РЕШЕНИЕ
село Ермолаево 01 февраля 2024 года
Судья Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан Жуков В.И.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, по жалобе Исламгулова И.И. на постановление военного комиссара г.Кумертау и Куюргазинского района РБ Пержинского М.А. <...> от <...> в отношении Исламгулова И.И.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением военного комиссара г.Кумертау и Куюргазинского района РБ Пержинского М.А. <...> от <...> Исламгулов И.И. признан виновным и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, за то, что военнообязанный Исламгулов И.И. <...> года рождения, будучи обязанным явиться в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от <...> №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», гражданин Исламгулов И.И. обязан был прибыть <...> к 15:45 часам в военный комиссариат г. Кумертау и Куюргазинского района РБ по адресу: <...>А по повестке, полученой им лично под подпись <...>., однако Исламгулов И.И. <...> к 15:45 часам не прибыл в военный комиссариат <...> и <...> РБ. Документы, подтверждающие уважительность причин не явки предоставлены не были.
Не согласившись с указанным выше постановлением, Исламгулов И.И. подал жалобу, в которой просит отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, указав в обоснование, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено <...>, однако <...> Исламгулов И.И. почувствовал ухудшение своего здоровья и был вынужден обратиться к врачу в лечебное учреждение по месту жительства, в котором после осмотра лечащим врачом заявителю был поставлен диагноз и открыт листок временной нетрудоспособности, датированный <...>, данная информация является зафиксированной в медицинской программе «Промед». Для уточнения данных воинского учета он должен был явиться <...>, но по состоянию здоровья данные действия не мог совершить, более того, в настоящий момент на территории РФ действуют только электронные листки нетрудоспособности, информация об учетных данных листка выдается болеющим гражданам лишь после закрытия листка нетрудоспособности (закрыт листок нетрудоспособности был <...>, приступить к труду заявитель мог только <...>), таким образом, он физически не мог предъявить листок нетрудоспособности в военный комиссариат <...> и <...> РБ <...>. Более того, он уведомлял военный комиссариат об открытии больничного листа через администрацию сельского поселения. <...> военный комиссариат осуществляли звонки его матери, которая уведомила их повторно, что он находится на листке нетрудоспособности с <...> и одновременно им подано административное исковое заявление в Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан псп <...> об обжаловании действия военного комиссариата <...> и <...> РБ, о чем военный комиссариат был также уведомлен во время телефонного разговора. В дальнейшем административное исковое заявление поступило в суд <...>, принято судом к производству <...>, присвоен номер дела № 2а-2212/2023, удовлетворено ходатайство заявителя о применении обеспечительных мер по делу. Исламгулов И.И. также указывает в своей жалобе, что процессуальные действия были совершены административным истцом, которые были проверены судом при вынесении определения о принятии административного искового заявления к производству от <...> номер дела № 2а-2212/2023, таким образом, военный комиссариат <...> и <...> РБ получил административное исковое заявление до вынесения постановления о привлечения заявителя к административной ответственности. Кроме того, Исламгулов И.И. указал, что в постановлении военного комиссара г. Кумертау и Куюргазинского района РБ Пержинского М.А. <...> от <...> указано, что <...> заявителю было направлено уведомление о необходимости явиться для составления протокола посредством почты России, однако данное уведомление не было доставлено заявителю, в почтовом отделении информация о наличии корреспонденции от данной даты также отсутствует. Исламгулов И.И. считает, что в его действиях не имеется состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, поскольку объективная сторона данного состава складывается из действий по неявке гражданина без уважительной причины по вызову военного комиссариата. В данном случае он находился на листке временной трудоспособности с <...>, вызов был предусмотрен на <...>, в данный момент листки нетрудоспобности в РФ выдаются в электронной форме, поэтому предъявить его в физическом виде <...> он не мог, поскольку болезнь заявителя продолжалась до <...>.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется административное производство, Исламгулов И.И. извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, сведений об уважительных причинах неявки не представил, не просил об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судья, с учетом положений ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ, абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссара города Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан Бесулина И.В., лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, военный комиссар города Кумертау и Куюргазинского района Республики Башкортостан Пержинский М.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки не представили, не просили об отложении либо рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных выше должностных лиц.
Проверив доводы жалобы, и, исследовав материалы дела, представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от <...> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе, явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет.
Уважительными причинами неявки гражданина при условии документального подтверждения являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом (п. 2 ст. 7 Федерального закона от <...> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от <...> № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае неявки гражданина в установленные настоящим Федеральным законом сроки в военный комиссариат (в том числе в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет) без уважительных причин такой гражданин может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения Исламгулова И.И, постановлением военного комиссара г.Кумертау и Куюргазинского района РБ Пержинского М.А. <...> от <...> явился факт того, что военнообязанный Исламгулов И.И. будучи обязанным явиться в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от <...> №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», гражданин Исламгулов И.И. обязан был прибыть 19.11.2023г. к 15:45 часам в военный комиссариат <...> и <...> РБ по адресу: <...>А по повестке, полученой им лично под подпись 16.11.2023г., однако Исламгулов И.И. 19.11.2023г. к 15:45 часам не прибыл в военный комиссариат <...> и <...> РБ.
Между тем в рассматриваемом случае не учтены следующие значимые для соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности обстоятельства.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с требованиями п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса РФ или закона субъекта РФ, устанавливающая административную ответственность за совершение конкретного административного правонарушения.
При этом квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует обязательного указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений.
Статьей 21.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, данная норма состоит из четырех частей и каждая часть предусматривает самостоятельный состав административного правонарушения.
Поскольку в выданной лицу копии постановления по делу об административном правонарушении не указана конкретная часть 21.5 КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что требование о законности и обоснованности постановления о привлечении Исламгулова И.И. к административной ответственности соблюдено не было.
Согласно новой редакции ст. 21.5 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от <...> N 404-ФЗ) статья состоит из 4-х частей, однако, в протоколе об административном правонарушении от <...> <...>/ОП/84 в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ не указана конкретная часть статьи 21.5 КоАП РФ по которой привлекается Исламгулов И.И., указание на часть ст. 21.5 КоАП РФ отсутствует также и в постановлении по делу об административном правонарушении от <...> <...> в отношении Исламгулова И.И.
Федеральным законом № 404-ФЗ от <...> «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу <...>, статья 21.5 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, изложена в новой редакции, действующей с <...>, и состоит из четырех частей:
1. Неявка гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет, -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
2. Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
3. Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае наступления указанных событий -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
4. Несообщение в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, гражданином, подлежащим призыву на военную службу, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ст. 1.7 ч.ч. 1,3 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Из материалов дела следует, что Исламгулову И.И. вменялось совершение административного правонарушения <...>, т.е. после вступления силу Федерального закона № 404-ФЗ от <...> «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и изложения ст. 21.5 КоАП РФ в новой редакции, включающей в себя четыре части состава административного правонарушения.
Вместе с тем, <...> должностным лицом в отношении Исламгулова И.И. был составлен протокол <...>/ОП/84 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21.5 КоАП РФ, без указания части состава административного правонарушения, а в дальнейшем <...> военным комиссаром <...> и <...> Республики Башкортостан Пержинским М.А. на основании протокола <...>/ОП/84 об административном правонарушении от <...> год и других документов Исламгулов И.И. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ (также без указания части состава административного правонарушения), т.е. не на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Кроме того, в судебном заседании установлено, при вынесении постановления от <...> <...> не дана оценка того, что Исламгулов И.И. с <...> по <...> находился на листе нетрудоспособности, что подтверждается копией электронного листка нетрудоспособности.
Согласно ответа ГБУЗ РБ ГБ <...> от <...> <...> Исламгулов И.И. в период с <...> по <...> действительно находился на больничном листе с Ds: ларинготрахеит.
Также судом установлено, что согласно постановления от <...> <...> Исламгулову И.И. <...> было направлено уведомление о явке <...> в 10-00 часов для рассмотрения протокола об административном правонарушении, однако, согласно запрошенного дела об административном правонарушении не имеется сведений о надлежащем извещении Исламгулова И.И. и получении им данного уведомления.
Из предоставленных из Военного комиссариата <...> и <...> РБ материалов по делу в отношении Исламгулова И.И. не имеется сведений о направлении копии протокола об административном правонарушении <...>/ОП/84 от <...> в отношении Исламгулова И.И. и ознакомления его с данным протоколом.
Исходя из ответа на запрос суда АО «Почта России» по результатам проведенной проверки производственной программы ОПС Якшимбетово <...> в зону обслуживания которого входит <...>, в ходе которой установлено, что почтовая корреспонденция, принятая от имени Военного комиссариата <...> и адресованная на имя Исламгулова И.И. в поступлении не числится, что подтверждает факт не надлежащего извещения Исламгулова И.И. о составлении в отношении него постановления по делу об административном правонарушении <...> от <...> по ст. 21.5 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства являются существенным нарушением процессуальных требований, не позволили должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не могут быть устранены при рассмотрении дела по жалобе и влекут отмену обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении и возвращение дела на новое рассмотрение в военный комиссариат <...> и <...> Республики Башкортостан, поскольку на момент рассмотрения судом настоящего дела по жалобе заявителя установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение в области воинского учета не истек.
В связи с отменой постановления вследствие процессуальных нарушений, доводы Исламгулова И.И. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения не могут быть проверены в рамках рассмотрения дела по жалобе, и подлежат проверке при новом рассмотрении дела должностным лицом.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении следует устранить указанные недостатки, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам, при необходимости добыть и исследовать дополнительные доказательства, проверить и другие доводы жалобы и вынести законное, обоснованное и мотивированное решение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. <...> ░░ <...> ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 21.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░