11RS0001-01-2020-000682-20 Дело № 2-2088/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Лушковой С.В.
при секретаре Куприенковой Л.А.,
с участием истца Бесклейного А.В.,
представителя ответчика МВД по РК Сергеева В.В.,
представителя третьего лица ОМВД России по Сыктывдинскому району Захваткиной Л.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 февраля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Бесклейного А.В. к МВД по Республике Коми об отмене приказа от 29.10.2019 № 1625л/с в части наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде замечания,
УСТАНОВИЛ:
Бесклейный А.В. обратился в суд с иском к МВД по РК об отмене приказа от 29.10.2019 № 1625л/с в части наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде замечания. Требование мотивировано незаконностью применения дисциплинарного взыскания ввиду отсутствия виновных действий.
В судебном заседании истец на иске настаивал. Суду пояснил, что вопреки выводам служебной проверки, все причины и обстоятельства по материалу проверки в отношении Тутринова М.М., зарегистрированному в КУСП за № 2876 от 17.04.2019, были установлены и собраны, ввиду установления пребывания поднадзорного лица в ночное время суток по месту работы, обосновано вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 19.24 КоАП РФ.
Представитель ответчика, представитель третьего лица возражали против удовлетворения требований по доводам письменных отзывов.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, материал проверки КУСП за № 2876, и оценив в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец замещает должность ... ОУУП и ПДН ОМВД России по Сыктывдинскому району.
В соответствии с п. 5 Должностного регламента, утвержденного 11.02.2018 начальником ОМВД России по Сыктывдинскому району, в своей деятельности старший УУП ОУУП и ПДН руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми, нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами МВД по РК, ОМВД России по Сыктывдинскому району и другими актами; должен осуществлять в пределах компетенции проверку в том числе сообщений об административных правонарушениях, и принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 33); выявлять в пределах компетенции причины… административных правонарушений и условия, способствующие из совершению… (п. 38); пресекать административные правонарушения и осуществлять в пределах компетенции производство по делам об административных правонарушениях (п.42). Исполнять в части касающейся другие основанные обязанности, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п.66).
Разделом 4 Должностного регламента установлена персональная ответственность замещающего должность за выявление, пресечение и раскрытие в том числе административных правонарушений (п.69); за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей (п.69).
Как установлено судом, решением Сыктывкарского городского суда РК от 26.11.2018 по делу № 2а-9357/2018 был установлен административный надзор сроком на 3 года, т.е. до погашения судимости по приговору решения суда от 10.07.2018, за освобождаемым из мест лишения свободы Тутриновым М.М., с административными ограничениями, которые помимо прочих запрещали пребывание вне жилого помещения или иного помещения являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22 часов вечера до 6 часов утра, кроме времени нахождения на работе.
17.04.2019 в КУСП ОМВД России по Сыктывдинскому району зарегистрирован рапорт полицейского (водителя) ОВППСП Отдела, согласно которому ** ** ** в 02 час. 10 мин. по адресу: ... проверялся гр. Тутринов М.М., в отношении которого установлен административный надзор. На момент проверки дверь не открыли, свет в окнах не горел.
По указанному рапорту, переданному для организации проверки, 18.04.2019 старшим УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Сыктывдинскому району Бескленым А.В., вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.24 КоАП РФ - несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, в отношении Тутринова М.М., на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Обжалуемым приказом министра МВД по РК от 29.10.2019 № 1625л/с за нарушение служебной дисциплины, выразившейся в ненадлежащем исполнении ст. 26.1 КоАП РФ, п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, п.п. 5,33 должностного регламента, в части непринятия мер по выяснению наличия события административного правонарушения, обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, при проведении проверки по материалу, зарегистрированном в КУСП за № 2876 от 17.04.2019, на истца наложено дисциплинарного взыскания в виде замечания.
Основанием для издания приведенного приказа послужило заключение служебной проверки от 21.10.2019, утвержденного министром внутренних дел по Республике Коми 22.10.2019, назначенной 25.09.2019 по докладной записке начальника ООДУУП и ПДН МВД по РК о выявленных нарушениях при осуществлении административного надзора за Тутриновым М.М., который 21.09.2019 совершил преступление, предусмотренное п. «а» ч. 4 ст. 264 УК РФ.
Согласно заключению, было установлено, что в период нахождения под административном надзором Тутринова М.М. в КУСП ОМВД России по Сыктывдинскому району были зарегистрированы материалы проверок по фактам отсутствия последнего по избранному месту жительства в ночное время суток, в том числе материал, зарегистрированный в КУСП за № 2876 от 17.04.2019. Установлено, что по всем фактам Тутриновым М.М. предоставлены справки ООО «ТД «Йирка», подписанные ... Тутриновой Л.А. (супругой поднадзорного). Данные справки идентичны по своему содержанию: «в связи с производственной необходимостью Тутринов М.М. находился на работе на территории ... с ___2019 года с 22 час. 00 мин. до 06 час 00 мин. ____ 2019», изменены только даты нахождения на работе. При этом, объяснения работодателя при проведении проверки не получались, график работы Тутринова М.М. не запрашивался, по ряду материалов имеются существенные противоречия в части места нахождения Тутринова М.М.
Так, по материалу, зарегистрированному в КУСП за № 2876, страшим УУП ОМВД Бескленым А.В. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, при этом, не учтено, что в объяснениях Тутринов М.М. указал, что он находился в м. ....
Опрошенный в ходе проверки Бесклейный А.В. пояснил, что им принято решении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, так как Туриновым М.М. предоставлена справка с места работы, подтверждающая его нахождение по месту работы. При этом, в объяснениях Бесклейный А.В. не указал причины по которым не устранены имеющиеся противоречия в части местонахождения поднадзорного лица, не совпадающего по объяснениям самого Тутринова М.В. ... и указанного в справке работодателя (м. Захаровка).
Так, был установлен факт нарушения Бесклейным А.В. служебной дисциплины, выразившийся в ненадлежащем исполнении ст. 26.1 КоАП РФ, п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, п.п. 5,33 должностного регламента, в части непринятия мер по выяснению наличия события административного правонарушения, обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, при проведении проверки по материалу, зарегистрированном в КУСП за № 2876 от 17.04.2019.
Проверяя доводы и возражения сторон, суд приходит к следующему.
Порядок прохождения службы сотрудников органов внутренних дел регулируется Федеральным законом №342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в части, не урегулированной специальным законом, Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
Под служебной дисциплиной согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ понимается соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Проведя анализ установленных по делу обстоятельств в соответствии с правилами, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что факт совершения Бесклейным А.В. нарушения служебной дисциплины, явившимся основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, поскольку при проведении проверки по материалу, зарегистрированному в КУСП за № 2876 от 17.04.2019, страшим УУП ОМВД Бескленым А.В., в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ, не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, однако сделан вывод об отсутствии события административного правонарушения.
Так, согласно рапорту Тутринов М.М. в ночное время суток отсутствовал по месту жительства, согласно его письменных объяснений он находился в м. Соколовка, при этом из справки ... ООО «ТД «Йирка» Тутриновой Л.А., следует, что Тутринов М.М. находился на работе на территории ... 16.04.2019 с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. 17.04.2019.
По объяснениям истца в ходе судебного разбирательства необходимости уточнения местонахождения поднадзорного лица не имелось, поскольку проверки по факту его отсутствия в ночное время суток по месту жительства проводились и ранее, и всегда Тутринова Л.А. подтверждала факт нахождения Тутринова М.М. на работе, кроме того, ... находятся на не удаленном расстоянии.
Суд не может признать данные доводы состоятельными. Старшему УУП ОМВД Бескленому А.В. надлежало при проведении проверки установить местонахождение поднадзорного лица, исключив имеющиеся в материалах противоречия, ввиду же неполноты собранных материалов, не представляется возможным придти к выводу о нахождении Тутринова М.М. на работе в ночное время с 16.04.2019 по 17.04.2019 и соблюдении им, как поднадзорным лицом, ограничений, установленных решением Сыктывкарского городского суда РК от 26.11.2018 по делу № 2а-9357/2018.
Также несостоятельными суд находит доводы истца о том, что в силу фактической служебной нагрузки, возможность максимально полно проводить проверки отсутствует, поскольку данное обстоятельство не может влиять на соблюдение установленных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
Привлечение к дисциплинарной ответственности Бесклейного А.В. произведено в соответствии с установленным законодательством порядком.
В связи с этим, приказ от 29.10.2019 № 1625л/с в части наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде замечания является законными и обоснованными, заявленные истцом требования о его отмене удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бесклейного А.В. к МВД по Республике Коми об отмене приказа от 29.10.2019 № №... в части наложения на Бесклейного А.В. дисциплинарного взыскания в виде замечания, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Коми с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья С.В.Лушкова
Мотивированное решение составлено 02.03.2020.