Дело №12-4/2020
РЕШЕНИЕ
ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
29 января 2020 года г.Короча
Судья Корочанского районного суда Белгородской области Мясоедов В.Н. (город Короча, пл. Васильева, 26),
с участием: защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «ТК «Экотранс» Меренкова В.В., старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды Селиверстова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «ТК «Экотранс» Калитиной Г.В. на постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды Селиверстова В.А. от 14 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды Селиверстова В.А. №11/62/33/2019 от 14.11.2019 года ООО «ТК «Экотранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 175 000 рублей.
На указанное постановление представителем ООО «ТК «Экотранс» Калитиной Г.В. подана жалоба, в которой просит об отмене постановления, прекращении производства по делу, считая решение должностного лица незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением требований действующего законодательства, должностным лицом не полно и не всесторонне исследованы доказательства по делу, ссылаясь на те обстоятельства, что обжалуемое постановление вынесено неуполномоченным лицом; данные акта обследования от 05.09.2019 года противоречат данным спутниковой навигации ГЛОНАСС; приобщенные к протоколу фотографии не могут служить доказательствами по делу, поскольку фотоматериалом не установлено, что потеря жидкой фракции отходов происходит из мусоровоза ООО «ТК «Экотранс», не установлены населенный пункт, улица, связь дорожного покрытия и мусоровоза Общества; в материалах дела отсутствует информация о входящем номере и дате регистрации письма ООО «ЦЭБ» от 06.09.2019 года; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст.28.5 КоАП РФ, поскольку административное расследование не проводилось, определение о проведении административного расследования не выносилось; в показаниях свидетеля ФИО3 отсутствует дата и время опроса свидетеля, свидетель также не поставил собственноручно дату показаний; права и полномочия специалистов ООО «ЦЭБ» по договору №2018.153353 от 30.10.2018 года на оказание услуг по транспортированию ТКО, сам договор должностным лицом не исследовались; обжалуемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности; возложение вины за пролив фильтрата, образующегося в результате накопления гражданами пищевых отходов в непредназначенные для этого мешки, емкости, контейнеры для сбора ТКО необоснованно; региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз; эксплуатируемые Обществом мусоровозы предназначены для сбора, уплотнения и транспортирования твердых отходов, и отвечают общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством РФ, и не предназначены для транспортирования пищевых отходов, конструкция кузова, согласно паспорта завода- изготовителя не подразумевает его герметичность, обязанность Общества- это поддержание надлежащего технического состояния специализированной техники, прохождение в установленном порядке технического осмотра, доказательств технической неисправности кузова мусоровоза либо его несоответствие конструкции завода-изготовителя в материалах дела не имеется; Общество осуществляет погрузку и транспортирование ТКО, обеспечивая уборку места погрузки от ТКО, просыпавшихся при погрузке, подобрать пролившуюся жидкость и переместить ее в мусоровоз невозможно.
В судебном заседании защитник Меренков В.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, суду пояснил, что предметом договора, заключенным между ООО «ТК «Экотранс» и ООО «ЦЭБ» является обращение с твердыми коммунальными отходами, а не погрузка и транспортирование фильтрата, жидкости, жидкой фракции отхода; в обязанности ООО «ТК «Экотранс» не входит принятие неотложных мер по очистке проезжей части от разлившейся из мусоровоза жидкости; протокол об административном правонарушении и обжалуемое постановление содержат ссылки на нормативные документы, не регламентирующие обязанности ООО «ТК «Экотранс» при транспортировании ТКО; в материалах дела отсутствуют доказательства о допущенном загрязнении, истощении, деградации, порчи, уничтожении земель и почв; в постановлении должностного лица не указан нормативный акт, устанавливающий порядок транспортирования отходов производства и потребления, постановление содержит противоречивые сведения в части пояснений представителя Калитиной Г.В.; в Белгородской области применяется унитарная система сбора ТКО, ООО «ТК «Экотранс» работает в соответствии с установленными уполномоченными органами правилами, и не имеет возможности самостоятельно установить раздельную схему сбора ТКО, исключающую протекание жидкости, содержащуюся в пищевых продуктах; при производстве по делу не выяснены основания погрузки и транспортировки ТКО из мест складирования; данные бортовой аппаратуры спутниковой навигации мусоровозов, маршрутные журналы и путевые листы не истребовались, обследование мест разлива фильтрата, либо жидких отходов не производилось, так же не выяснено какие именно отходы содержали большое количество жидкости; приобщенные к делу фотографии не содержат даты и времени их производства, из них не видно, что разлив жидкой фракции отходов произошел именно из мусоровоза, нельзя установить населенный пункт, конкретную улицу и дом; имеющиеся материалы не подтверждают вывод о том, что пролив фильтрата произошел в результате уплотнения отходов в мусоровозе.
Старший государственный инспектор Белгородской области в области охраны окружающей среды Селиверстов В.А. суду пояснил, что составил протокол об административном правонарушении и вынес обжалуемое постановление на основании собранных доказательств, считает вынесенное им постановление законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, материалы административного дела, суд приходит к следующему.
По смыслу ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела судьей проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно положениям ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса,
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. (пункт 1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В статье 1 данного Закона под "отходами производства и потребления" понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под "обращением с отходами" понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, «транспортирование отходов» - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; «твердые коммунальные отходы» - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" включена следующая группа, включающая виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код отхода 7 31 110 01 72 4).
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строении, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований".
В силу пункта 2.15 СанПиН 2.1.7.3550-19 транспортирование отходов с территорий муниципальных образований и объектов производится с использованием транспортных средств, исключающих потери отходов.
На основании п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N4690-88), обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
В соответствии с п.1.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды РФ 15.07.1994 года (далее – Временные правила) правила распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуются - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, в результате которых образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов.
Согласно п.2.6 Временных правил транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создание аварийных ситуаций, причинение вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам
Из примечания 1 к п.5.37 ГОСТ 30772-2001 следует, что использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо - после соответствующей обработки).
Таким образом, положения п.2.6 Временных правил во взаимосвязи с примечанием 1 к п.5.37 ГОСТ 30772-2001 распространяется на ООО «ТК «Экотранс» и обязывает его осуществлять транспортировку отходов способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и липа, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил; нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из материалов дела, 17.09.2019 года старшему государственному инспектору Белгородской области в области охраны окружающей среды Селиверстову В.А. поступило сообщение от ООО «ЦЭБ», из которого следовало, что 05.09.2019 года в 15 часов 00 минут, при обследовании сотрудниками ООО «ЦЭБ» территории по адресу: Белгородская область, Корочанский район, с. Погореловка, ул. Пролетарская, д. 34 установлен факт пролива фильтрата, образующегося при уплотнении ТКО, загружаемых в мусоровоз на базе автомобиля КАМАЗ государственный регистрационный знак <данные изъяты>. В качестве подтверждения к сообщению приложен акт обследования с фототаблицей от 05.09.2019 года и указанием адреса розлива фильтрата. Из объяснения специалиста представительства ООО «ЦЭБ» на территории Корочанского района ФИО3 следует, что на борту мусоровоза имелся логотип ООО «ТК «Экотранс». Неотложных мер по очистке проезжей части от разлившейся из мусоровоза жидкости, сотрудниками ООО «ТК «Экотранс» принято не было.
По факту выявленного правонарушения, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ТК «Экотранс» должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано. Каких-либо обстоятельств, ставящих под сомнение допустимость протокола об административном правонарушении и достоверность содержащихся в нем сведений, не имеется.
Факт совершения ООО «ТК «Экотранс» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, и его вина в его совершении подтверждается: информационным письмом ООО «ЦЭБ» от 06.09.2019 года; актом обследования (осмотра) от 05.09.2019 года, и фототаблицей к нему; показаниями специалиста ФИО3 от 04.10.2019 года, согласно которых в результате контроля за погрузкой ТКО и движением автомобиля КАМАЗ государственный регистрационный <данные изъяты>, был выявлен факт протекания жидкой субстанции из указанного автомобиля на проезжую часть вблизи д. 34 по ул. Пролетарская с. Погореловка Корочанского района, на борту указанного автомобиля имелся логотип ООО «ТК «Экотранс», мер по очистке проезжей части сотрудниками ООО «ТК «Экотранс» принято не было; протоколом об административном правонарушении от 09.10.2019 года; договором №2018.153353 от 30.10.2018 года на оказание услуг по транспортированию ТКО, заключенным между ООО «ЦЭБ» (региональный оператор) и ООО «ТК «Экотранс» (исполнитель), по условиям которого ООО «ТК «Экотранс» осуществляет погрузку и транспортирование ТКО, обеспечивая уборку места погрузки ТКО от ТКО, просыпавшихся при погрузке, с учетом экологического законодательства РФ, законодательства РФ в области обращения с отходами (п.5.1.), осуществлять транспортировку ТКО мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством РФ о техническом регулировании (п.5.1.5).
Представленные в материалы дела документы противоречий не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными на то должностными лицами.
На основании постановления старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды Селиверстова В.А. №11/62/33/2019 от 14.11.2019 года ООО «ТК «Экотранс» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 175 000 рублей.
В судебном заседании защитник ООО «ТК «Экотранс» подтвердил, что зафиксированное в акте обследования (осмотра) от 05.09.2019 года и фототаблицей к нему транспортное средство принадлежит их организации.
Таким образом, Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные административным органом обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия общества квалифицированы по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами закона.
Приведенные представителем Общества доводы о том, что в действиях Общества отсутствует вина в инкриминируемом правонарушении, объективного подтверждения при рассмотрении жалобы не нашли, опровергаются совокупностью вышеназванных доказательств.
Довод жалобы о том, что обжалуемое постановление вынесено неуполномоченным на то должностным лицом, в связи с тем, что деятельность Общества по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит федеральному государственному экологическому надзору, который осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, не влечет отмену постановления должностного лица, поскольку основан на неверном толковании норм материального права. Так, из материалов дела следует, что дело в отношении ООО «ТК «Экотранс» рассмотрено старшим государственным инспектором Белгородской области в области охраны окружающей среды, согласно ст. 23.29 КоАП РФ. КоАП РФ не содержит в себе положений о запрете на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, если при этом должностное лицо в силу положений гл. 23 КоАП РФ наделено полномочиями по рассмотрению данного дела и им соблюдены требования ст. ст. 24.1, 26.1 и 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о нераспространении на деятельность ООО «ТК «Экотранс» действий, указанных в постановлении должностного лица нормативных актов, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст.28.5 КоАП РФ, поскольку протокол составлен должностным лицом после получения всех необходимых доказательств по делу, относящихся к событию вмененного в вину Общества правонарушения, в пределах срока давности привлечения Общества к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Права и полномочия специалистов ООО «ЦЭБ» определены договором №2018.153353 от 30.10.2018 года на оказание услуг по транспортированию ТКО, согласно которому ООО «ЦЭБ» (региональный оператор) осуществляет текущий контроль качества услуг по транспортированию ТКО исполнителем путем мониторинга и анализа деятельности исполнителя, информации о деятельности по обращению с ТКО, предоставляемой уполномоченными исполнительными органами субъекта и органами местного самоуправления, осуществляющими контрольно-надзорные функции в области обращения с ТКО, в том числе на основании поступающих от потребителей услуг в сфере обращения с отходами претензий, жалоб, заявлений.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООО «ТК «Экотранс».
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что позиция Общества, приведенная в жалобе и озвученная в судебном заседании, обусловлена желанием избежать административной ответственности за совершенное правонарушение, и не опровергает выводы о виновности ООО «ТК «Экотранс» в совершении инкриминируемого правонарушения.
При всех указанных обстоятельствах оснований для переоценки принятого решения о виновности ООО «ТК «Экотранс» по доводам, изложенным в жалобе, не усматривается, фактические обстоятельства по делу установлены верно, иные доводы жалобы существенного значения не имеют и этот вывод не опровергают.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено надлежащим должностным лицом, в пределах его полномочий, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, нарушений порядка привлечения ООО «ТК «Экотранс» к административной ответственности не имеется. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения, по данному делу не допущено.
Наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах установленной законом санкции.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды Селиверстова В.А. №11/62/33/2019 от 14 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ТК «Экотранс» оставить без изменения, жалобу представителя ООО «ТК «Экотранс» Калитиной Г.В.- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10-ти суток со дня вручения или получения его копии, путем подачи жалобы через Корочанский районный Белгородской области.
Судья