Дело № 2а-1695/2021
УИД 37RS0005-01-2021-002189-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2021 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Зябликова А.Ю.,
при секретаре Шилец У.В.,
с участием:
представителя административного истца ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области Слатвинского С.С.,
административного ответчика Русова А.М.,
прокурора – помощника Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Колесовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Русова А.М., ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, зарегистрированного, проживавшего до осуждения и намеренного проживать после освобождения по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области обратился в суд с административным исковым заявлением (далее - заявление) об установлении административного надзора в отношении Русова А.М.на срок до погашения судимости со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, установлении административных ограничений в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов до 06 часов утра, запрещения выезда за пределы административнойтерритории Костромской области, запрещения пребывания в местах общественного питания, где продают спиртные напитки, запрещения пребывания в местах проведения массовых мероприятий, запрещения пребывания на территориях образовательных и учебных заведений, запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий с участием детей.
Заявление мотивировано тем, что приговором Мантуровского районного суда Костромской области от 29.06.2015, с учетом апелляционного определения Костромского областного суда от 18.05.2017,Русов А.М. осужден за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты>, к 5годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.За время отбывания наказания допустил одно нарушение установленного порядка отбывания наказания. Поощрений не имеет. Состоит на профилактическом учёте как лицо, склонное к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность. По прибытию в учреждение в добровольном порядке не трудоустроен из-за нежелания работать. Возможность в его трудоустройстве неоднократно разъяснялась. В ПУ, УКП не обучался. Мероприятия воспитательного характера посещает, реагирует на них правильно. Церковь, библиотеку исправительного учреждения не посещает, самообразованием не занимается. В культурно-массовых мероприятиях отряда и колонии участия не принимает. Является пенсионером по возрасту. В конфликтных ситуациях не замечен. В общении с представителями администрации тактичен. Отношения поддерживает с осужденными различных категорий, авторитетом не пользуется. Санитарно-бытовые нормы соблюдает в полном объёме, внешне опрятен. Форму одежды установленного образца соблюдает. К работам без оплаты труда по благоустройству территории исправительного учреждения относится добросовестно, случаев уклонения не было. Социальные связи поддерживает путём переписки и свиданий. Вину по приговору суда признал частично. В бухгалтерии ФКУ ИК - 5 исполнительных листов не имеется. До осуждения административный ответчик по месту жительства и работы характеризовался положительно. С целью предотвращения совершения осужденным новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в соответствии со ст.ст. 3, 4, 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный истец просит установить в отношении Русова А.М. административный надзор, а также приведенные выше административные ограничения.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области Слатвинский С.С., действующий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, заявленные требования поддержал, просил заявление удовлетворить по изложенным доводам. Уточнил, что административный истец просит установить в отношении Русова А.М. административное ограничение видезапрещения посещения мест проведения массовых мероприятий именно с участием детей.
Административный ответчик Русов А.М. возражал против установления административного надзора, мотивировав тем, что административные ограничения будут препятствовать его трудовой деятельности. Пояснил, что планирует продолжить работать кочегаром в Мантуровских теплосетях с посменным графиком работы и продолжительностью смены 24 часа. В случае удовлетворения заявленных требований просил уменьшить количество ежемесячных явок в отдел полиции. Возражал против установления административного ограничения в видезапрещения выезда за пределы административной территории Костромской области в связи с тем, что его дочь проживает в г. Омск и существует вероятность, что он поедет к ней в гости. Против установления административных ограничений в видезапрещения пребывания в местах общественного питания, где продают спиртные напитки, запрещения пребывания на территориях образовательных и учебных заведений, запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий с участием детей не возражал.
Прокурор Колесова Н.Н. полагала заявление обоснованным, с учетом характеристик осужденного, а также наличия факта совершения Русовым А.М. особо тяжкого преступления противполовой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, прокурора, исследовав представленные доказательства, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
Установлено, чтоприговором Мантуровского районного суда Костромской области от 29.06.2015, с учетом апелляционного определения Костромского областного суда от 18.05.2017, Русов А.М. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 135 УК РФ, к 5 годам лишения свободы без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 9-12, 13-16).
Суд приходит к выводу о наличии достаточной совокупности доказательств, свидетельствующих о необходимости установления в отношении Русова А.М. административного надзора при его освобождении из мест лишения свободы.
В силу ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Совершенное Русовым А.М. преступление, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 135 УК РФ, согласно ч. 5 ст. 15 УК РФ отнесено к категории особо тяжких преступлений.
В соответствии с п. «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, судимость погашается по истечении десяти лет после отбытия наказания.
С учетом содержания вышеуказанных норм закона, характера и степени общественной опасности совершенногоим преступления, а также характеризующего материала административный надзор в отношении него подлежит установлению на срок погашения судимости, равный 10 годам после отбытия наказания.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В соответствии с ч. 4 ст. 271 КАС РФ в административном исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются предлагаемые к установлению виды административных ограничений.
Исходя из содержания п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
В соответствии с характеристикой, утвержденной 09.07.2021 начальником ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области, осужденный Русов А.М. прибыл в исправительное учреждение 06.07.2017.За время отбывания наказания допустил одно нарушение установленного порядка отбывания наказания. Поощрений не имеет. Состоит на профилактическом учёте как лицо, склонное к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность. По прибытию в учреждение в добровольном порядке не трудоустроен из-за нежелания работать. Возможность в его трудоустройстве неоднократно разъяснялась. В ПУ, УКП не обучался. Мероприятия воспитательного характера посещает, реагирует на них правильно. Церковь, библиотеку исправительного учреждения не посещает, самообразованием не занимается. В культурно-массовых мероприятиях отряда и колонии участия не принимает. Является пенсионером по возрасту. В конфликтных ситуациях не замечен. В общении с представителями администрации тактичен. Отношения поддерживает с осужденными различных категорий, авторитетом не пользуется. Санитарно-бытовые нормы соблюдает в полном объёме, внешне опрятен. Форму одежды установленного образца соблюдает. К работам без оплаты труда по благоустройству территории исправительного учреждения относится добросовестно, случаев уклонения не было. Социальные связи поддерживает путём переписки и свиданий. Вину по приговору суда признал частично. В бухгалтерии ФКУ ИК-5 исполнительных листов не имеется(л.д. 17).
Факт совершения административным ответчиком одного нарушения установленного порядка отбывания наказания и отсутствия поощрений подтверждается соответствующей справкой исправительного учреждения (л.д. 18).
Согласно отметке в паспорте он зарегистрирован по месту жительства по адресу: Костромская область, г. Мантурово, ул. 19-й Партсъезд, д. 1,кв. 15 (л.д. 19-20).
В соответствии с характеристикой УУП МОМВД России «Мантуровский» Русов А.М. зарегистрирован по адресу: <адрес>. До осуждения проживал со своей супругой. Согласно АБД по Костромской области к административной ответственности не привлекался. Жалоб со стороны соседей и родственников не поступало. На учетах в отделе полиции не состоял. По месту жительства характеризовался посредственно. На данный момент по адресу Костромская <адрес> никто не проживает. Квартира находится в пригодном для жилья состоянии. Со слов жителей дома супруга Русова А.М. проживает у престарелой матери, ухаживает за ней. С учетом осуждения за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних целесообразно установить следующие административные ограничения: обязательную явку 2 раза в месяц в отдел полиции по месту жительства для регистрации, запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий, запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица с 23 до 06 часов, запрещение выезда за установленные судом пределы территории (л.д. 22).
Совершение Русовым А.М.особо тяжкого преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, повышенная степень общественной опасности указанных действий в совокупности со сведениями о его поведении в период отбывания наказания, наличие факта нарушения установленного порядка отбывания наказания, явно свидетельствуют о пренебрежении с его стороны нормами и правилами поведения, игнорировании установленных законных требований, свидетельствуют о необходимости тщательного контроля со стороны органов внутренних дел за дальнейшим поведением.
С учетом характера и обстоятельств совершенного административным ответчиком преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста (в состоянии алкогольного опьянения), суд считает целесообразным для предупреждения совершения новых преступлений и правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов установить поднадзорному лицу на весь срок административного надзора следующие из предложенных административным истцом административные ограничения: обязательную явку 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные данным органом; запрещение выезда за пределы административной территории Костромской области; запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий с участием детей, запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков в разлив.
Определяя количество явок для регистрации в количестве двух в месяц, суд полагает данные меры необходимыми для обеспечения надлежащего контроля за поведением административного ответчика, соразмерными характеру совершенного преступления и сведениям о поведении лица, а также соответствующими задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, оказание индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При этом суд отмечает, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него необходимости выезда за пределы Костромской области, в том числе возможного трудоустройства. Указание на наличие родственников в других регионах России суд к таковым не относит.
С учётом разъяснений, содержащихся в абз. 9 п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд считает необходимым установить Русову А.М. также административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов до 06 часов следующих суток, за исключением времени выполнения трудовых обязанностей.
При этом суд отмечает, что установление подобных административных ограничений не нарушает закрепленные Конституцией Российской Федерации права административного ответчика на труд и на свободу передвижения.
Рассматривая требование административного истца об установлении в отношении административного ограничения в виде запрещения пребывания на территориях образовательных и учебных заведений, суд приходит к выводу об установлении административного ограничения в виде запрета пребывания на территориях учреждений дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, необходимость получения которого у административного ответчика отсутствует, а наличие обучающихся, не достигших шестнадцатилетнего возраста, соответствует именно данным формам образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 270-273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Русова А.М. удовлетворить.
Установить в отношении Русова А.М. административный надзор на срок погашения судимости, равный 10 годам после отбытия наказания, с установлением следующих административных ограничений:
- обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 раза в месяц в дни, установленные данным органом;
- запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06 часов следующих суток, за исключением времени выполнения трудовых обязанностей;
- запрещения выезда за пределы административной территории Костромской области;
- запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков в разлив;
- запрещения пребывания на территориях учреждений дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий с участием детей.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному лицом месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Русову Александру Михайловичу, что он обязан явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья А.Ю. Зябликов
Решение суда в окончательной форме будет составлено 28.07.2021.