УИД 74RS0033-01-2022-000499-46
Дело № 2-357/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 28 июня 2022 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием помощника прокурора Нагайбакского района Челябинской области Шваревой В.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Южного городского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по очистке от отходов производства и потребления земельного участка,
Установил:
Прокурор Нагайбакского муниципального района Челябинской области обратился в суд с иском к администрации Южного городского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по очистке от отходов производства и потребления земельного участка площадью 500 кв. м., расположенного по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Южный в 300 метрах на север от д. 17 по ул. Островского.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Нагайбакского района проведена проверка наличия мест размещения несанкционированных отходов на территории Южного городского поселения, в ходе которой выявлены нарушения: на земельном участке в границах Южного городского поселения, по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Южный в 300 метрах на север от д. 17 по ул. Островского, на земельном участке площадью 500 кв.м. допущено несанкционированное складирование и размещение твердых бытовых отходов производства и потребления. Каких- либо специальных сооружений, предназначенных для изоляции и обезвреживания отходов, информационных знаков о запрете складирования не имеется. Земельный участок находится на территории и в границах земель Южного городского поселения. Договоры на сбор, вывоз отходов с территории земельного участка администрацией Южного городского поселения не заключались. Между администрацией Южного городского поселения и администрацией Нагайбакского муниципального района заключено соглашение о передачи части полномочий по решению вопросов местного значения. Несанкционированное размещение отходов на территории Южного городского поселения с нарушением санитарно- эпидемиологических требований нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит возложить на администрацию Южного городского поселения, администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области обязанность по очистке от отходов производства и потребления земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Южный в 300 метрах на север от д. 17 по ул. Островского, площадью 500 кв. м.
Помощник прокурора Шварева В.О. в судебном заседании на требованиях настаивает по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик Администрация Южного городского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области о дате и времени слушания извещена своевременно и надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, возражения на предъявленные требования не заявлено.
Ответчик Администрация Нагайбакского муниципального района Челябинской области о дате и времени слушания извещена своевременно и надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Третье лицо - Министерство экологии Челябинской области о слушании извещено своевременно и надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных лиц, не явившихся в судебное заседание в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 36, 42, 58 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В частности отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды ( ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды», п.1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу ч.1 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе реальному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории соответствующего поселения.
Частями 1,2 ст.13 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, в силу ст.1 данного закона, объектом размещения отходов может являться только специально оборудованное сооружение.
В соответствии с п.8 ч.1, частей 3,4 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28,30, 33 ч.1 настоящей статьи законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 частью 1 настоящей статьи).
Таким образом, органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территории соответствующих муниципальных образований.
Полномочия администрации Южного городского поселения Нагайбакского района Челябинской области, администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области в области обращения с отходами потребления и производства также закреплены их Уставами.
В Уставе Южного городского поселения данные полномочия закреплены п. 19, согласно которому Поселение участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов ( в редакции решения Совета депутатов Южного городского поселения от 18 июня 2016 года № 14).
В соответствии с п. 14 ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения района. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Предметом указанного соглашения в частности является передача поселению в соответствии с п.14 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий района по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории поселений.
Судом установлено, что прокуратурой Нагайбакского района Челябинской области проведена проверка на предмет наличия мест размещения несанкционированных отходов на территории Южного городского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, в ходе которой выявлено, что на земельном участке по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Южный в 300 метрах на север от д. 17 по ул. Островского, на земельном участке площадью 500 кв.м. допущено несанкционированное складирование и размещение твердых отходов производства и потребления.
Факт захламления земельного участка стороной ответчика не оспаривается.
В силу п.1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 « Санитарные правила содержания территорий населенных мест» твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы –на сливные станции или поля ассенизации.
Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
На основании п.3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации и проведению дизинсекционных мероприятий против санантропных членистоногих» не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территорий населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что вследствие захламления земельного участка на территории Южного городского поселения в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей по организации сбору, транспортировке, утилизации и захоронению твердых отходов на земельном участке, образовавшиеся свалки отходов, создают угрозу причинения вреда здоровью граждан и нарушают их право на благоприятную окружающую среду и при этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза и утилизации отходов относится к исключительным полномочиям органов местного самоуправления, целью деятельности которых является удовлетворение жизненных потребностей населения муниципального образования. заявленные требования прокурора являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Поскольку Южному городскому поселению, для решения вопросов по очистке земельных территорий поселения и решения вопрос местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации то обязательства по очистке территории должны быть возложены как на администрацию поселения, так и на администрацию Нагайбакского муниципального района.
В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
Срок шесть месяцев, со дня вступления решения в законную силу, который просит установить прокурор для устранения выявленных нарушений, суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 167, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрации Южного городского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по очистке от отходов производства и потребления земельного участка удовлетворить.
Возложить на администрацию Нагайбакского муниципального района Челябинской области, администрацию Южного городского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области в течение шести месяцев, со дня вступления решения в законную силу очистить от отходов производства и потребления земельный участок на территории Южного городского поселения, расположенный по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Южный в 300 метрах на север от д. 17 по ул. Островского, площадью 500 кв. м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца, со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 28 июня 2022 года.