Дело № 2а-3056/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-
30 июня 2016 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе: председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Подкорытовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административного дела по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №14 по Алтайскому краю к Еременко И.Ю. о взыскании транспортного налога и пени за несвоевременную уплату транспортного и земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №14 по Алтайскому краю обратилась в суд с иском к Еременко И.Ю. о взыскании задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме *** рублей *** копеек, пени за неуплату транспортного налога в сумме *** рублей *** копеек, пени по за несвоевременную уплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме *** рубля *** копейки.
В обоснование указывает, что Межрайонная ИФНС России №14 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Индустриального района г.Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Еременко И.Ю. недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере *** рублей *** копеек, пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере *** рубля *** копейки, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме *** рублей *** копеек, всего *** рублей *** копеек.
Заявление о вынесении судебного приказа удовлетворено, ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ, который ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими от Еременко И.Ю. возражениями.
Согласно сведениям, представленным ГИБДД, в ДД.ММ.ГГГГ Еременко И.Ю. являлся собственником транспортных средств:
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с., в связи с чем является плательщиком транспортного налога.
- Еременко И.Ю. было вручено налоговое уведомление *** об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ, вручено требование *** от ДД.ММ.ГГГГ, в котором оговорен срок исполнения обязанности по уплате налога и пени до ДД.ММ.ГГГГ.
- Однако требование ответчиком не исполнено, задолженность транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ составляет *** рублей *** копеек, задолженность по пене по транспортному налогу начисленной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет *** рублей *** копеек.
- Сумма пени по земельному налогу в соответствии с требованием *** по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет *** рубля *** копейки.
- Представитель административного истца, административный ответчик в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Согласно п.1 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с требованиями п. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
В силу положений ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в т.ч. автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По данным ГИБДД в ДД.ММ.ГГГГ Еременко И.Ю. являлся собственником транспортных средств:
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
*** государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак *** мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.,
***, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя *** л.с.
Административным ответчиком принадлежность ему транспортных средств в названные периоды не оспаривалась. Следовательно, в силу положений ст.ст. 357 - 359, 362 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик обязан уплачивать транспортный налог за указанное транспортное средство.
Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, который подлежит уплате не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
То есть уведомление об уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган должен был направить налогоплательщику не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Административным истцом налоговое уведомление *** на уплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (***) направлено в адрес Еременко И.Ю. в предусмотренные законом сроки - ДД.ММ.ГГГГ, согласно реестру почтовых отправлений (***).
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей с 01.01.2007, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки.
Пунктом 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент вынесения требования, установлено, что заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Выявлением недоимки (не в результате налоговой проверки) считается истечение установленного законом срока для уплаты налога.
Исходя из приведенных норм, законодателем установлен следующий срок для обращения налогового органа в суд: 3 месяца (направление требования об уплате налога), 1 месяц (срок для добровольного исполнения требования), 6 месяцев (срок подачи в суд искового заявления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица).
То есть в данном случае требование Еременко И.Ю. должно было быть направлено налоговым органом не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой в установленный законом срок транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в адрес Еременко И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ направлено требование ***, то есть в предусмотренный трехмесячный срок. В требовании Еременко И.Ю. предложено было оплатить налог и пеню в срок до ДД.ММ.ГГГГ (***).
В срок до ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган должен был обратиться в суд.
Тогда как Межрайонная ИФНС России №14 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Индустриального районного суда г. Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Еременко И.Ю. задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме *** рублей *** копеек, пени в сумме *** рублей *** копеек за несвоевременную уплату транспортного налога, пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме *** рубля *** копейки не ранее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку судебный приказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ, а положения ст. 126 ГПК РФ обязывают суд рассмотреть заявление о вынесении судебного приказа в срок не более 5 дней после поступления заявления.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от должника возражениями судом вынесено определение об отмене судебного приказа, которым инспекции разъяснено право на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по недоимке, пени в порядке искового производства.
При таких обстоятельствах административным истцом по требованию ***, которым срок для уплаты налога и пени был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок для обращения в суд ограничен ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения с в суд с заявлением о выдаче судебного приказа (подан не раньше ДД.ММ.ГГГГ) срок пропущен.
В силу п.1 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как указано в абз.2 п.6 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3. ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Между тем, и после отмены судебного приказа 05.10.2015 административный истец обратился в суд по истечение более чем шести месяцев, в связи с чем и право на взыскание пени в сумме за неуплату транспортного налога административным истцом утрачено.
Кроме того, пеня может быть начислена на недоимку по налогу, право на взыскание которой не утрачено, не пропущен срок для его принудительного взыскания. Тогда как доказательств того, что истцом не утрачено право на взыскание недоимки по налогу, на которую начислена пеня, не представлено.
Таким образом, истцом на момент предъявления в суд исковых требований пропущен установленный законом срок, и уважительных причин для его восстановления не установлено.
Доказательств обратного истцом не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
В силу ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Пропуск срока для подачи административного иска является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Пунктом 1 ст.387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п.1 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ) налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Административный истец просит взыскать пеню за несвоевременную уплату земельного налога. При этом не указывает налоговый период, по которому ответчиком нарушена обязанность по уплате земельного налога, что, соответственно, явилось основанием для начисления пени. Вместе с тем указывает, что предъявлена к взысканию пеня по требованию ***, в котором указан установленный законом срок для уплаты налога ДД.ММ.ГГГГ (***).
На основании чего суд приходит к выводу, что административным истцом предъявлена к взысканию пеня за неуплату в установленный срок земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ.
Административным истцом в материалы дела представлены налоговые уведомления на уплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ, тогда как налоговое уведомление на уплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ не представлено.
Между тем, как уже указывалось выше, в силу положений п.2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее *** дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Поскольку налоговое уведомление на уплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ не представлено, нельзя считать, что у налогоплательщика возникла обязанность по уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, при утрате права на взыскание основного обязательства – налога, утрачивается и право на взыскание пени, начисленной на сумму налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Между тем, в материалах дела отсутствует требование об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ.
Несоблюдение истцом срока, установленного ст.ст. 69, 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Направление ДД.ММ.ГГГГ требования *** об уплате пени за несвоевременную уплату земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ, последующее обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа (отменен ДД.ММ.ГГГГ) правого значения не имеют, поскольку не представлено доказательств направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
Руководствуясь статьями 114, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №14 по Алтайскому краю к Еременко И.Ю. о взыскании транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ и пени за несвоевременную уплату транспортного и земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
-
Судья И.А.Анашкина
-
-
Решение в окончательной форме составлено 5 июля 2016 года.
-
Верно. Судья И.А. Анашкина
-
-
Секретарь с/з Е.С. Подкорытова
-
По состоянию на 05.07.2016 решение не вступило в законную силу.
-
Подлинный документ находится в материалах гражданского дела №2а-3056/2016 Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края.