Решение по делу № 2а-384/2018 от 25.06.2018

Дело №2а-384/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сретенск                                                 14 августа 2018 г.

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Коробенковой О.В.,

при секретаре Красовской С.В.,

с участием: представителя административного истца – помощника прокурора Кожевниковой Е.О., представителя административных ответчиков – администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Управления образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края – Киргизова Е.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Сретенского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Алиянская основная общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Управлению образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконными действий по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства и понуждении устранить нарушения,

установил:

Прокурор Сретенского района Забайкальского края обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой Сретенского района в ходе проверки исполнения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ «Алиянская ООШ», расположенной по адресу: <адрес>, установлены нарушения требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также санитарно-эпидемиологического законодательства РФ. Проведенными проверками установлено, что надворный туалет образовательной организации МОУ «Алиянская ООШ» не соответствует требованиям санитарных правил.

На основании изложенного, истец просил признать действия МОУ «Алиянская ООШ» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными, обязать МОУ «Алиянская ООШ» в срок до 01.09.2019 обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение,    обеспечение мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой, путем производства соответствующих ремонтных (строительных) работ, обязать администрацию муниципального района Сретенский район» профинансировать МОУ «Алиянская ООШ» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в срок до 01.05.2019 г.

Определением суда от 30 июля 2018 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края.

В судебном заседании представитель административного истца Кожевникова Е.О. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель административных ответчиков администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Управления образованием администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Киргизов Е.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.

Представитель административного ответчика – директор МОУ «Алиянская ООШ» Евченко С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.ст.4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Согласно п.3 ч.4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст. 1 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.

Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к зданию общеобразовательной организации и распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации ( п.1.3 Санитарных правил).

На основании требований пункта 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 в неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.

К ранее построенным надворным (уборным) туалетам общеобразовательных организаций применяются требования Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 № 983-72 (далее — Санитарные правила №983-72).

На основании пункта 4 Санитарных правил №983-72 в сельских местностях уборные должны устраиваться с водонепроницаемым выгребом. Возможно также устройство неканализованных общественных уборных в виде люфт-клозетов.

Также, согласно пунктам 7, 8 Санитарных правил №983-72 уборные в зависимости от их размещения должны иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться, быть оборудованы вентиляцией, обеспечены мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной прокурорской проверки установлено, что надворный туалет образовательной организации МОУ «Алиянская ООШ» не имеет отопления, искусственного освещения, вентиляции, полотенец, мыла, туалетной бумаги, что не соответствует требованиям Санитарных правил.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, благоприятную окружающую среду, установленные ст. 4З Конституции Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

На основании части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 220 ГК РФ).

В соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления, кроме того, указанные функции и обязанности органа местного самоуправления содержатся и в Уставе МОУ «Алиянская ООШ».

Поскольку МОУ «Алиянская ООШ» не выполняются в полной мере требования санитарного законодательства, а со стороны учредителя не предпринималось достаточных мер для финансирования школы, такое бездействие противоречит ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, так как нарушается право граждан на безопасную среду обитания, в связи с чем, заявленные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.

При этом требование прокурора об установлении срока исполнения решения суда для МОУ «Алиянская ООШ» до 01 сентября 2019 года является обоснованным. В тоже время суд полагает целесообразным не устанавливать определенный срок для финансирования работ по устранению нарушения требований санитарного законодательства для администрации МР «Сретенский район» и Управления образованием администрации МР «Сретенский район» и считает необходимым обязать ответчиков профинансировать МОУ «Алиянская ООШ» в сроки, обеспечивающие возможность школе исполнить вышеуказанные требования.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, ст. 188 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Сретенского района Забайкальского края удовлетворить.

Признать незаконными действия муниципального общеобразовательного учреждения «Алиянская основная общеобразовательная школа» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Алиянская основная общеобразовательная школа» в срок до 01 сентября 2019 г. обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение,    обеспечение мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой.

Возложить на администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, Управление образованием администрации муниципального района «Сретенский район» обязанность профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «Алиянская основная общеобразовательная школа» для устранения вышеуказанных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в сроки, обеспечивающие возможность школе выполнить указанные требования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Сретенский районный суд Забайкальского края.

Судья                                                      Коробенкова О.В.

Копия верна:

2а-384/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сретенского района
Ответчики
МОУ "Алиянская ООШ"
Управление образованием администрации МР "Сретенский район"
Администрация МР "Сретенский район"
Суд
Сретенский районный суд Забайкальский края
Судья
Коробенкова Олеся Викторовна
Дело на странице суда
sretensk.cht.sudrf.ru
09.05.2020Регистрация административного искового заявления
09.05.2020Передача материалов судье
09.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
09.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.05.2020Дело оформлено
09.05.2020Дело передано в архив
14.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее