Беломорский районный суд Республики Карелия10RS0001-01-2024-000574-45 " "httpshttps://://petrozavodskypetrozavodsky..karkar..sudrfsudrf..ruru" " https://belomorsky.kar.sudrf.ru "https://petrozavodsky.kar.sudrf.ru" https://belomorsky.kar.sudrf.ru HYPERLINK "https://petrozavodsky.kar.sudrf.ru" |
Дело № 2-483/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2024 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи | Захаровой М.В., |
при секретаре судебного заседания | Сидоровой Н.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коржа В.Ю. к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании недоначисленной заработной платы, установлении должностного оклада, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Корж В.Ю. обратился в суд с иском к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») о взыскании недоначисленной заработной платы, установлении должностного оклада, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что с 7 августа 2023 г. и по настоящее время работает у ответчика в должности старший мастер, его должностной оклад в 2023 году составлял 20239 руб., в 2024 году – 23239 руб. Работодатель, на которого распространяет свое действие Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее – ФОТС ЖКХ), неправомерно не применяет его в отношении истца при установлении должностного оклада. На основании положений ФОТС ЖКХ должностной оклад истца в 2023 году должен составлять 36 869 руб., в 2024 году – 43 679 руб. из расчета: минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда (МРОТ) * тарифный коэффициент 7 разряда (2,27). По указанным фактическим основаниям истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с августа 2023 года по январь 2024 года в размере 243 688,74 руб., установить ему с 1 февраля 2024 г. должностной оклад в размере 43 679 руб. (19 242 руб. * 2,27), взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: учредитель ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» – Республика Карелия, полномочия которого реализуют Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Республики Карелия, а также иные лица – Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, Карельская республиканская организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения (далее – КРО профсоюз жизнеобеспечения), Первичная профсоюзная организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в «Беломорском районе теплоснабжения» ГУП РК «КарелКоммунЭнерго».
Определением суда в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) к участию в деле для дачи заключения привлечена Государственная инспекция труда по Республике Карелия.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, не присутствовали, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела. Истец и ответчик просили рассмотреть дело без их участия.
Истец просил суд восстановить ему срок на предъявление требования о взыскании задолженности по заработной плате, указав, что в июле 2024 года обратился в профсоюз с просьбой изготовить ему расчет задолженности и текст иска, однако профсоюз выполнил данные действия только в начале октября 2024 г.
Ответчик ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» представил в суд письменные возражения относительно заявленных требований, в которых, помимо доводов о пропуске истцом срока давности по требованию о взыскании задолженности по заработной плате, указано, что суд не вправе, не оценив профессиональную квалификацию работника-специалиста, установить ему конкретную величину должностного оклада. Кроме того, приводят доводы о том, что расходы на оплату труда сотрудников по правилам ФОТС ЖКХ не заложены в утвержденные тарифы. Приводят доводы о том, что ФОТС ЖКХ не распространяет свое действие на ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в силу того, что данная организация не является членом ОООР ЖКК и РООР ЖКК.
Третьи лица КРОО профсоюза жизнеобеспечения, Первичная профсоюзная организация Общественной организации – Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения в «Беломорском районе теплоснабжения» ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» представили в суд отзыв, а Государственная инспекция труда по Республике Карелия в порядке ст. 47 ГПК РФ представила в суд письменное заключение, в которых сделан вывод об обоснованности исковых требований.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснениям пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд, установив, что срок обращения за судебной защитой пропущен без уважительных причин, принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).
Ответчиком заявлено о пропуске работником срока давности.
Исковое заявление предъявлено в суд 3 октября 2024 г., предметом требований является взыскание не начисленной и не выплаченной заработной платы за период с августа 2023 года по январь 2024 года.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (абзац первый ст. 392 ТК РФ). За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (абзац второй ст. 392 ТК РФ).
К обстоятельствам настоящего дела подлежит применению годичный срок давности, установленный абзацем вторым ст. 392 ТК РФ.
По смыслу разъяснений пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 работник должен узнать о нарушении своего права на справедливую оплату труда в том случае, если спорные денежные суммы ему не были начислены, в день, следующий за днем получения заработной платы (расчетного листка). Срок давности по требованию о взыскании заработной платы исчисляется помесячно.
В силу п. 7.3 Положения об оплате труда ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» заработная плата выплачивается 12 числа месяца, следующего за расчетным.
На дату обращения в суд с настоящим иском (3 октября 2024 г.) истек срок давности по требованию о взыскании заработной платы за август 2023 года (срок давности истек 12 сентября 2024 г.).
Требования о взыскании задолженности по заработной плате за сентябрь 2023 года – январь 2024 года заявлены в пределах срока давности.
Истец просит восстановить ему срок на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по заработной плате за август 2023 г. и указывает, что не обладает юридическими познаниями и познаниями в сфере бухгалтерского учета, в связи с чем сам не имеет возможности изготовить расчет заработной платы, в связи с чем в июле 2024 года обратился в профсоюз за содействием, полагался на то, что профсоюз своевременно защитит его права.
В своем отзыве на исковое заявление профсоюз подтверждает факт обращения истца к ним в июле 2024 года с заявлением об изготовлении расчета задолженности по заработной плате, а также подтверждает, что в связи со значительным числом работников, которые нуждались в их содействии по аналогичному вопросу, изготовили иск и расчет только в начале октября 2024 года.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. № 15 дает разъяснения о том, что оценка достаточности обстоятельств для принятия решения о восстановлении пропущенного срока должна основываться на проверке всей совокупности обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) иные органы.
Положения ст. 30 ТК РФ и ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» уполномочивают профсоюз защищать интересы работника в индивидуальном трудовом споре, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что работник, обратившись в профсоюз, мог и должен был полагаться на его своевременное содействие в защите трудовых прав.
Основываясь на указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что работник по уважительной причине пропустил срок давности по требованию о взыскании заработной платы за август 2023 года, а потому восстанавливает работнику срок на обращение в суд.
Как установлено судом, Корж В.Ю. на основании трудового договора от 7 августа 2023 г. принят на работу в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на должность старшего мастера, работает в указанной должности по настоящее время.
В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от 15 января 2024 г. истцу при приеме на работу на период 2023 года установлен должностной оклад в размере 20 239 руб., с 1 января 2024 г. в размере 23 239 руб.
Как следует из положений ст.ст. 2, 5, 9, 11, 22, 45, 46, 48.49. 56, 129, 135 и 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в их системной взаимосвязи, регулирование трудовых отношений в части установления работнику конкретного размера заработной платы в его трудовом договоре осуществляется не только трудовым договором и трудовым законодательством, но и посредством заключения полномочными представителями работников и работодателей коллективных договоров, а также соглашений в рамках социального партнерства. В силу статьи 45 ТК РФ такие соглашения является правовым актом и, по смыслу указанных выше изложенных норм ТК РФ, регулирует трудовые отношения наравне с законом. При этом определённые трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер и не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнёрства.
Таким соглашением является Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы (ранее и далее по тексту – ФОТС ЖКХ), заключенное 12 мая 2022 г. между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, которое 7 июня 2022 г. прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (регистрационный № 12/23-25), 20 июня 2022 г. было размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
13 июля 2022 г. в Российской газете опубликовано предложение Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июля 2022 г. № 1-4/10/В-8784 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ, не участвовавшим в заключении соглашения, о присоединении к ФОТС ЖКХ.
Данное соглашение распространяет свое действие на всех работодателей сферы жилищно-коммунального хозяйства (и состоящих с ними в трудовых отношениях работников), которые в порядке п. 1.7 ФОТС ЖКХ и ст. 48 ТК РФ не направили в 30-дневный срок с даты публикации предложения о присоединении к соглашению в адрес Министерства труда и социальной защиты РФ мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, а также не реализовали в установленном законом порядке процедуру получения согласия стороны ФОТС ЖКХ на временное приостановление действия соглашения в отношении указанной организации (п. 1.21 ФОТС ЖКХ).
Исследовав выписку ЕГРЮЛ, учредительные документы ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» и соотнеся их с требованиями п.п. 1.5, Приложений №№ 4,5 к ФОТС ЖКХ, суд приходит к выводу о том, что указанная организация относится к числу работодателей, на которых распространяет свое действие ФОТС ЖКХ. ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в установленном ст. 48 ТК РФ и п.п. 1.7. 1.21 ФОТС ЖКХ порядке не реализовало процедуру отказа от участия в соглашении либо временного приостановления его действия. В связи с не совершением ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» указанных действий, а также отсутствием на предприятии ответчика коллективного договора, ФОТС ЖКХ в силу пунктов 1.7, 1.12 с 1 января 2023 г. имеет прямое действие на данном предприятии, в связи с чем работодатель при установлении работникам заработной платы обязан применять положения ФОТС ЖКХ с 1 января 2023 г.
Из п. 2.3 ФОТС ЖКХ следует, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда (далее - ММТС), полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании ММТС, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
На основании п. 2.10 ФОТС ЖКХ оплата труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих производится на основе должностных окладов и тарифных ставок, устанавливаемых в соответствии с должностью и квалификацией работника.
Пунктом 3 Приложения № 1 ФОТС ЖКХ определено, что в организациях коммунального теплоснабжения ММТС должна составлять МРОТ в РФ на соответствующий год.
Приложением № 3 к ФОТС ЖКХ предусмотрено, что часовые тарифные ставки рабочих для предприятий устанавливаются из тарифных ставок, приведенных в таблице для повременной и сдельной систем оплаты труда, определяем соотношение в размерах ставок (тарифные коэффициенты) путем деления ставки соответствующего разряда на ставку первого разряда.
Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен МРОТ по РФ с 1 января 2023 г. в размере 16 242 руб.
Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 548-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен МРОТ по РФ с 1 января 2024 г. в размере 19 242 руб.
Таким образом, с 1 января 2023 г. оклад по 1 разряду составляет 16 242 руб., с 1 января 2024 г. составляет 19 242 руб. Тарифный коэффициент 2 разряда – 1,093, 3 разряда – 1,203, 4 разряда – 1,352, 5 разряда 1,537, 6 разряда – 1,796.
Приказом Госстроя РФ от 31 марта 1999 г. № 81 утверждены Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие), которыми установлен диапазон разрядов «мастера (в том числе старшего)» с 6 до 11. Тарифный коэффициент по 7 разряду установлен как 2,27.
Судом также установлено, что вопреки требованиям п. 2.2 ФОТС ЖКХ, в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» тарификация работ и присвоение профессиональной квалификации по действующим профессиональным стандартам, на основании которых должна осуществляться оплата труда работников категории «специалисты», до настоящего времени не произведена.
ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» с 1 января 2023 г. неправомерно не применяет в отношении истца положения ФОТС ЖКХ в части установления размера должностного оклада.
Должность, которую занимает истец, относится к категории специалисты, с учетом положений Приказа Госстроя РФ от 31 марта 1999 г. № 81, ФОТС ЖКХ, а также штатных расписаний за 2023 – 2024 гг., в которых поименованы должности как «мастера», так и «старшего мастера», его должностной оклад должен определяться согласно расчету: ММТС (МРОТ на соответствующий год) * 2,27 (минимальный разряд по оплате труда по должности старшего мастера – 7), в связи с чем истцу в 2023 году должен быть установлен должностной оклад в размере 36 869 руб. (16242*2,27), в 2024 году – 43 679 руб. (19242*2,27).
Из представленного истцом расчета задолженности за период август 2023 года – январь 2024 года усматривается, что заработная плата ему начислялась без учета указанных выше императивных требований.
Судом проверен расчет, представленный истцом за период с августа 2023 года по январь 2024 г., а также контррасчет ответчика (идентичный расчету истца), которые признаются судом арифметически верными.
Таким образом, суд взыскивает с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате в заявленном размере в сумме 243 688,74 руб., в том числе: август 2023 года 33245,54 руб. (73705,94 – 40460,4 руб.), сентябрь 2023 года 40244,60 руб. (89222,98 – 48978,38), октябрь 2023 года 40244,60 руб. (89222,98 – 48978,38), ноябрь 2023 года 40244,60 руб. (97270,58 – 57025,98), декабрь 2023 года 40 244,60 руб. (89882,98 – 49638,38), январь 2024 года 49464,80 руб. (108343,18 – 58878,38).
Поскольку ответчик, несмотря на распространение в отношении него положений ФОТС ЖКХ, установившего конкретный механизм расчета заработной платы истца, поставленный в зависимость от величины МРОТ, уклоняется от установления истцу надлежащего должностного оклада, и продолжает начислять заработную плату истцу в прежнем размере, суд возлагает на ответчика обязанность установить истцу должностной оклад в размере 43679 руб. (19242*2,27) с 1 февраля 2024 г.
Кроме того, в силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть исполнимым, при этом содержание принятого решения обязано обеспечить восстановление нарушенных прав истца и пресечение неправомерного бездействия ответчика.
Принимая во внимание положения Федерального закона от 29 октября 2024 г. № 365-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», которым МРОТ с 1 января 2024 г. установлен в размере 22 440 руб., а также учитывая предшествующее поведение ответчика и его позицию по настоящему делу, основанную на отрицании применения положения ФОТС ЖКХ, суд полагает для целей исполнимости настоящего судебного решения и его законности указать в резолютивной части формулировку, согласно которой должностной оклад истцу установлен на период действия ФОТС ЖКХ на 2023 – 2025 гг. и период действия минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда равной 19 242 руб. с последующей индексацией пропорционально росту величины минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (минимального размера оплаты труда).
Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд удовлетворяет их в сумме 1 000 руб., руководствуясь при этом ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениям пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», и принимает во внимание обстоятельства причинения морального вреда, степень и продолжительность нарушения трудовых прав истца, степень вины работодателя, до момента вынесения судебного решения так и не признавшего обоснованные требования своего сотрудника, учитывает критерии разумности и справедливости.
Учитывая, что истцом, освобожденным от уплаты государственной пошлины в силу ст. 393 ТК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, были заявлены требования как имущественного, так и неимущественного характера, принимая во внимание правомерность требований работника о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда и установлении должностного оклада, их удовлетворение судом, учитывая общую сумму взысканной заработной платы, суд полагает, что в соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 61.1 БК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика ГУП РК «КарелКомунЭнерго» в пользу бюджета Беломорского муниципального округа подлежит взысканию госпошлина в сумме 10 000 руб.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) в пользу Коржа В.Ю., 7 <данные изъяты> задолженность по заработной плате за август 2023 года – январь 2024 года в размере 243 688,74 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., всего взыскать 244 688,74 руб.
Возложить на государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) обязанность установить Коржу В.Ю., <данные изъяты> должностной оклад в размере 43 679 руб. на период действия Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 – 2025 годы и период действия минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда равной 19 242 руб. с последующей индексацией пропорционально росту величины минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (минимального размера оплаты труда).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (ОГРН 1151001015736, ИНН 1001304003) в доход бюджета Беломорского муниципального округа государственную пошлину в размере 10 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В.Захарова
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2024 г.