Решение по делу № 3а-255/2022 от 06.05.2022

Дело № 3а-255/2022

УИД 76OS 0000-01-2022-000163-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Ярославль                                                                                                     07 июля 2022 года

    Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Бисеровой О.И.,

при секретаре Мурзиной И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мокичевой Любови Алексеевны, Кашутиной Натальи Валерьевны, Таланова Олега Александровича, Золотова Владислава Игоревича, Заремба Нины Дмитриевны, Корсаковой Валентины Ивановны, Кругловой Ольги Владимировны, Круглова Александра Владимировича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Мокичева Л.А., Кашутина Н.В., Таланов О.А., Золотов В.И., Заремба Н.Д., Корсакова В.И., Круглова О.В., Круглов А.В. обратились с административным исковым заявлением о присуждении им компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В обоснование требований ссылаются на то, что решением Красноперекопского районного суда города Ярославля от 21 сентября 2012 года (с учетом изменений внесенных в решение апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 27 ноября 2012 года) на мэрию города Ярославля возложена обязанность провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, по адресу: <адрес>, а на Территориальную администрацию Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля возложена обязанность провести замену деревянных полов, окон, межкомнатных дверей, выборочный капитальный ремонт междуэтажных перекрытий в жилых помещениях квартир , , , , . Административные истцы проживают в жилом доме по указанному адресу. Возбуждено исполнительное производство, однако данное решение не исполнено до настоящего времени. Ранее в пользу истцов присуждалась компенсация за неисполнение судебного акта в разумный срок, однако должниками решение суда не исполняется, исполнительное производство до настоящего времени не окончено, решение суда не исполнено. С момента подачи искового заявления в Красноперекопский районный суд г. Ярославля в 2012 году до обращения с настоящим иском прошло более 9 лет, на протяжении которых ответчики так и не приступили к исполнению решения суда. Причиной длительного неисполнения решения суда являются виновные действия должников мэрии г. Ярославля и администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля. В связи с непринятием каких-либо мер по исполнению решения суда административным истцам причиняются нравственные и физические страдания, конструктивное состояние дома ухудшается. Из-за длительного бездействия должников административные истцы вынуждены проживать в неблагоприятных условиях, опасаться за свои жизнь и здоровье, сохранность своего имущества. Размер компенсации оценен административными истцами в размере 100 000 рублей в пользу каждого.

Административные истцы о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, не явились. Представитель административных истцов на основании доверенностей Степанычев В.В. административные исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что мер, направленных на исполнение судебного акта мэрий г. Ярославля и территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля, предпринято не было. В мае 2022 года судебный пристав-исполнитель осуществлял выход по адресу: <адрес>, было установлено, что произведена замена кровли за счет средств Регионального фонда капитального ремонта, при этом иные работы, касающиеся теплоизоляции чердачного помещения, замены инженерных систем, утепления фасада, ремонта в квартирах выполнены не были. Неисполнение решения суда в течение длительного времени приводит к тому, что техническое состояние общего имущества многоквартирного дома еще больше ухудшается; управляющая организация не может надлежащим образом исполнить обязанность по проведению текущего ремонта.

Административный ответчик территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв. Просит в удовлетворении административного иска отказать, при установлении оснований для взыскания компенсации – снизить ее размер.

Административные ответчики мэрия города Ярославля, департамент финансов мэрии города Ярославля о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще, своих представителей в судебное заседание не направили. Суду представлен письменный отзыв на административный иск, в котором мэрия города Ярославля просит учесть, что ранее Ярославским областным судом уже вынесены решения о взыскании в пользу административных истцов компенсации за нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок; ссылается на недостаточное финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и большое количество судебных решений, указывает, что должником принимаются меры, направленные на исполнение судебного акта. Просит в удовлетворении административного иска отказать, при установлении оснований для взыскания компенсации – снизить ее размер.

Заинтересованные лица Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области, департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля в судебное заседание своих представителей не направили, письменных пояснений по административному иску не представили. По запросу суда Межрайонным отделом по ОИП УФССП России по Ярославской области представил исполнительное производство, возбужденное в отношении мэрии города Ярославля.

    Заслушав представителя административных истцов, исследовав письменные материалы дела, а также материалы исполнительного производства в отношении мэрии города Ярославля, суд приходит к выводу о том, что требования административного иска подлежат частичному удовлетворению.

    В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закона № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (пункт 39) принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.

    Из материалов дела видно, что 21 сентября 2012 года состоялось решение Красноперекопского районного суда города Ярославля, которым с учетом изменений внесенных апелляционным определением от 27 ноября 2012 года, на мэрию города Ярославля возложена обязанность в срок до 30 ноября 2013 года провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, где по данным удовлетворенным требованиям истцами, в том числе являлись административные истцы по настоящему административному делу: ФИО13, Заремба Н.Д., Золотов В.И., Таланов О.А.

           В решении изложен объем работ, подлежащий выполнению в рамках капитального ремонта, в том числе возложена обязанность по выборочному капитальному ремонту перегородок в квартирах: Мокичевой Л.А. (), Кашутиной Н.В. (), Корсаковой В.И. (), Кругловых (), а на территориальную администрацию Красноперекопского района мэрии города Ярославля - произвести замену деревянных полов, окон, межкомнатных дверей, выборочный капитальный ремонт междуэтажных перекрытий в жилых помещениях указанных лиц (квартир ,,).

    На решение суда в части понуждения мэрии города Ярославля проведения капитального ремонта жилого дома, в том числе выборочного капитального ремонта перегородок в квартирах: №, , , , , выдан ФИО14 исполнительный лист, который 23 июля 2013 года был предъявлен судебному приставу-исполнителю. 25 июля 2013 года возбуждено исполнительное производство.

          В части понуждения администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля проведения замены деревянных полов, окон, межкомнатных дверей в квартирах № ,,,, , выдан ФИО14 исполнительный лист, который 23 июля 2013 года был предъявлен судебному приставу-исполнителю. 26 июля 2013 года возбуждено исполнительное производство.

          Кроме того, постановлением судебного пристава-исполнителя Красноперекопского РОСП города Ярославля от 04 марта 2016 года возбуждено исполнительное производство в отношении должника мэрии города Ярославля (взыскатель Круглов А.В.), где предметом исполнения является выборочный капитальный ремонт перегородок, в том числе квартирах №, , , ,.

    Постановлением судебного пристава-исполнителя Красноперекопского РОСП города Ярославля от 04 марта 2016 года возбуждено исполнительное производство в отношении должника территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля (взыскатель Круглов А.В.), где предметом исполнения является проведение замены деревянных полов, окон, межкомнатных дверей, в том числе квартирах №, , , , .

            В настоящее время на основании судебного определения Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 22 мая 2019 года взыскатель ФИО14 заменена на ФИО13

Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (статья 36) определено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Исполнительное производство по исполнению решения Красноперекопского районного суда города Ярославля от 21 сентября 2012 года возбуждено в отношении мэрии города Ярославля 25 июля 2013 года, а в отношении администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля 26 июля 2013 года.

Материалами дела подтверждается, что решениями Ярославского областного суда от 29 ноября 2018 года по делу №3а-207/2018 и от 05 августа 2020 по делу №3а-221/2020 установлено нарушение права административных истцов Мокичевой Л.А., Кашутиной Н.В., Таланова О.А., Золотова В.И., Заремба Н.Д., Корсаковой В.И., Кругловой О.В., Круглова А.В. на исполнение в разумный срок решения Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 21 сентября 2012 года, которым мэрия города Ярославля и Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля обязаны к проведению капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

При рассмотрении настоящего дела установлено следующее движение по исполнительному производству после 05 августа 2020 года:

    14 марта 2021 года судебным приставом–исполнителем мэрии города Ярославля установлен новый срок для исполнения решения суда до 23 марта 2021 года.

            07 июня 2021 года судебным приставом–исполнителем мэрии города Ярославля установлен новый срок для исполнения решения суда до 15 июля 2021 года, постановление получено должником 08 июня 2021 года.

    Кроме того, 05 мая 2022 года судебным приставом-исполнителем должнику – мэрии г.Ярославля вручены требования о предоставлении документов, подтверждающих принятие мер по исполнению решения суда, а также документов, подтверждающих- направление заявки на выделение бюджетных ассигнований в соответствующий финансовый орган, а также информацию об их выделении.

    05 мая 2022 года вручено постановление о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа – до 15 июня 2022 года.

    12 мая 2022 года судебным приставом-исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому осуществлен выход по адресу: <адрес>, установлено, что была заменена кровля Региональным фондом капитального ремонта, в остальной части решение суда не исполнено.

Материалами исполнительного производства также подтверждается, что 04 июня 2021 года мэрия города Ярославля постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Ярославской области № 244/21/76025-АП привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Суд отмечает, что мэрии города Ярославля необходимо осуществить в рамках исполнительного производства большой и сложный объем работ. Мэрия города Ярославля, как муниципальный заказчик, обязана при выполнении данных работ к соблюдению требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, производство работ по капитальному ремонту в соответствии с градостроительным законодательством требует изготовления до начала работ проектно – сметной документации, проведения экспертизы такой документации. Выделение денежных средств для производства указанных работ и иных связанных с их выполнением мероприятий осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством.

           Приведенные факты, безусловно, увеличивают сроки исполнения судебного решения по сравнению с тем движением, которое имело бы место в случае, если должником по исполнительному производству являлось бы иное лицо, а не орган местного самоуправления.

    Однако вышеперечисленные обстоятельства, влияющие на длительность исполнения решения суда, в данном деле не стали основанием для столь длительного его неисполнения.

           Исследование материалов исполнительного производства, дает суду основания для вывода о том, что действия мэрии города Ярославля и администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля по исполнению судебного решения не были эффективными и достаточными.

    Представленные суду материалы исполнительного производства свидетельствуют о том, что фактически должники устранились от исполнения судебного решения. Материалами дела установлено, что, действительно, в спорный период в жилом доме произведен ремонт кровли, однако иные возложенные судебным решением на мэрию г. Ярославля и территориальную администрацию Красноперекопского и Фрунзенского районов работы не выполнены. Согласно имеющимся материалам с момента вынесения Ярославским областным судом решения от 05 августа 2020 года мэрией города Ярославля и территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов не предпринято ни одного действия, направленного на производство работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и отдельных помещений и на подготовку к данным работам.

Поведение административных истцов не явилось причиной столь длительного исполнения решения суда. Со стороны административных истцов не установлено каких-либо препятствий в исполнении данного решения суда, бездействие мэрии города Ярославля и территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля с поведением административных истцов не связано.

Доводы административного ответчика об отсутствии достаточных бюджетных средств для проведения капитального ремонта многоквартирного <адрес> не могут служить основанием для освобождения должника от обязанности исполнить судебное решение, либо для приостановления данной обязанности.

Доводы мэрии г.Ярославля о том, что в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2013 № 1779-п в многоквартирном <адрес> выполнены работы по ремонту крыши и систем электроснабжения, во внимание приняты быть не могут. Сам по себе данный факт не имеет правового значения для решения вопроса о присуждении в пользу административных истцов компенсации или определения ее размера, так как исполнительное производство в отношении мэрии города Ярославля не окончено; от исполнения решения взыскатели не отказались. Кроме того, в акте о совершении исполнительных действий от 12.05.2022 указывается только на замену кровли, в остальной части решение суда не исполнено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в очередной период исполнения решения Красноперекопского районного суда города Ярославля от 21 сентября 2012 года, составивший 1 год 11 месяцев 2 дня, право административных истцов на исполнение судебного акта в разумный срок вновь нарушено и подлежит компенсации.

Согласно статье 2 Федерального закона № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

    С учетом предмета исполнения, значимости его для административных истцов, право на благоприятные условия проживания которых длительно не восстанавливается, и, принимая во внимание, что в пользу административных истцов компенсация за нарушение права на исполнение вышеуказанного судебного акта уже присуждалась, суд полагает, что обоснованной является компенсация в размере 60 000 рублей в пользу каждого из административных истцов, в связи с чем их требования подлежат удовлетворению частично.

           Судом учитывается, что должниками являются органы местного самоуправления, состоящие друг с другом в соподчинении. За нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок каждым должником компенсация подлежит взысканию с города Ярославля в лице департамента финансов мэрии города Ярославля. Возложенные на территориальную администрацию Красноперекопского района мэрии города Ярославля и мэрию города Ярославля обязанности касаются одних и тех же взыскателей, направлены на приведение жилого дома и находящихся в нем помещений в состояние, пригодное для проживания. В рамках исполнения решения суда подлежат выполнению работы капитального характера, которые взаимосвязаны. Финансирование затрат на исполнение решения суда, как в части обязанностей мэрии, так и в части обязанностей территориальной администрации, осуществляется за счет средств местного бюджета, распорядителем которого является мэрия города Ярославля.

          По изложенным основаниям взыскание компенсации осуществляется с мэрии города Ярославля в лице Департамента финансов мэрии города Ярославля, на который возлагается исполнение судебного решения о присуждении компенсации.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

    Административное исковое заявление Мокичевой Любови Алексеевны, Кашутиной Натальи Валерьевны, Таланова Олега Александровича, Золотова Владислава Игоревича, Заремба Нины Дмитриевны, Корсаковой Валентины Ивановны, Кругловой Ольги Владимировны, Круглова Александра Владимировича удовлетворить частично.

    Взыскать в пользу Мокичевой Любови Алексеевны с городского округа город Ярославль в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Взыскать в пользу Кашутиной Натальи Валерьевны с городского округа город Ярославль в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Взыскать в пользу Таланова Олега Александровича с городского округа город Ярославль в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Взыскать в пользу Золотова Владислава Игоревича с городского округа город Ярославль в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Взыскать в пользу Заремба Нины Дмитриевны с городского округа город Ярославль в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Взыскать в пользу Корсаковой Валентины Ивановны с городского округа город Ярославль в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Взыскать в пользу Кругловой Ольги Владимировны с городского округа город Ярославль в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

    Взыскать в пользу Круглова Александра Владимировича с городского округа город Ярославль в лице департамента финансов мэрии города Ярославля за счет средств муниципального бюджета компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Судья                                                                                                  О.И.Бисерова

Решение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2022 года

3а-255/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Золотов Владислав Игоревич
Мокичева Любовь Алексеевна
Заремба Нина Дмитриевна
Круглова Ольга Владимировна
Корсакова Валентина Ивановна
Кашутина Наталья Валерьевна
Таланов Олег Александрович
Круглов Александр Владимирович
Ответчики
Департамент финансов мэрии г. Ярославля
Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля
Мэрия г. Ярославля
Другие
Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Бисерова Ольга Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
06.05.2022Регистрация административного искового заявления
06.05.2022Передача материалов судье
12.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
20.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее