Дело № 2-3133/2021 20 декабря 2021 года
29RS0014-01-2021-006192-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска
в составе председательствующего судьи Поликарповой С.В.
при секретаре Воловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Зуевой Е. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Парфюм-Архангельск» о возложении обязанности предоставить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета для включения в специальный стаж,
установил:
Зуева Е. В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Парфюм-Архангельск» (далее – общество, ответчик) о возложении обязанности предоставить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета для включения в специальный стаж истца в соответствии с п.4 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») за период работы с 10 июня 2006 года по 21 января 2013 года за работу в районах Крайнего Севера. Предмет указан с учетом заявленного изменения.
В обоснование требований указано, что истец работала у ответчика в должности продавца в период с 10 июня 2006 года по 21 января 2013 года. По ее обращению в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в январе 2021 года с заявлением о назначении пенсии по достижении возраста 50 лет ей было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием стажа работы, предусмотренного п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Указанное обстоятельство, по мнению истца, нарушает ее право на получение пенсии в установленном размере. Зуева Е.В. обратилась за защитой своих прав в Северодвинский городской суд Архангельской области с исковым заявлением к ГУ-УПФ в г.Северодвинске о включении периода работы с 10 июня 2006 года по 21 января 2013 года. При рассмотрении дела выяснилось, что согласно записям в трудовой книжке она работала в должности продавца в магазине №3, который, по указанию истца, находился по адресу: Архангельская область, .... В ходе заседания в суде истцом были предоставлены договор аренды по указанному адресу между ООО «ТД Юность» и ООО «Пакет» от 02 января 2006 года, а также договор аренды между ООО «ТД «Юность» и ООО «АССО» от 01 июня 2006 года для организации торговли промышленными товарами. Однако решением Северодвиснкого городского суда Архангельской области от 13 июля 2021 года истцу было отказано во включении в специальный стаж и понуждении назначении пенсии. Полагает, что предоставленными в рамках настоящего гражданского дела доказательствами и показаниями свидетелей подтверждается заявленный период. Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Истец, представитель третьего лица Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Представитель ответчика не согласился с предъявленными требованиями, указав, что не располагает сведениями, где именно находился магазин, в котором работала истец в заявленный период. Просила применить срок исковой давности по предъявленному требованию, установленный положениями ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 4 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Согласно статьям 6, 7 вышеуказанного закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; а застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации.
На основании статьи 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователи обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 11 Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. В числе сведений, которые страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, данной нормой закона предусмотрены сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В трудовой книжке истца имеются записи о том, что она 10 июня 2006 года принята в ООО «ТД Юность» на должность продавца на основании приказа от<№>-к от 10 июня 2006 года в магазин №3 с испытательным сроком на 3 месяца, при этом ООО «ТД Юность» переименовано в ООО «Парфюм-Юность», а с 26 сентября 2011 года – переименовано в ООО «Парфюм-Архангельск». Далее 21 января 2013 года истец уволена по соглашению сторон по п.1 ст.77 ТК РФ на основании приказа <№>-к от 21 января 2013 года.
В предоставленных истцом копиях трудового договора, приказа о приеме на работу, приказа о расторжении трудового договора отсутствуют сведения о работе истца на территории ... области.
Ранее Зуева Е.В. обращалась в рамках гражданского дела <№>, рассмотренного Северодвинским городским судом Архангельской области, с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить период работы с 10 июня 2006 года по 21 января 2013 года в стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» за работу в районах Крайнего Севера, назначить страховую пенсию по старости с 17 ноября 2020 года. В обоснование иска указала, что в спорный период работала в ООО «Парфюм-Архангельск» (ранее - ООО «ТД «Юность», ООО «Парфюм-Юность»), в магазине № 3, который расположен в городе Северодвинске, относящемся к районам Крайнего Севера, в то время как работодатель в сведениях персонифицированного учета указал код территориальных условий - МКС.
В рамках указанного гражданского дела было установлено, что истец в качестве доказательств работы в городе Северодвинске, относящемся к районам Крайнего Севера, а не в городе Архангельске, где было зарегистрировано общество, относящемся к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, предоставила суду копии: трудовой книжки, приказа о приеме на работу, трудового договора, личной карточки работника, соглашения о расторжении трудового договора, приказа о прекращении трудового договора, ответа на запрос о корректировке сведений персонифицированного учета застрахованного лица, запросов, ответов. Суд, исследовав указанные документы, пришел к выводу, что доказательств работы истца в районах Крайнего Севера не предоставлено. Так, трудовым договором, заключенным между истцом и ООО «Парфюм – Архангельск» 01 апреля 2012 года предусмотрена оплата труда в размере должностного оклада в сумме 6087 рублей в месяц с начислением 20% районного коэффициента и 50% северной надбавки, что соответствует коэффициенту и процентной надбавке за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в то время как в городе ... коэффициент равен 1,4 (40% к заработку), при этом указано, что истец принимается продавцом в магазин № 3. Доказательств тому, что фактически истец получал заработную плату в спорный период с северными надбавкой и районным коэффициентом, которые выплачиваются в районах Крайнего Севера, суду истец также не предоставил. В связи с указанными обстоятельствами вступившим в законную силу решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 13 июля 2021 года по делу <№> в удовлетворении исковых требований Зуевой Е.В.. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... области (межрайонное) о возложении обязанности включить период работы с 10 июня 2006 года по 21 января 2013 года в стаж работы в районах Крайнего Севера, назначить страховую пенсию по старости с 17 ноября 2020 года было отказано.
Суд полагает, что с учетом положений ч. 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) указанное решение является преюдициальным для рассмотрения настоящего заявления истца.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 5 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения с судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», внимание судов обращено на то, что в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона №173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющим ее характер и влияющим на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в ст. 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).В связи с указанным суд не может принять показания допрошенных в качестве свидетелей Свидетель №1 и Свидетель №2 в качестве относимых, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих факт работы истца в городе Северодвинске Архангельской области в заявленный ею период.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд.
По правилам ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Исковое заявление направлено в суд 25 августа 2021 года.
Истец прекратил трудовые отношения с ответчиком в 2013 году, то есть более чем за 8 лет до момента подачи искового заявления.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок на обращение в суд, установленный ст. 392 ТК РФ.
Как следует из разъяснений п. 5 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
Каких-либо доказательств уважительности причин пропуска указанного срока сторона истца не приводит.
Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
По существу заявленных требований суд полагает необходимым указать следующее.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О страховых пенсиях», которым за работу в районах Крайнего Севера, а также при наличии смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местности, приравненной к ним, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. Так, на основании п. п. 4, 5, 6 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), при установлении по результатам перерасчета достаточного стажа может быть установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
На основании п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2002 года № 516, действующих в настоящее время, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня.
При отнесении территории к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям применяется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с последующими изменениями), которым предусмотрено, что город Северодвинск Архангельской области относится к районам Крайнего Севера.
В обоснование требований о возложении обязанности предоставить в пенсионный орган корректирующие формы сведений с кодом территориальных условий за работу в районах Крайнего Севера истец указывает, что в данные периоды работал в магазине №3, который располагался в г.Северодвинске Архангельской области. Однако ею не предоставлено доказательств также и постоянной работы в данном магазине в заявленный период.
Каких-либо доказательств исполнения трудовых обязанностей, задержки выдачи трудовой книжки и иных оснований, по которым вышеуказанные периоды подлежат включению в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, истец в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Также истцом для включения в специальный стаж указано основание - в соответствии с п.4 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», что не предусматривает такого основания как специального стажа с кодом территориальных условий за работу в районах Крайнего Севера.
С учетом вышеизложенного, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Зуевой Е. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Парфюм-Архангельск» о возложении обязанности предоставить корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета для включения в специальный стаж отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Поликарпова