Решение по делу № 2-3/2023 (2-377/2022;) от 18.07.2022

№ 2-2-3/2023

64RS0007-02-2022-000692-75

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 апреля 2023 года                                                                         г. Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Лапиной Т.С.,

при секретаре судебного заседания Никишкиной М.Н.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора г. Балашова Саратовской области Бурминова Д.В.,

представителя ответчика адвоката Хахулиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, в интересах <адрес> в лице комитета по управлению имуществом <адрес> к администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района <адрес>, Гречихиной Л.П. об истребовании земельного участка лесного фонда, признании недействительными результатов межевания, исключении сведений о границах и местоположении земельного участка, признании недействительным (ничтожным) договора аренды, признании отсутствующим право собственности и его прекращении, о прекращении права аренды,

установил:

прокуратура <адрес> в интересах РФ в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, в интересах <адрес> в лице комитета по управлению имуществом <адрес> обратилась в суд с иском к администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района <адрес>, Гречихиной Л.П., в котором, с учётом уточнений, просит: 1) истребовать земельный участок лесного фонда, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером площадью 905 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 220 м. юго-восточнее жилого <адрес> видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства из незаконного владения Гречихиной Л.П. 2) признать недействительными результаты межевания (образование) данного земельного участка; 3) исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровых границах и местоположении указанного земельного участка; 4) признать недействительным (ничтожным) договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды указанного земельного участка и применить последствия недействительности сделки; 5) признать отсутствующим и прекратить право аренды Гречихиной Л.П. на земельный участок с кадастровым номером площадью 905 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 220 м. юго-восточнее жилого <адрес> видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства; 6) признать отсутствующим и прекратить право собственности администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района <адрес> на земельный участок с кадастровым номером площадью 905 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 220 м. юго-восточнее жилого <адрес> видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Обосновывая заявленные требования тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения лесного законодательства и законодательства о государственной собственности, в ходе которой установлено, что в 2015 году сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером площадью 905 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 220 м. юго-восточнее жилого <адрес> видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Распоряжением администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р земельный участок разделен на 11 земельных участков, в связи с чем образован земельный участок с кадастровым номером площадью 905 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 220 м. юго-восточнее <адрес> видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р между администрацией Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района и ФИО8 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером сроком на 49 лет. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и Гречихиной Л.П. заключен договор замены стороны в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером При формировании и предоставлении администрацией Балашовского муниципального района в аренду земельного участка нарушены нормы лесного законодательства, поскольку данный земельный участок сформирован на землях, являющихся собственностью РФ. Лесные участки в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности. Данные обстоятельства привели к нарушению имущественных прав РФ на земельный участок с кадастровым номером из земель лесного фонда, расположенный в границах незаконно-сформированного администрацией Балашовского муниципального района, поскольку он помимо воли собственника выбыл из его владения, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.

Представитель истца по доверенности ФИО3 исковые требования поддержал полностью и просил их удовлетворить по вышеуказанным основаниям.

Представители истцов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, комитета по управлению имуществом <адрес>, третьих лиц государственного казенного учреждения <адрес> «Саратовское областное лесничество», Управления Росреестра по <адрес>, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, администрации Балашовского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки не установлена.

Представитель ответчика администрации Репинского МО БМР СО просил дело рассмотреть в свое отсутствие, вынести решение в соответствии с законом.

Ответчик Гречихина Л.П. на рассмотрение дела не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Хахулина М.В. также просила в удовлетворении иска отказать, указывая, что договор аренды спорного земельного участка никоим образом не нарушает права широкого круга лиц, поскольку этот земельный участок находится в центре других земельных участков, которые из владения не выбыли. Иск преждевременный. В договоре аренды четко написано, что это муниципальная собственность. Гречихина Л.П. заявляла иск, который был удовлетворен, об обеспечении доступа на её участок, поскольку там был забор. Заключение эксперта не является окончательным документом, на основании которого должно быть вынесено решение. При проведении экспертизы визуального осмотра объектов не производилось, у суда не просили обеспечить доступ к участку, что свидетельствует о поверхностности исследования. Выводы сделаны на основании документов 90-х годов, прошло двадцать лет. В настоящее время ведутся работы по определению границ Балашовского муниципального района. Этот участок был в границах муниципального района, окружен домами. Прошла дачная амнистия, часть участков будет оставлена в муниципальной собственности.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> просил дело рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования удовлетворить в полном объеме, представив отзыв.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; применения последствий недействительности ничтожной сделки; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

Судом установлено, что на основании статьи 19 Лесного Кодекса РФ, кадастрового плана земельного участка, выданного ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ; письма Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды СПР России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , выдано свидетельство о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Российской Федерации на праве собственности принадлежит участок лесного фонда, назначение 1 группа, площадью 19972 га. по адресу: <адрес>, Балашовский лесхоз, расположенный на территории Балашовского, <адрес>ов, кадастровый (условный) .

Как следует из приложения к свидетельству о собственности категория 1 определяет категорию защищенности участка лесного фонда: противоэрозионные леса; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов.

Согласно кадастровому плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером является землями единого землепользования, местоположение Балашовский лесхоз, расположен на территории Балашовского, <адрес>ов <адрес>, разрешенное использование: для ведения лесохозяйственной деятельности. Имеется особая отметка: В ГКЗ отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить земельный участок как объект недвижимого имущества, подлежащий передаче при сделке. Площадь земельного участка подлежит уточнению в установленном порядке.

Принадлежность указанного земельного участка на праве собственности Российской Федерации подтверждается также материалами лесоустройства: проектом организации и развития лесного хозяйства Балашовского лесхоза от 1994 года, таксационными характеристиками, планшетом лесоустройства от 1993 года, картой-схемой распределения лесов Балашовского лесничества по классам пожарной опасности.

Согласно акту осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленному комиссией в составе и.о. главного лесничего Балашовского лесничества ФИО5; инженера по охране и защите леса Балашовского лесничества ФИО6, инженера по охране и защите леса Балашовского лесничества ФИО7, при натуральном обследовании лесного участка Балашовского лесничества Балашовского участкового лесничества квартала 127, выдела 55, установлено, что лесной участок относится к защитным лесам. Категория защитности лесов: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; леса, расположенные в лесопарковых зонах, общая площадь участка 13 га, из них покрытые лесом 13 га, общий запас древесины 1950 м3.

Согласно п. 6 акта участок не имеет особого защитного значения. В пункте 7 акта указаны лесохозяйственные особенности участка: в 1960 году Балашовскому райпотребсоюзу был выделен лесной участок в квартале 127 выделе 55 и 56 площадью 4,2 га под строительство зверофермы без исключения из гослесфонда (огорожен забором). В п. 8 акта приведены цели использования лесного участка: для размещения лесных насаждений. В приложенных к акту фототаблицах изображен земельный участок, покрытый лесом.

Распоряжением администрации Балашовского муниципального района <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» земельный участок с кадастровым номером , являющийся государственной собственностью, общей площадью 9885 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 220,0 м юго-восточнее жилого <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, предоставленный ФИО8 на праве аренды сроком на 49 лет, разделен на 11 земельных участков.

Из договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района <адрес> передала в аренду ФИО8 земельный участок из земель населенного пункта, ограничений в использовании нет, с кадастровым номером

Согласно акту приема-передачи земельного участка к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Репинского МО Балашовского муниципального района <адрес> передает на праве аренды ФИО8 земельный участок с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства.

Из договора замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО8(первоначальный арендатор) уступает, а Гречихина Л. П. (новый арендатор) принимает на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на основании распоряжения администрации Репинского МО Балашовского муниципального района <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с распоряжением администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ присвоен адрес земельному участку с кадастровым номером площадью 905 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 220 м. юго-восточнее жилого <адрес> следующий адрес: <адрес>, Балашовский муниципальный район, Сельское Поселение Репинское, <адрес>. ФИО9, .

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, данные о правообладателе отсутствуют, находится в аренде у Гречихиной Л.П., дата государственной регистрации аренды ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли населенных пунктов (п. 2) и земли лесного фонда (п. 5) и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 1 ст. 7 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Согласно пп. 1, 3 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В силу положений статьи 3 Лесного Кодекса РФ (далее ЛК РФ) лесное законодательство регулирует лесные отношения.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 6 ЛК РФ предусматривает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящий момент, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в связи с чем представляют собой объект особого рода и имеют специальный правовой режим.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-О-О).

Согласно части 6 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным.

При уточнении границ земельного участка его местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Исходя из приведенных законоположений, земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ, и земельные участки, кадастровый учет которых не проводился, но на которые право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы считаются определенными в соответствии с требованиями действовавшего на момент их образования законодательства.

Вместе с тем, неустановление границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством не является препятствием для защиты их собственниками своих прав посредством соответствующих исков.

Формирование земельных участков в пределах ранее учтенных земель лесного фонда, уточненные границы которых не установлены в соответствии с действующим законодательством, приводит к необоснованному сокращению земель лесного фонда и, как следствие, фактической потери лесных ресурсов в ущерб интересам использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.

На основании ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Часть 2 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 200-ФЗ).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации.

Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

В соответствии с заключением филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» «О пересечении границ земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда» земельный участок с кадастровым номером полностью расположен на землях лесного фонда вблизи <адрес> на территории Балашовского лесничества, Балашовского участкового лесничества, квартал 127, часть выдела 55.

ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», согласно уставу, утвержденному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N 998, осуществляет, в том числе, геодезическую и картографическую деятельность, имеет на это соответствующие лицензии и статус экспертного учреждения по направлению своей деятельности, следовательно, заключение о наличии пересечений лесных земель с землями населенного пункта является допустимым доказательством и относится к рассматриваемому спору.

В соответствии с заключением эксперта .11/2022 от ДД.ММ.ГГГГ экспертным производством методом оцифровки (векторизации) контура лесотаксационного выдела 55 квартал 127 Балашовского участкового лесничества <адрес> в масштабе: М1:100000, в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (МСК 64, зона !), с последующей его привязкой в идентичном масштабе к актуальным сведениям Единого государственного реестра недвижимости (совмещения векторного изображения контура лесотаксационного выдела 55 в отношении положения кадастровых границ исследуемого земельного участка с кадастровым номером ), - установлено, что земельный участок с кадастровым номером площадью 905 кв.м. полностью сформирован за счет земель лесного фонда, а именно в пределах границ выдела 55 квартала 127 Балашовского участкового лесничества <адрес>. На момент образования полностью был сформирован за счет земель лесного фонда выдела 55 квартала 127 Балашовского участкового лесничества <адрес>.

Суд при вынесении решения по данному делу полагает возможным руководствоваться заключением по результатам судебной экспертизы, поскольку она проведена в порядке, установленном статьей 84 ГПК РФ, заключение выполнено в соответствии с требованиями статьи 86 ГПК РФ, выводы экспертом изложены четко и ясно, а их содержание не предполагает двусмысленного толкования. Эксперты ФИО10 и ФИО11 имеют необходимые образование, квалификацию и сертификаты. Кроме того, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение содержит надлежащее обоснование выводов, к которым эксперты пришли в результате проведения исследований.

Натурный экспертный осмотр земельных участков на местности проведен экспертами ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в заключении, вопреки ссылке представителя ответчика.

Допрошенная в качестве свидетеля специалист администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального образования <адрес> ФИО12 пояснила суду, что первоначально был образован большой земельный участок площадью примерно 60 соток, ФИО8 брал в аренду этот участок у администрации района. Потом полномочия перешли Репинской администрации. ФИО8 написал заявление, чтобы этот участок разделить на 6 или 7 маленьких, в дальнейшем он эти участки продал, в том числе и Гречихиной Л.П. Границы участков с лесным фондом не согласовывали.

Оценивая показания свидетеля, суд считает, что она подтвердила обстоятельства, зафиксированные представленными стороной истца документами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии наложения спорного земельного участка с кадастровым номером 64:06:020501:4314 на участок лесного фонда, расположенного вблизи с <адрес> на территории Балашовского лесничества, Балашовского участкового лесничества, квартал 127, часть выдела 55, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, деление участка лесного фонда не является основанием для исключения земельных участков из земель лесного фонда, следовательно, права и законные интересы истца нарушены.

Из представленных доказательств усматривается, что образование спорного участка осуществлялось за счет земель лесного фонда, а не земель населенного пункта. Доказательств того, что спорный земельный участок не находится в пределах лесного фонда, а расположен в пределах границ населенного пункта, ответчиками не представлено.

Обстоятельства определения границ Балашовского муниципального района юридического значения для рассмотрения данного спора не имеют, поэтому аргументы в этой части судом не принимаются во внимание.

Иные доводы стороны ответчика в ходе рассмотрения дела проверялись, однако ввиду голословности, суд считает их избранным способом защиты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером был сформирован за счет земель государственного лесного фонда, которые в силу закона могут находиться только в федеральной собственности и которыми не вправе распоряжаться органы местного самоуправления, в связи с чем исковые требования заместителя прокурора о признании недействительными результатов межевания (образования) земельного участка подлежат удовлетворению.

Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).

В силу ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

В соответствии с пунктом 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации участки лесного фонда ограничены в обороте.

Согласие Российской Федерации на выбытие спорного участка отсутствовало. Единственным доказательством наличия воли собственника (Российской Федерации) на отчуждение спорного участка является решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Принятие соответствующего решения иными органами, неуполномоченными на распоряжение федеральной собственностью, означает, что воля собственника на отчуждение соответствующего имущества отсутствует.

Исходя из приведенных норм права и представленных доказательств, спорный земельный участок сформирован за счет земель лесного фонда, которыми не вправе распоряжаться органы местного самоуправления, так как такие полномочия им Российской Федерацией не передавались.

Системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.

В материалы дела не представлены документы, подтверждающие перевод лесного участка в нелесной в порядке, предусмотренном действовавшим законодательством, согласование установленных в произвольном порядке границ и их установление на местности не проводилось.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при постановке земельного участка с кадастровым номером на кадастровый учет отнесение его к иной категории, чем земли лесного фонда, не соответствовало требованиям законодательства, так как осуществлено при отсутствии для этого необходимых документов и правовых оснований. Спорное имущество выбыло из владения Российской Федерации помимо воли публично-правового образования, границы участков с органами, уполномоченными представлять интересы Российской Федерации в сфере распоряжения лесным фондом, не согласовывались, сведений об исключении участков из состава земель лесного фонда, о переводе спорных участков в иную категорию земель, в деле не имеется.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что право собственности Российской Федерации не было прекращено, категория земли в установленном порядке не изменялась, земельный участок является участком лесного фонда.

Ввиду установления факта передачи земельного участка по договору аренды с нарушением требований земельного и гражданского законодательства и публичных интересов, принимая во внимание, что Территориальное управление Росимущества по <адрес> земельный участок в установленном законом порядке не предоставляло, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о признании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, а также о доказанности доводов истца о том, что земельный участок с кадастровым номером подлежит истребованию в собственность Российской Федерации.

Последствием истребования указанных земельных участков является исключение в ЕГРН записи о праве аренды Гречихиной Л.П. на указанный земельный участок со снятием земельного участка с кадастрового учета.

    Принимая во внимание указанные обстоятельства, оценивая в совокупности исследованные доказательства, руководствуясь положениями вышеприведенного законодательства, суд полагает, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации цена иска об истребовании имущества определяется исходя из стоимости истребуемого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, а потому с Гречихиной Л.П. необходимо взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2448 руб. 82 коп.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (ст. 94 ГПК РФ).

Расходы за проведение экспертизы в соответствии с ч. 2 ст. 96 ГПК РФ,               ст. 98 ГПК РФ в размере 136000 руб. подлежат возмещению с Управления Судебного Департамента в <адрес> в пользу общества с ограниченной ответственностью «ФИО14 ЭКСПЕРТИЗ».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворить в полном объеме.

Истребовать земельный участок лесного фонда, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером общей площадью 905 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 220 м. юго-восточнее жилого <адрес> видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства из незаконного владения Гречихиной Л.П..

Признать недействительными результаты межевания (образование) земельного участка с кадастровым номером общей площадью 905 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 220 м. юго-восточнее жилого <адрес> видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровых границах и местоположении земельного участка с кадастровым номером площадью 905 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 220 м. юго-восточнее жилого <адрес> видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Признать недействительным (ничтожным) договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ и применить последствия недействительности сделки.

Признать отсутствующим и прекратить право собственности администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района <адрес> на земельный участок с кадастровым номером площадью 905 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 220 м. юго-восточнее жилого <адрес> видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

    Признать отсутствующим и прекратить зарегистрированное право аренды Гречихиной Л.П. на земельный участок с кадастровым номером , площадью 905 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в 220 м. юго-восточнее жилого <адрес> видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

Взыскать с Гречихиной Л.П. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2448 (Двух тысяч четыреста сорока восьми) руб. 82 коп.

    Отнести расходы на проведение судебной экспертизы обществом с ограниченной ответственностью «ФИО14 ЭКСПЕРТИЗ» в размере 136000 (Ста тридцати шести тысяч) руб. за счет средств Управления Судебного департамента в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Саратовский областной суд путем подачи жалобы через Балашовский районный суд со дня его вынесения в окончательной форме (с ДД.ММ.ГГГГ).

Председательствующий                                                           Т.С.Лапина

2-3/2023 (2-377/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет по управлению имуществом Саратовской области
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области
Заместитель прокурора города Балашова
Ответчики
Администрация Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района САратовской области
Гречихина Людмила Петровна
Другие
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области
Государственное казенное учреждение Саратовской области "Саратовское областное лестничество"
администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
Хахулина М.В.
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области
Суд
Балашовский районный суд Саратовской области
Судья
Лапина Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
balashovsky.sar.sudrf.ru
18.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2022Передача материалов судье
22.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2022Подготовка дела (собеседование)
26.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Судебное заседание
13.10.2022Судебное заседание
21.10.2022Судебное заседание
26.10.2022Судебное заседание
27.04.2023Производство по делу возобновлено
27.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2023Дело оформлено
18.09.2023Дело передано в архив
27.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее