К делу №
ФИО2 ГОРОДСКОЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ ФИО4
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2020 года <адрес>
ФИО2 городской суд Республики ФИО4 в составе:
председательствующего судьи Сташ И.Х.,
при секретаре судебного заседания ФИО6,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО7,
помощника прокурора г.Майкопа ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Республике ФИО4, о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца было возбуждено уголовное дело № по обвинению его в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ.
В ходе предварительного следствия установлено, что истец совершил преступление против государственной власти и интересов государственной службы, а именно, ДД.ММ.ГГГГ, будучи задержанным по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, и желая избежать ответственности за совершение указанного преступления, совершил дачу взятку должностному лицу - и.о. начальника ОИК ОМВД РФ по <адрес> ФИО8 в крупном размере.
ДД.ММ.ГГГГ истцу было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 30, ч.5 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228, п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ производство по уголовному делу в отношении него было окончено и направлено прокурору <адрес> для принятия решения, в порядке ст. 221 УПК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело № было возвращено прокурором для производства дополнительного следствия, в связи с ненадлежащей оценкой доводов истца о провокации со стороны сотрудников полиции на совершение дачи взятки.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении истца за совершение преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ, было прекращено, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 291УК РФ, то есть по реабилитирующему основанию.
В результате незаконного уголовного преследования истцу причинены нравственные страдания: в течение первых трех суток его задержания, на истца оказывалось психологическое давление и угрозы со стороны сотрудников полиции, в связи с чем, вынужден был звонить родственникам, унижаться и просить денег, которые от него требовали; в течение года истец был в статусе подозреваемого, затем обвиняемого, в связи с чем, переживал, что мог быть привлечен к ответственности и осужден без вины. Также переживал по поводу изъятых денег взятых в долг, так как не мог их вернуть.
Истец просил взыскать с Министерства финансов РФ, за счет средств казны Российской Федерации, компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, в размере 500 000,00 рублей.
ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Республике ФИО4, ФИО7 в судебном заседании указала, что требования истца о компенсации морального в размере в 500 000,00 рублей завышены и не отвечают требованиям разумности, в связи с тем, что истцом не предоставлено доказательств ухудшения здоровья, подтверждающих тяжесть перенесенных нравственных и физических страданий, в средствах массовой информации не сообщалось о привлечении истца к уголовной ответственности, уголовное дело было прекращено в части только по статье п. «б» ч. 4 ст. 191 УК РФ, в остальной части уголовное дело в отношении истца было продолжено. Просила уменьшить размер компенсации морального вреда, с учетом принципа разумности и справедливости.
Помощник прокурора <адрес> М.Б. в судебном заседании полагал требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В части размера компенсации морального вреда полагался на усмотрение суда.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 было возбуждено уголовное дело № по обвинению в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ.
Постановлением старшего следователя следственного отдела по <адрес> следственного управления Следственного комитета РФ по Республике ФИО4 старшего лейтенанта юстиции ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ частично прекращено уголовное преследование по обвинению ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ, по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием в деянии ФИО1 состава преступления.
Уголовное преследование по ч. 1 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228 УК РФ в отношении истца было продолжено.
Постановлением старшего следователя следственного отдела по <адрес> следственного управления Следственного комитета РФ по Республике ФИО4 старшего лейтенанта юстиции ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 возвращены денежные средства в размере 699 000,00 рублей.
Вышеуказанные обстоятельства не оспаривались сторонами.
Согласно ч. 2 ст. 136 УПК РФ, иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В силу ст. 1100 ГК РФ, перечислены основания компенсации морального вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно ч. 2 п. 3 ст. 133 УПК РФ, указаны лица, имеющие право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4-6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 5 ст. 132 УПК РФ, в случае реабилитации лица процессуальные издержки возмещаются за счет средств федерального бюджета.
В силу ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Министерство финансов РФ.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ).
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Незаконность уголовного преследования в отношении истца в части обвинения в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 291 УК РФ, установлена постановлением старшего следователя следственного отдела по <адрес> следственного управления Следственного комитета РФ по Республике ФИО4 старшего лейтенанта юстиции ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В силу положений п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
При определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному суду необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Согласно доводам иска, на истца, в связи с привлечением к уголовной ответственности и задержанием, оказывалось психологическое давление, угрозы со стороны сотрудников полиции, истец переживал за нахождение его в статусе обвиняемого и подозреваемого, а также за взятые у родственников в долг денежные средства в размере 699 000,00 рублей, которые ему были возвращены лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что уголовного преследование в отношении истца прекращено лишь в части, что не повлекло за собой незаконность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, совокупность установленных по делу обстоятельств, доводы иска, суд, определяя размер компенсации морального вреда, учитывает степень испытанных истцом нравственных страданий, и считает размер денежной компенсации морального вреда в сумме 500 000,00 рублей чрезмерно завышенной, и полагает возможным снизить размер компенсации морального вреда, с учетом требований разумности, справедливости, и с учетом обстоятельств настоящего дела.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Республике ФИО4, о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 10 000,00 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики ФИО4 через ФИО2 городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись И.Х. Сташ
УИД 01RS0№-22
Подлинник находится в материалах дела №
В ФИО2 городском суде РА