Решение по делу № 5-6/2022 (5-615/2021;) от 03.11.2021

Дело № 5-6/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

13 января 2022 года г. Давлеканово

Судья Давлекановского районного суда Республики Башкортостан Галимзянов В.Р., по адресу: Республика Башкортостан, г. Давлеканово, ул. Садовая, д. 19,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Минияровой А.А.,

рассмотрел дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Миниярова А.А., <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Миниярова А.А. привлекается к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за то, что 01 ноября 2021 года с 10 часов 53 минут до 11 часов 09 минут в магазине «<данные изъяты> по <адрес>, осуществлялась деятельность по торговле мебелью по образцам в нарушение п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции «COVID-19», а именно:

в помещении для осуществления торговли на протяженности всего зала не выполнена разметка для соблюдения социальной дистанции 1,5-2 метра между физическими лицами, таким образом, не соблюдаются принципы социального дистанцирования как работников, так и посетителей магазина;

не организован дезинфицирующий режим на предприятии торговли, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря: на момент проведения мониторинга в магазине отсутствовали дезинфицирующие средства для проведения ежедневной уборки помещения, для обработки поверхностей, отсутствует журнал по дезинфекции;

не проводится обеззараживание воздуха (отсутствуют бактерицидные облучатели воздуха рециркуляторного типа в местах нахождения сотрудников, посетителей);

не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при выходе на работу (отсутствует журнал прохождения «входного фильтра», где фиксируется температура тела сотрудников при приходе на работу).

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, Миниярова А.А. вину признала, пояснила, что в магазине как продавец она находилась одна, письменно руководитель на нее обязанности по соблюдению антиковидных мер не возлагал. В настоящее время нарушения устранены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 указанного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к обязанностям граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в числе иных, отнесены обязанности соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).

Пункты 3 и 4 Правил предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны: соблюдать требования законодательства о санитарно-эпидемическом благополучии человека; выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Главой Республики Башкортостан издан указом от 18 марта 2020 года № УГ-111 о введении на территории Республики Башкортостан режима «Повышенная готовность» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).

В соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № УГ-111 (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) на территории Республики Башкортостан введен режим «Повышенная готовность» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). На работодателей (ИП, самозанятым), осуществляющим свою деятельность на территории Республики Башкортостан, возложена обязанность, в том числе: отказывать в обслуживании гражданам-потребителям, нарушающим требования по использованию средств индивидуальной защиты (масок); обеспечить неукоснительное соблюдение разработанных Роспотребнадзором рекомендаций для работодателей по профилактике коронавирусной инфекции на рабочих местах от 29 сентября 2020 года, размещенных на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (www.02.rospotrebnadzor.ru/content/228/39566/), в том числе: ограничить любые корпоративные мероприятия в коллективах, участие работников в иных массовых мероприятиях; не допускать на рабочее место (территорию) работников с признаками инфекционного заболевания (повышенная температура тела, кашель, одышка и др.); обеспечить ношение средств индивидуальной защиты (масок), а также использование перчаток, если это не препятствует рабочей деятельности; контролировать соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, а также использование перчаток, если это не препятствует рабочей деятельности); обеспечить нанесение разметки для соблюдения социального дистанцирования; разместить на своей территории памятки, листовки по вопросам профилактики COVID-2019; проводить обязательную дезинфекцию контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение рабочего дня с периодичностью каждые 2 часа; использовать в помещениях оборудование по обеззараживанию воздуха (по возможности), обеспечить регулярное (каждые 2 часа) проветривание рабочих помещений; обеспечить необходимый запас дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук работниками.

Юридическим лицам, ИП, самозанятым, осуществляющим деятельность в местах массового скопления людей (объекты торговли, медицинские организации, финансовые организации, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг и т.п.), а также деятельность по перевозке авиационным, железнодорожным, водным, автомобильным транспортом: усилить проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий; каждый день регулярно проводить мероприятия по дезинфекции; обеспечить наличие памяток, листовок по вопросам профилактики COVID-2019; отказывать в обслуживании (допуске) клиентам (посетителям, пассажирам) без средств индивидуальной защиты (масок) (пп. 10, 11).

Указанные меры не отменены и сохраняют свое действие по настоящее время.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 № 15, утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Пунктом 4.1 указанных правил установлено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 4.4. вышеуказанных правил мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются в том числе – соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств.

Указанные мероприятия, осуществляются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выполнение которых обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Основанием для привлечения Минияровой А.А. к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ послужили выводы о том, что межведомственной комиссией по соблюдению Указа Главы Республики Башкортостан издан указом от 18 марта 2020 года № УГ-111 мониторинга по проведению (соблюдению) на объектах торговли и местах массового скопления людей профилактических мероприятий, ограничений и запретов, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, по результатам которого ведущим специалистом-экспертом Чишминсого территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ составлен протокол об административном правонарушении о том, что 01 ноября 2021 года с 10 часов 53 минут до 11 часов 09 минут в магазине «<данные изъяты>. по <адрес>, осуществлялась деятельность по розничной торговле в нарушение п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции «COVID-19».

При этом по смыслу взаимосвязанных положений ст. 2, 11, 29 и 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил является составной частью осуществляемой ими деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия должны проводиться своевременно и в полном объеме.

Положения СП 3.1.3597-20, нарушение пункта 4.4 которых вменено в вину Минияровой А.А., определяя требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, обязанность по организации предусмотренных в разделе IV противоэпидемических мероприятий в отношении COVID-19 возлагает на территориальные органы Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1). Поименованные в абз. 2 п. 4.4. санитарных правил мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, к которым отнесены: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, в силу прямого указания СП 3.1.3597-20 осуществляются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выполнение названных мероприятий указанными органами власти обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Таким образом, Миниярова А.А. не может быть субъектом административной ответственности за неисполнение пункта 4.4 СП 3.1.3597-20.

Иных санитарных правил, чем СП 3.1.3597-20, которые в отношении граждан не имеют прямого действия, равно как санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которые бы не исполнило общество, не приведено.

С учетом вышеизложенного следует сделать вывод о том, что условий, необходимых для квалификации действий Миняровой А.А. по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, не установлено.

В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, разъяснено, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос № 17).

Привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (вопрос № 22).

О возможности переквалификации с ч. 2 ст 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ виновных действий лица, характеризующихся невыполнением правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, разъяснено в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос 21).

Вместе с тем, оснований для привлечения Минияровой А.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, суд также не усматривает.

В обоснование вывода о виновности Минияровой А.А. в совершении административного правонарушения положены доказательства: протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, копия трудового договора, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимки.

Допрошенный в судебном заседании специалист-эксперт Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> К.О.А. пояснила, что в ходе проверки выявлены нарушения в магазине «Июль», а именно отсутствовали разметка для соблюдения социальной дистанции 1,5-2 метра между физическими лицами, дезинфицирующие средства, не заполнялись соответствующие журналы. В этой связи в отношении продавца Минияровой А.А. составлен протокол об административном правонарушении. Протокол составлен в отношении продавца, поскольку иных лиц в магазине не было.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательства по делу не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, в совокупности.

Из предоставленных суду документов, в том числе трудового договора, заключенного ИП К.В.А с продавцом Минияровой А.А., не следует, что на Миниярову А.А. возложена обязанность по выполнению правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

При таких обстоятельствах, Миниярова А.А. не является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, доказательств такого по делу суду не представлено.

На основании положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Минияровой А.А. состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении в отношении Миниярова А.А. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вручения его копии.

Судья В.Р. Галимзянов

5-6/2022 (5-615/2021;)

Категория:
Административные
Ответчики
Миниярова Альфия Альбертовна
Суд
Давлекановский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Галимзянов В. Р.
Статьи

6.3

Дело на странице суда
davlekanovsky.bkr.sudrf.ru
03.11.2021Передача дела судье
09.11.2021Подготовка дела к рассмотрению
24.11.2021Рассмотрение дела по существу
10.12.2021Рассмотрение дела по существу
23.12.2021Рассмотрение дела по существу
13.01.2022Рассмотрение дела по существу
13.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее