ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2016 года Мытищинский городской суд Московской области
в составе судьи Борисик А.Л.,
при секретаре Дистановой У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-536/16 по исковому заявлению Чупахина М. И. к начальнику № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, обязании заключить договор социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Чупахин М.И. обратился в суд с иском к начальнику № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, в котором просил:
- признать за ним право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма;
- обязать начальника № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации заключить с ним договор социального найма на указанное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указал, что ему, Чупахину М.И., уполномоченным органом Министерства обороны РФ, согласно извещения о распределении жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, было распределено жилое помещение по адресу: <адрес>, на состав семьи <данные изъяты> человек.
Указал, что в целях заключения договора социального найма на распределенное жилое помещение он представил начальнику № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации документы, необходимые для принятия решения о предоставлении распределенного жилого помещения по договору социального найма и для заключении соответствующего договора.
ДД.ММ.ГГГГ начальник № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принял решение об отказе в предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма №, по тем основаниям, что истец обеспечен жилым помещением более учетной нормы, не имеет права на получение жилого помещения повторно и распределенное жилое помещение находится не по месту прохождения истцом военной службы. Этим же решением Чупахин М.И. снят с учета лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Считает решение должностного лица незаконным, поскольку он в соответствии с п.1 ст.23 и п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» как достигший предельного возраста пребывания на военной службе имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма по избранному им постоянному месту жительства, данное право должно быть реализовано вне зависимости от освобождения указанного жилого помещения бывшими членами семьи истца. Жилое помещение распределено истцу в избранном истцом месте жительства без превышения нормы предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указано, что из содержания оспариваемого решения не усматривается оснований, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, для снятия Чупахина М.И. с жилищного учета (л.д. 3-7).
В судебном заседании истец Чупахин М.И., его представитель по доверенности Зеленикина Ю.С. уточнили исковые требования, просили признать незаконным решение начальника № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признать за ним право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма, обязать начальника № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации заключить с ним договор социального найма на указанное жилое помещение (л.д. 42-43, ).
Ответчик- Начальник № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем, суд, с учетом мнения истца и его представителя, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства (л.д. 41).
Выслушав объяснения истца, его представителя, изучив материалы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Чупахин М.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет выслугу в Вооруженных Силах РФ более <данные изъяты> первый контракт о прохождении военной службы заключен им до ДД.ММ.ГГГГ, имеет воинское звание «<данные изъяты>», что выпиской из приказа по личному составу № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
Судом установлено, что согласно извещения о распределении жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ ему распределено жилое помещение по адресу: <адрес>, на состав семьи <данные изъяты> человек, общей площадью <данные изъяты> кв.метров (л.д. 10).
В судебном заседании установлено, что в связи с распределением жилого помещения истец, в соответствии с установленным в Министерстве обороны РФ порядке (приказ МО РФ ДД.ММ.ГГГГ. №), представил начальнику № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ документы, необходимые для принятия решения о предоставлении ему распределенного жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ начальником № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по заявлению истца о распределении жилого помещения было принято решение об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за №, из которого следует, что Чупахину М.И., отказано в предоставлении по договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> по тем основаниям, что он имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма только по месту службы, ранее полученное жилое помещение сдать не может и не имеет права на повторное получение жилого помещения, кроме того, обеспечен жилым помещением более учетной нормы (л.д. 9).
В соответствии с п.п. «а» ч.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Таким образом, согласие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на его увольнение по данному основанию не требуется.
Согласно ч.1 ст. 49 ФЗ от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», для военнослужащих, имеющих воинское звание «Старший прапорщик», предельный возраст пребывания на военной службе установлен 50 лет. Следовательно, истец, находящийся в возрасте 58 лет, подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда РФ иди жилищного фонда субъекта РФ по договору социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление жилых помещений военнослужащим и членам их семей.
В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с п.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Пунктом 9 Правил предусмотрено право на признание военнослужащих, проходящих военную службу по контракту нуждающимися в получении жилых помещений в избранном ими месте жительства.
В соответствии с п.п. «и» п.7 названных Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Таким образом, Чупахин М.И., как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имеющий выслугу лет в календарном исчислении более <данные изъяты> и избравший постоянное место жительства <адрес>, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма в данном населенном пункте за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд критически оценивает доводы ответчика о том, что истец имеет право на получение жилого помещения только по месту прохождения военной службы.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Поскольку понятие «место военной службы» законом не определено, суд приходит к выводу, что до момента увольнения с военной службы истец вправе использовать распределенное ему жилое помещение в <адрес> для проживания, как расположенное в ближайшем к месту службы - <адрес> населенном пункте, так как часть 1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает возможность предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, служебных жилых помещений в близлежащих населенных пунктах, при отсутствии возможности предоставить им жилые помещения в населенном пункте по месту дислокации воинской части.
Также суд находит несостоятельными доводы ответчика о том, что истец не имеет права на получение распределенного жилого помещения как обеспеченный жильем более учетной нормы, поскольку согласно выше приведенных норм Федерального закона «О статусе военнослужащих», пунктов 6,7, 9 Правил, Чупахин М.И. обладает отдельным основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения следовательно, к данным правоотношениям правило об обеспеченности гражданина жилым помещением (абз.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ) неприменимо.
Из извещения о распределении жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Министерством обороны РФ признавалось право Чупахина М.И. на получение жилого помещения в <адрес> – избранном истцом после увольнения месте жительства.
Из пояснений истца, его представителя и представленных документов (свидетельства о расторжении брака, выписки из домовой книги, финансового лицевого счета, ордера № от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что истец зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором зарегистрированы и проживают следующие граждане: бывшая жена истца ФИО1, дочь истца ФИО2, сын истца ФИО2 (л.д. 20, 21, 22, 27).
В ДД.ММ.ГГГГ (то есть задолго до возникновения спорных взаимоотношений) Чупахин М.И. расторг брак с гражданкой ФИО1, с указанного периода времени истец проживает на условиях найма жилого помещения в <адрес>.
В соответствии с пунктом 17 Инструкции № 1 о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ 2010 года № 1280 (Инструкция), в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к Инструкции.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения.
При этом Инструкция не регулирует правоотношения, возникающие в случае не освобождения жилых помещений бывшими членами семьи военнослужащего, полученных совместно с военнослужащим в установленном порядке по предыдущему прохождению им месту военной службы.
Как указано выше, истцу распределено жилое помещение на состав семьи 1 человек, что соответствует ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Бывшие члены его семьи: ФИО1, ФИО2, ФИО2 жилым помещением в силу п.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не обеспечиваются и обеспечены быть не могут.
Кроме того, суд не может не принять во внимание, что ответчиком в период прохождения истцом воинской службы не оспаривалось, что последний не был обеспечен жилым помещением, что подтверждается справками войсковых частей, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии войсковой части (л.д. 18, 23, 26).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец, как обладающий правом на получение жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес>, имеет право на получение распределенного жилого помещения по договору социального найма, поскольку оно должно быть реализовано вне зависимости от освобождения жилого помещения бывшими членами его семьи.
По смыслу ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» отсутствие у истца справки о сдаче жилого помещения, ранее полученного по месту прохождения военной службы, также не может служить основанием для отказа в заключении договора социального найма на распределенное жилое помещение, если указанная справка объективно не может быть представлена по независящим от него причинам. Выводы начальника первого отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о том, что Чупахин М.И. может быть обеспечен жилым помещением в период прохождения военной службы только один раз не основаны на законе, поскольку действующее законодательство содержит такое ограничение исключительно в связи с предоставлением гражданину жилого помещения в избранном месте жительства (п.14 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Доводы указанного должностного лица о том, что Чупахин М.И. и бывшие члены его семьи приватизировали жилое помещение по адресу: <адрес> материалами дела не подтверждаются.
Суд также считает неправомерным решение начальника первого отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в части снятия Чупахина М.И. с жилищного учета, поскольку исключительный перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен ст.56 ЖК РФ.
Из указанного решения оснований для снятия истца с жилищного учета не усматривается, поскольку действующее жилищное законодательство не содержит такого основания для снятия военнослужащего с жилищного учета, как несдача ранее полученного по месту прохождения им военной службы жилого помещения. Поскольку в соответствии с действующим законодательством жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на жилищном учете, исковые требования о восстановлении Чупахина М.И. на учете лиц, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно п.3 ст. 50 ЖК РФ Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в п.3 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
В соответствии с частями 1 и 3 ст.15.1. Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого военнослужащему по его выбору в собственность либо по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилья помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с указанным Федеральным законом по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 указанной статьи, и предусмотренного пунктом 2 указанной статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
Таким образом, истец может быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма не более <данные изъяты> кв.м. общей площадью жилья.
Согласно извещения о распределении жилого помещения, Чупахину М.И. распределена однокомнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.метров, что соответствует требованиям законодательства о норме предоставления военнослужащему жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с Положением о территориально обособленном отделе – отделе № ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, к полномочиям указанного отдела является заключение (изменение, расторжение) договоров социального найма жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания незаконным решения начальника № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязании начальника № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ восстановить истца на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма и заключении с истцом договора социального найма жилого помещения на право занятия квартиры № по адресу: <адрес>.
В рассматриваемом случае, суд также находит подлежащими удовлетворению требования Чупахина М.И. о признании за ним права на пользование жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Чупахина М. И. к начальнику № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о праве на жилое помещение - удовлетворить.
Признать решение начальника № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма – незаконным.
Обязать начальника № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ восстановить Чупахина М. И. на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Признать за Чупахиным М. И. право пользования жилым помещением - квартирой №, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Обязать начальника № отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ заключить с Чупахиным М. И. договор социального найма квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в Мытищинский городской суд Московской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения его копии.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца по истечению срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления
Судья
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ