РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сызрань 15 мая 2018 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе :
председательствующего судьи Бабкина С.В.,
при секретаре Симоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1285/18 по иску Гагариной Н. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) о назначении досрочной пенсии,
Установил :
Истец Гагарина Н.А. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) (далее УПФ РФ г. Сызрани) о назначении досрочной пенсии и просила признать за ней право на досрочное назначение пенсии как лицу, проживающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом и назначении пенсии с момента возникновения права, то есть с <дата>, ссылаясь в обоснование иска на то, что с <дата> по <дата> она проживала на территории <адрес>, в зоне усиленного радиоэкологического контроля зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и поэтому в соответствии со ст. 34 Федерального закона от <дата> N 1244-1 имеет право на получение страховой пенсии с уменьшением возраста на 2 года. Она своевременно обратилась с УПФ РФ г. Сызрани с заявлением о назначении досрочной пенсии, но решением УПФ РФ г. Сызрани № *** от <дата> ей было отказано в назначении пенсии досрочно, с уменьшением возраста на 2 года. Причиной отказа послужило ненадлежащее оформление справки, подтверждающей факт её проживания в данной зоне. Считает данный отказ не обоснованным, в связи с чем обратилась с данным иском в суд.
В судебном заседании истец Гагарина Н.А. и ее представитель в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ Стасиолик С.С. в судебном заседании исковые требования уточнили, просили засчитать Гагариной Н.А. в специальный стаж период проживания на территории с льготным социально-экономическом статусом с <дата> по <дата> и назначить ей пенсию с момента достижения 53-летнего возраста, то есть с <дата> Также представитель истца в судебном заседании дополнил, что Перечень населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, перечислен в Постановлении Кабинета Министров Украины от <дата> N 106. Гагариной Н.А. было рекомендовано заранее обратиться в УПФ РФ г. Сызрани для подготовки документов. Когда же Гагарина Н.А. обратилась с заявлением в УПФ РФ г. Сызрани, то ею был получен отказ в назначении досрочной пенсии, но в решении не было указано, какое право бы возникло у истицы в 53 года. Право Гагариной Н.А. на назначение пенсии может наступить по достижению ею 53 лет, но в отказе Пенсионного фонда не сказано, что это право может у нее наступить.
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) по доверенности Трошина О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в решении УПФ РФ г. Сызрани № *** от <дата>, и пояснила, что у истицы отсутствовало право для назначения пенсии досрочно на момент подачи ею в пенсионный орган заявления.
Суд, заслушав пояснения истицы, представителей сторон, проверив письменные материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 166 от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 г. необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 года) по 30 июня 1986 года независимо от продолжительности такого проживания, либо проживания на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11 июля 2006 г. N 403-О отмечает, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 названного Закона, а также пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В силу статьи 49 Закона Российской Федерации N 1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, переселившимся с территории Украины, из других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные указанным Законом.
Судом установлено, что истица Гагарина Н.А. 11.10.2017г. обратилась в УПФ РФ г. Сызрани с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации N 166 от <дата> "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением УПФ РФ г. Сызрани № *** от <дата> истице Гагариной Н.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости с <дата> ввиду отсутствия документов, подтверждающих проживание в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а именно справки установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (приложение к письму Госкомчернобыля России от <дата> № ВД-10-2079).
Из справки, выданной администрацией Белоцерковского городского совета <адрес> N 4312 от <дата> следует, что Гагарина Н.А. действительно с <дата> по <дата> проживала и была зарегистрирована в <адрес>.
Согласно справки № *** Исполнительного комитета Белоцерков-ского городского совета народных депутатов <адрес> от 27.07.1992г. территория <адрес> является зоной усиленного радиоэкологического контроля.
Постановлением Кабинета Министров Украины от <дата> N 106 <адрес> отнесен к зоне усиленного радиоэкологического контроля.
Статья 2 Закона Украины от 27 февраля 1991 года N 791а-XII "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы" также предусматривает 4 зоны : зона отчуждения, зона безусловного отселения, зона гарантированного отселения, зона усиленного радиоэкологического контроля. Зона усиленного радиоэкологического контроля - это зона с плотностью загрязненности почвы сверх до аварийного уровня изотопами цезия от 1.0 до 5.0 ки/км2, или стронция от 0.02 до 0.15 ки/км2, или плутония от 0.005 до 0.01 ки/км2 при условии, что расчетная эквивалентная доза облучения человека превышает 0.5 мЗ в (0,05 бер) за год сверх дозы, которую он получил в доаварийный период.
Критерии определения зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом даны в статье 11 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, в соответствии с которой зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 ки/км2. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 м3 в (0,1 бэр).
То обстоятельство, что в законодательстве Украины применены критерии зонирования, аналогичные показателям зон радиоактивного загрязнения, установленные статьями 6 - 11 Закона N 1244-1, позволяет сопоставлять зоны на территории Украины и Российской Федерации на основании положений вышеуказанного Закона и перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, и соответственно, отнести зону 4 по законодательству Украины к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации, что подтверждает статус Гагариной Н.А., как гражданки, постоянно проживающей на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Впоследствии, истица выехала с зараженной территории и переселилась с территории Украины на территорию Российской Федерации, где проживает в настоящее время.
Таким образом, справка, выданная органами власти <адрес> в подтверждение периода проживания истицы, на территории, отнесенной к зоне радиоактивного загрязнения по социально-экономическому фактору, соответствует Порядку подтверждения пребывания в зоне с льготно-социально-экономическим статусом, изложенным в Письме Госкомчернобыля России от 27.04.1993 г. N Вд-10-2079.
Принимая во внимание, что Гагариной Н.А. уполномоченными органами Украины были выданы документы, подтверждающие ее статус потерпевшего от Чернобыльской катастрофы, отнесенной к категории 4 согласно п. 4 ст. 14 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы", а также учитывая документы о месте жительства Гагариной Н.А. в <адрес> с момента катастрофы (<дата>) по <дата> и после указанной даты в течение более 5 лет, то суд приходит к выводу, что совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств подтвержден факт проживания истицы в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 4 лет, что свидетельствует о наличии у истицы права на получение государственного пенсионного обеспечения в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в виде назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на два года - до 53 лет, т.е. с <дата>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Гагариной Н. А. удовлетворить полностью.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) засчитать Гагариной Н. А. в специальный стаж период проживания на территории с льготным социально-экономическом статусом с <дата> по <дата>
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) назначить Гагариной Н. А. страховую пенсию по старости досрочно с момента достижения 53-х летнего возраста, т.е. с <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья : Бабкин С.В.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья : Бабкин С.В.