействия Министерства образования Новосибирской области, выразившегося в нерегистрации и нерассмотрении в порядке Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменного обращения № 997 от 3 сентября 2019 года, поданного в электронном виде на официальный сайт административного ответчика; возложении на административного ответчика обязанности дать ответ на вышеуказанное обращение в связи с нарушением прав и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием.
В обоснование требований указано, что на основании пунктов 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций административный истец направил на официальный сайт Министерства образования Новосибирской области письменное обращение № 997 от 3 сентября 2019 года об определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утвержденных Президентом Российской Федерации от 16 января 2019 года № Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 года», однако, в нарушение положений Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» данное обращение до настоящего времени не зарегистрировано и не рассмотрено административным ответчиком.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 21 июля 2020 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 7 сентября 2020 года, Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности» ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение со ссылкой на допущенные судами нарушения норм материального права. Истец полагает, что обращение организатора добровольческой деятельности, поданное в интересах неопределенного круга лиц, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» на соответствие действий административного ответчика постановлению Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями».
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ), в силу пункта 3 статьи 5 которого гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а согласно части 1 статьи 9 названного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ государственный орган, должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что направил на официальный сайт Министерства образования Новосибирской области minobr@nso.ru письменное обращение № 997 от 3 сентября 2019 года, однако, вопреки требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ, данное обращение не было зарегистрировано и не было рассмотрено административным ответчиком, ответ на обращение не дан.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, суд первой инстанции установил, что обращение № 997 от 3 сентября 2019 года ни от имени Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», ни от имени его представителя Королева Ю.В. на сайт Министерства образования Новосибирской области 3 сентября 2019 года не поступало.
Судом также установлено, что согласно предоставленным административным ответчиком сведениям из государственной информационной системы «Система электронного документооборота и делопроизводства Правительства Новосибирской области», которая в силу утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 25 сентября 2018 года № 423-п Положения о государственной информационной системе «Система электронного документооборота и делопроизводства Правительства Новосибирской области» является государственной информационной системой Новосибирской области, предназначенной для организации электронного документооборота и делопроизводства Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, в том числе в части регистрации, учета и хранения, отправки на ознакомление, обсуждение, исполнения входящих, исходящих внутренних организационно-распорядительных документов и нормативных правовых актов, обращений граждан, поручений; согласования и подготовки проектов документов; контроля исполнения документов, резолюций, поручений; построения отчетных форм; работы с договорами, судебными делами, документами, сопровождающими проведение совещаний коллегиальных органов управления, публикации организационно-распорядительных документов и нормативных правовых актов, на официальный сайт Министерства образования Новосибирской области minobr@nso.ru от административного истца и его представителя в 2019 году поступило два обращения: обращение от 16 сентября 2019 года № 1104 (зарегистрировано за вх. № 5079/25 от 16 сентября 2019 года) «Во исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» и обращение от 30 ноября 2019 года № 2854 (зарегистрировано за вх. № 6967/25 от 2 декабря 2019 года) «Во исполнение распоряжения Правительства», соблюдение административным ответчиком порядка рассмотрения которых к предмету рассматриваемого спора не относится.
Доводы кассационной жалобы установленных судом обстоятельств не опровергают и об обратном не свидетельствуют.
Поскольку судом не установлен факт получения обращения № 997 от 3 сентября 2019 года административным ответчиком, является верным вывод судов первой и апелляционной инстанции о том, что права и свободы административного истца не нарушены, основания для признания наличия оспариваемого бездействия ответчика, выразившегося в нерегистрации и ненаправлении ответа на данное обращение, а также основания для возложения на ответчика обязанности направить административному истцу ответ на вышеуказанное обращение в рассматриваемом случае отсутствуют.
Ссылки административного истца в кассационной жалобе на положения Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями» не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, поскольку факт направления истцом обращения № 997 от 3 сентября 2019 года судами не установлен и материалами административного дела не подтвержден.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 21 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 ноября 2020 года.
Председательствующий
Судьи