ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-7177/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 29 июля 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Мишиной И.В., Евтифеевой О.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смирнова Юрия Владимировича, поданную через суд первой инстанции 25 февраля 2020 г., на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 1 октября 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18 декабря 2019 г.,
по административному делу 2а-4343/2019 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области к Смирнову Юрию Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Смирнова Ю.В. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пеню по транспортному налогу в размере 587,95 руб.
В обоснование требований указала, что Смирнов Ю.В. является собственником транспортных средств, в связи с чем является налогоплательщиком транспортного налога.
Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № №. В связи с неуплатой налога в установленный срок, налоговым органом начислена пеня в порядке ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации за период с 4 декабря 2018 г. по 5 февраля 2019 г. в размере <данные изъяты> руб., в адрес Смирнова Ю.В. направлено требование об уплате налога и пени № № от 6 февраля 2019 г. со сроком исполнения до 22 марта 2019 г. По заявлению ИФНС России по г. Ангарску мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени, который определением от 27 мая 2019 г. отменен. До настоящего времени задолженность по налогам и пени в полном объеме административным ответчиком не уплачена.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 1 октября 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18 декабря 2019 г., административные исковые требования удовлетворены, постановлено взыскать с Смирнова Ю.В. транспортный налог за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пеню по транспортному налогу за 2017 год за период с 4 декабря 2018 г. по 5 февраля 2019 г. в размере <данные изъяты> руб.; взыскать с Смирнова Ю.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
В кассационной жалобе Смирнов Ю.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять новый судебный акт, которым оставить административное исковое заявление без рассмотрения.
В обоснование жалобы указывает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Суд не применил нормы права, подлежащие применению. Административный истец не направлял административному ответчику копию заявления о вынесении судебного приказа, что в соответствии с п.2 ч.1 ст.123.4 КАС РФ является основанием для возврата заявления о вынесении судебного приказа. Вынесенный в нарушение закона судебный приказ не может свидетельствовать о соблюдении досудебного порядка урегулирования административного спора. Несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора в силу п.1 ч.1 ст.196 КАС РФ является основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В Иркутской области налоговая ставка по транспортному налогу определяется в соответствии Законом Иркутской области от 4 июля 2007 г. № 53-оз «О транспортном налоге».
Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 75 НК РФ установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Смирнову Ю.В. в 2017 году на праве собственности принадлежали транспортные средства: <данные изъяты>, регистрационный знак №, и <данные изъяты> регистрационный знак №
ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области Смирнову Ю.В. исчислен транспортный налог за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., о чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № № от 24 июня 2018 г. об уплате налога в срок до 3 декабря 2018 г.
В связи с неуплатой налогов в срок, налоговым органом была начислена пеня в соответствии со ст.75 НК РФ по транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб. и в адрес Смирнова Ю.В. было направлено в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налоговое требование № № по состоянию на 6 февраля 2019 г., в котором предложено оплатить указанные суммы налога и пени в срок до 22 марта 2019 г.
8 мая 2019 г. мировым судьей судебного участка № 37 по г. Ангарску и Ангарскому району Иркутской области по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ № 2а-1161/2019 о взыскании с Смирнова Ю.В. транспортного налога за 2017 год и начисленной пени.
Определением мирового судьи от 27 мая 2019 г. судебный приказ отменен в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения.
18 июля 2019 г. ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области в Ангарский городской суд Иркутской области направило административное исковое заявление.
Удовлетворяя административные исковые требования, суды пришли к верному выводу о том, что процедура взыскания задолженности по налогам с Смирнова Ю.В. налоговым органом соблюдена.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что судебный приказ был выдан с нарушением закона, так как заявление о выдаче судебного приказа налоговым органом в адрес Смирнова Ю.В. не направлялось, не могут являться основанием для отмены состоявшихся судебных актов, поскольку судебный приказ отменен по заявлению Смирнова Ю.В. и не является предметом проверки по настоящему делу.
Вопреки доводам кассационной жалобы обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа не является досудебным порядком урегулирования административного спора.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установила оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Смирнова Ю.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 1 октября 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых в кассационный суд общей юрисдикции судебных актов в законную силу, в порядке, предусмотренном статьей 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 августа 2020 г.
Председательствующий:
Судьи: