УИД: 77RS0002-02-2024-000616-81
Дело № 2-1720/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2024 года адрес
Басманный районный суд адрес в составе председательствующего судьи Гусевой И.В.,
при секретаре фио,
с участием представителя истца фио,
представителя ответчика фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Орловский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
22 ноября 2023 г. проведена проверка состояния законности в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта не подлежащих категорированию. В ходе проверки установлено, что на балансе Орловско-Курского центра организации работы адрес дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» находится объект транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) – Мценск. Паспорт ОТИ в настоящее время утвержден. В нарушение требований пп. «г», пп. «в» п. 6 Требований №1635 на адрес, внесено в реестр ОТИ, не подлежащих категорированию, в течении одного года со дня вступления в силу Требований № 1635 подразделения транспортной безопасности (далее ПТБ) не образованы (сформированы) и (или) не привлечены, ПТБ, необходимыми техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ не оборудован. В целях устранения указанных нарушений прокуратурой 22 ноября 2023 г. начальнику Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако реальные меры по устранению выявленных нарушений не приняты.
В этой связи истец просил признать бездействие ответчика, выраженное в неисполнении с 15 апреля 2022 г. на адрес требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 г. № 1635 незаконным; обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры адрес подразделения транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; оснастить объект транспортной инфраструктуры адрес техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, видеофиксацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в этих границах, обнаружение и распознавания событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время.
Представитель истца в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях относительно иска.
Представители третьих лиц Ространснадзора, Росжелдора в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений пункта 9 ст.1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры.
Согласно подпункту «г» пункта 5 Требований № 1635 субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Согласно подпункту «в» пункта 6 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в дополнение к п.5 Требований №1635 обязаны оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней.
Согласно подпункту «е» пункта 5 Требований № 1635 субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры – в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа – со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.
Подпунктом «г» пункта 5 Требований № 1635 установлено, что подразделения транспортной безопасности должны быть образованы или привлечены в случаях, предусмотренных данными требованиями. При этом такие случаи не конкретизированы.
Требования по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 г. №1635 должны применяться с учетом уровня безопасности объекта транспортной инфраструктуры, который устанавливается в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. №2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».
Согласно разъяснению Федерального агентства железнодорожного транспорта, содержащегося в письме от 04 мая 2022 г. № АИ-30/4454-ис требования № 1635 применяются с учетом уровня безопасности объекта транспортной инфраструктуры, который устанавливается в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».
Обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3.
Образование или привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры.
Статьей 12.2 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что в целях обеспечения транспортной безопасности лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности проводятся досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование с использованием рентгенотелевизионных, радиоскопических установок, стационарных, переносных и ручных металлодетекторов, газоаналитической и химической аппаратуры, а также других устройств, обеспечивающих обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.
Из указанных норм следует, что подразделение транспортной безопасности может выполнять возложенные на него обязанности по проведению досмотра, дополнительного досмотра только на объектах транспортной инфраструктуры, оснащенных техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований транспортной безопасности, установленному статьями 9 и 13 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2022 г. №974-р утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ответчика или используемых им на ином законном основании.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
22 ноября 2023 г. Орловской транспортной прокуратурой проведена проверка состояния законности в сфере обеспечения транспортной безопасности Орловско-Курского центра организации работы адрес дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».
При проведении проверки установлено, что на балансе Орловско-Курского центра организации работы адрес дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» находится объект транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) – Мценск.
Паспорт ОТИ в настоящее время утвержден.
В обоснование иска истец указывает, что в нарушение требований пп. «г», пп. «в» п. 6 Требований №1635 объект адрес внесен в реестр ОТИ, не подлежащих категорированию, в течение одного года со дня вступления в силу Требований № 1635 подразделения транспортной безопасности, (далее ПТБ) не образованы (сформированы) и (или) не привлечены, ПТБ, необходимыми техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ не оборудован. В целях устранения указанных нарушений прокуратурой 22 ноября 2023 г. начальнику Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако реальные меры по устранению выявленных нарушений не приняты.
В соответствии со ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требования и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Ответчиком в дело представлены доказательства, из которых следует, что образование или привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры. адрес относится к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и имеет уровень безопасности № 1, действующий постоянно.
Поскольку истцом не представлено доказательств объявления уровней безопасности № 2 и № 3 на адрес, то исходя из системного толкования норм закона, оснований для возложения на ответчика обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты адрес подразделение транспортной безопасности, не имеется.
Вышеуказанным распоряжением оснащение железнодорожной станций, указанной в исковом заявлении предусмотрено на пятом этапе (начиная с 2025 года).
При таких обстоятельствах, требования Орловского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Орловского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Басманный районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Гусева
Мотивированное решение суда изготовлено 10 апреля 2024 года.