Судья А. Л. Герасимов дело № 7/21-1029/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
29 ноября 2018 года город Кострома.
Судья Костромского областного суда А. Н. Андриянов,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) О. Р. Киселёва,
жалобу законного представителя администрации Вохомского муниципального района Костромской области – главы района А. М. Адеева на решение судьи Вохомского районного суда от 22 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) О. Р. Киселёва от 16.05.2018 № 356, оставленным без изменений обжалуемым судебным решением, администрация Вохомского муниципального района Костромской области (далее – Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ с назначением ей наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Костромской областной суд, А. М. Адеев, возглавляющий Вохомский муниципальный район и руководящий районной Администрацией, высказывает несогласие с состоявшимися по делу решениями, и, считая их незаконными, просит отменить, освободить её от ответственности за вменённое правонарушение, либо рассмотреть вопрос о назначении наказания в виде предупреждения, предусмотренного санкцией статьи.
В судебное заседание законный представитель или защитник Администрации не явились, в связи с чем, в соответствии с ч.3 ст. 25.4 КоАП РФ, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев жалобу, заслушав инспектора О. Р. Киселёва, возражавшего против её удовлетворения, проверив материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Ответственность по статье 8.33 КоАП РФ наступает за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов и влечёт назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа для граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в период с 9 января по 26 февраля 2018 года силами ООО «Вохомское МЭП-7» на основании Муниципального контракта от 9 января 2018 года № 014130001591700029-0257023-01, заказчиком по которому выступала администрация Вохомского муниципального района, осуществлено строительство свайного деревянного моста длиной 12,35 м, шириной 5 м через р. Манылиха на подъезде к д. Стрелочка Вохомского района Костромской области, взамен ранее разрушенной переправы, при этом выполнение указанных строительных работ не было согласовано в установленном законом порядке с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для соблюдения мер по защите водных биологических ресурсов от негативных факторов этой деятельности.
Факт нарушения был выявлен в результате просмотра телевизионного сюжета о строительстве моста, вышедшего 20 марта 2018 года в блоке областных новостей Костромской государственной телерадиокомпании, и послужил основанием для привлечения Администрации к ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ.
Рассматривая доводы жалобы о необоснованности такого решения, судья областного суда приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения в этой части.
В соответствии с правилами охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, установленных положениями статьи 61 Водного кодекса РФ, статьёй 3 и пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частью 1 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», любая деятельность физических и юридических лиц, оказывающая прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую природную среду, включая проведение строительных и иных работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны водного законодательства, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности, и только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей природной среды, её восстановлению, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, применяемые при осуществлении строительной и иной деятельности, оказывающей на них прямое или косвенное воздействие, и порядок осуществления этих мер, определены Положением утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 38, согласно пункту 2 которого, к ним относится обязательная предварительная оценка физическими и юридическими лицами воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, проводимая в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Согласно пункту 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384, установлено, что юридические лица для реализации проекта намечаемого капитального строительства в водоохранной зоне представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, и лишь при положительном решении могут приступать к выполнению этой деятельности.
В данном случае Администрация, начав силами местной подрядной организации строительство моста через водный объект, предварительную оценку негативных факторов этой деятельности не провела и в агентство для получения соответствующего согласия не обращалась, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.
В то же время при назначении ей наказания в виде штрафа за допущенное правонарушение, должностным лицом природоохранного органа ничем конкретным не была мотивирована невозможность применения более мягкого наказания в виде предупреждения, кроме как формальным учётом места, степени вины, конкретных обстоятельств дела и характера совершённого правонарушения, исключающими по его мнению возможность назначения этой меры ответственности, с чем согласился и судья районного суда, вынося обжалуемое решение.
Между тем, как следует из материалов дела, строительство моста было начато Администрацией по общественной инициативе, и он был возведён ускоренными темпами без соблюдения установленной природоохранной процедуры в связи с возникшей острой социальной обстановкой, в которой оказались жители д. Стрелочка, лишившись перед весенней распутицей и паводком безопасного проезда к своему населённому пункту через указанный в деле водный объект, представляющий, судя по фото-, видеоматериалам, небольшой ручей, протекающий по дну глубокого оврага, пересекающего дорогу.
Каких-либо данных, указывавших бы на причинение вреда этому водоёму и возможно обитающим в нём водным биологическим ресурсам или возникновение реальной угрозы причинения такого вреда, в деле нет. Место строительства моста на этот предмет никем не осматривалось и не исследовалось, сбор административных материалов проводился дистанционно.
При таких обстоятельствах полагаю, что назначение Администрации штрафа в данном случае не было оправдано целями административного наказания и не отвечало общеюридическому принципу справедливости, поэтому обжалуемые решения в этой части надлежит изменить и назначить ей в качестве меры административной ответственности предупреждение.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья областного суда
Р Е Ш И Л:
постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) О. Р. Киселёва от 16.05.2018 № 356 и решение судьи Вохомского районного суда Костромской области от 22 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ в отношении администрации Вохомского муниципального района Костромской области изменить,
назначить ей наказание за совершение этого правонарушения в виде предупреждения;
в остальном оставить их без изменений, а жалобу главы муниципального района А. М. Адеева – без удовлетворения.
Судья Костромского областного суда: А. Н. Андриянов.