Решение по делу № 2-185/2023 от 19.01.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2023 года город Кузнецк

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Королевой Е.А.,

с участием представителя истца прокурора Кузнецкого района Пензенской области помощника прокурора Кузнецкого района Пензенской области Рыженковой Т.Н.,

при секретаре Белоглазовой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Большетруевский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в лице администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кузнецкого района Пензенской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию Большетруевский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в лице администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о возложении обязанности, указав, что при проведении проверки по соблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения совместно с ОГИБДД ОМВД России по Кузнецкому району Пензенской области 25.10.2022 выявлены нарушения, а именно: на автодорогах по ул.Центральная, ул.Южная, ул.Новая в с.Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области имеются многочисленные дефекты дорожного покрытия в виде выбоин различного размера (длиной 15 см. и более, глубиной 5 см. и более), а также сдвигов и волн на всем их протяжении в нарушение п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017».

30.11.2022 глава администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района на представление прокурора от 31.10.2022 признал его обоснованным и сообщил о направлений сведений в КМС Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о необходимости выделения денежных средств для ремонта автодорог.

17.01.2023 при обследовании автодорог по ул.Центральная, ул.Южная, ул.Новая в с.Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области вновь были выявлены многочисленные дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, просадок, проломов и колеи различного размера на всем их протяжении.

Наличие неоднократно выявленных нарушений затрудняет нормальное движение транспортных средств и создает угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий участниками дорожного движения, причинения вреда здоровью и имуществу граждан, вследствие несоответствия обустройства автомобильных дорог ее владельцем требований действующего законодательства.

Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» просит обязать администрацию Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения: организовать мероприятия по выполнению работ по устранению многочисленных дефектов в виде выбоин, просадок, проломов и колеи различного размера на всем протяжении автодорог на ул.Центральная, ул.Южная, ул.Новая в соответствии с п.5.2.4 «ГОСТ З 50597-2017».

В судебном заседании представитель истца прокурора Кузнецкого района Пензенской области – помощник прокурора Кузнецкого района Пензенской области Рыженкова Т.Н. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям и доводам, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Муниципального образования Большетруевский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в лице администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, представлено заявление о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя, дополнительно сообщив, что денежные средства на ремонт будут заложены в бюджет на 2024 год.

Представитель третьего лица ГИБДД ОМВД России по Кузнецкому району Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Полномочия прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предусмотрены ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (ст. 215).

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему) (ст. 209).

В силу Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; 12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 13).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч.ч. 1 и 2 ст. 17).

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1).

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2).

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3).

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ст. 4).

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения (ст. 5).

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании, установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12).

Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч.ч. 1 и 2 ст. 21).

Деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 22).

Согласно Федеральному закону от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области организации дорожного движения непосредственно или через уполномоченные ими подведомственные организации (ч. 1 ст. 8).

Организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 1 ст. 9).

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ч.10 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 №257 –ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

При этом, исходя из положений п.3, п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 13 Федерального закона от 10.12.1995 №196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Технические требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц установлены ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Росстандарта России от 26.09.2017 г. № 1245-ст.

Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В соответствии с п.5.2.4 «ГОСТ 50597-2017» покрытие проезжей части дороги не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Судом установлено, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства о безопасности дорожного движения прокурором Кузнецкого района Пензенской области совместно с государственным инспектором безопасности дорожного движения по Кузнецкому району мл.лейтенантом полиции ФИО1 25.10.2022 установлено, что в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на дорогах улиц Центральная, Южная, Новая в с.Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области имеются множественные дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, просадок, сдвигов и волн различного размера, что подтверждается актом от 25.10.2022.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.02.2014 внутрипоселенческие дороги, расположенные по ул. Центральная, Южная, строителей, Прудная, Измайлова, Новая, пр.Центральный с.Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области находятся в муниципальной собственности муниципального образования Большетруевский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области.

Приведенные требования ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрены в области обеспечения безопасности дорожного движения с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в адрес главы администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области 31.10.2022 внесено представление об устранении нарушений.

Однако, до настоящего времени выявленное нарушение не устранено, что подтверждается актом о результатах проведения проверки исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения от 17.01.2023 и сообщением объяснениями главы администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Рафикова М.Н. от 30.11.2022, из которых следует, что в связи с отсутствием в бюджете денежных средств направлено письмо в КМС Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о возможности финансирования ремонта автомобильных дорог по ул.Новая, ул.Южная, ул.Центральная.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку по настоящее время дорожное покрытие на улицах Центральная, Южная, Новая в с.Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области не соответствуют п.5.2.4 «ГОСТ 50597-2017», то имеются при содержании дорог, которые создают угрозу безопасности дорожного движения а также могут повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Доказательств обратного в порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено и у суда не имеется.

Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам денежных средств не может служить основанием для отказа прокурору в защите прав неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.

Таким образом, суд считает необходимым возложить на Муниципальное образование Большетруевский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в лице администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения – организовать мероприятия по выполнению работ по устранению многочисленных дефектов в виде выбоин, просадок, проломов и колеи различного размера на всем протяжении автодорог на ул.Центральная, ул.Южная, ул.Новая в соответствии с п.5.2.4 «ГОСТ З 50597-2017».

Согласно ст.206 ГПКРФ в случае принятия решения суда, обязывающие ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и когда указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Администрация Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обязана исполнить возложенные на неё законом обязанности в установленном порядке. Срок для исполнения решения, суд считает необходимым установить до 31.12.2023.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.

Обязать администрацию Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в срок до 31.12.2023 устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения – организовать мероприятия по выполнению работ по устранению многочисленных дефектов в виде выбоин, просадок, проломов и колеи различного размера на всем протяжении автодорог на ул.Центральная, ул.Южная, ул.Новая в соответствии с п.5.2.4 «ГОСТ З 50597-2017».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2023 года город Кузнецк

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Королевой Е.А.,

с участием представителя истца прокурора Кузнецкого района Пензенской области помощника прокурора Кузнецкого района Пензенской области Рыженковой Т.Н.,

при секретаре Белоглазовой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Большетруевский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в лице администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кузнецкого района Пензенской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию Большетруевский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в лице администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о возложении обязанности, указав, что при проведении проверки по соблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения совместно с ОГИБДД ОМВД России по Кузнецкому району Пензенской области 25.10.2022 выявлены нарушения, а именно: на автодорогах по ул.Центральная, ул.Южная, ул.Новая в с.Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области имеются многочисленные дефекты дорожного покрытия в виде выбоин различного размера (длиной 15 см. и более, глубиной 5 см. и более), а также сдвигов и волн на всем их протяжении в нарушение п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017».

30.11.2022 глава администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района на представление прокурора от 31.10.2022 признал его обоснованным и сообщил о направлений сведений в КМС Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о необходимости выделения денежных средств для ремонта автодорог.

17.01.2023 при обследовании автодорог по ул.Центральная, ул.Южная, ул.Новая в с.Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области вновь были выявлены многочисленные дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, просадок, проломов и колеи различного размера на всем их протяжении.

Наличие неоднократно выявленных нарушений затрудняет нормальное движение транспортных средств и создает угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий участниками дорожного движения, причинения вреда здоровью и имуществу граждан, вследствие несоответствия обустройства автомобильных дорог ее владельцем требований действующего законодательства.

Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» просит обязать администрацию Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения: организовать мероприятия по выполнению работ по устранению многочисленных дефектов в виде выбоин, просадок, проломов и колеи различного размера на всем протяжении автодорог на ул.Центральная, ул.Южная, ул.Новая в соответствии с п.5.2.4 «ГОСТ З 50597-2017».

В судебном заседании представитель истца прокурора Кузнецкого района Пензенской области – помощник прокурора Кузнецкого района Пензенской области Рыженкова Т.Н. заявленные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям и доводам, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Муниципального образования Большетруевский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в лице администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, представлено заявление о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя, дополнительно сообщив, что денежные средства на ремонт будут заложены в бюджет на 2024 год.

Представитель третьего лица ГИБДД ОМВД России по Кузнецкому району Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Полномочия прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предусмотрены ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (ст. 215).

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему) (ст. 209).

В силу Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; 11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; 12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 13).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч.ч. 1 и 2 ст. 17).

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1).

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2).

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3).

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ст. 4).

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения (ст. 5).

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании, установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12).

Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч.ч. 1 и 2 ст. 21).

Деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 22).

Согласно Федеральному закону от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области организации дорожного движения непосредственно или через уполномоченные ими подведомственные организации (ч. 1 ст. 8).

Организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (ч. 1 ст. 9).

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ч.10 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 №257 –ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

При этом, исходя из положений п.3, п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 13 Федерального закона от 10.12.1995 №196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Технические требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц установлены ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Росстандарта России от 26.09.2017 г. № 1245-ст.

Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В соответствии с п.5.2.4 «ГОСТ 50597-2017» покрытие проезжей части дороги не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Судом установлено, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства о безопасности дорожного движения прокурором Кузнецкого района Пензенской области совместно с государственным инспектором безопасности дорожного движения по Кузнецкому району мл.лейтенантом полиции ФИО1 25.10.2022 установлено, что в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на дорогах улиц Центральная, Южная, Новая в с.Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области имеются множественные дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, просадок, сдвигов и волн различного размера, что подтверждается актом от 25.10.2022.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.02.2014 внутрипоселенческие дороги, расположенные по ул. Центральная, Южная, строителей, Прудная, Измайлова, Новая, пр.Центральный с.Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области находятся в муниципальной собственности муниципального образования Большетруевский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области.

Приведенные требования ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрены в области обеспечения безопасности дорожного движения с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой в адрес главы администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области 31.10.2022 внесено представление об устранении нарушений.

Однако, до настоящего времени выявленное нарушение не устранено, что подтверждается актом о результатах проведения проверки исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения от 17.01.2023 и сообщением объяснениями главы администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области Рафикова М.Н. от 30.11.2022, из которых следует, что в связи с отсутствием в бюджете денежных средств направлено письмо в КМС Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о возможности финансирования ремонта автомобильных дорог по ул.Новая, ул.Южная, ул.Центральная.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку по настоящее время дорожное покрытие на улицах Центральная, Южная, Новая в с.Большой Труев Кузнецкого района Пензенской области не соответствуют п.5.2.4 «ГОСТ 50597-2017», то имеются при содержании дорог, которые создают угрозу безопасности дорожного движения а также могут повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Доказательств обратного в порядке ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено и у суда не имеется.

Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам денежных средств не может служить основанием для отказа прокурору в защите прав неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.

Таким образом, суд считает необходимым возложить на Муниципальное образование Большетруевский сельсовет Кузнецкого района Пензенской области в лице администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения – организовать мероприятия по выполнению работ по устранению многочисленных дефектов в виде выбоин, просадок, проломов и колеи различного размера на всем протяжении автодорог на ул.Центральная, ул.Южная, ул.Новая в соответствии с п.5.2.4 «ГОСТ З 50597-2017».

Согласно ст.206 ГПКРФ в случае принятия решения суда, обязывающие ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и когда указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Администрация Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области обязана исполнить возложенные на неё законом обязанности в установленном порядке. Срок для исполнения решения, суд считает необходимым установить до 31.12.2023.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.

Обязать администрацию Большетруевского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области в срок до 31.12.2023 устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения – организовать мероприятия по выполнению работ по устранению многочисленных дефектов в виде выбоин, просадок, проломов и колеи различного размера на всем протяжении автодорог на ул.Центральная, ул.Южная, ул.Новая в соответствии с п.5.2.4 «ГОСТ З 50597-2017».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья

2-185/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кузнецкого района
Ответчики
администрация Большетруевского сельсовета
Суд
Кузнецкий районный суд Пензенской области
Судья
Королева Е.А.
Дело на странице суда
kuznetsky.pnz.sudrf.ru
19.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2023Передача материалов судье
24.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2023Подготовка дела (собеседование)
08.02.2023Подготовка дела (собеседование)
08.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
16.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее