Решение по делу № 2-321/2019 от 13.02.2019

Дело в„– 2-321/19     Р˜Р·РіРѕС‚овлено 10 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР°

УИД № 76RS0010-01-2019-000006-27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 июня 2019 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Любимовой Л.А.

при секретаре Сухининой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Ростове Ярославской области

гражданское дело по иску Прокуратуры Ярославской области, действующей в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, Государственному казенному учреждению Ярославской области «Ярдорслужба» о возложении обязанности по устранению недостатков автомобильной дороги «Углич-Ростов»,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :

Прокуратура Ярославской области, действующая в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности по устранению недостатков автомобильной дороги «Углич-Ростов».

В исковом заявлении указала, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, затрагивающих права и законные интересы участников дорожного хозяйства, проведенной совместно со специалистом УГИБДД УМВД России по Ярославской области, установлены следующие нарушения п. 5.2.4, п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее- ГОСТ Р 50597-2017), п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, утв. Приказом Росстандарта от 11.08.2015 №1122-ст (далее- ГОСТ 33220-2015) на автомобильной дороге «Углич-Ростов»:

- с 77 км + 300 м по 78 км износ дорожной разметки;

- 79 км + 300 м разрушение асфальтобетонного покрытия края проезжей части дороги длиной 3 м, шириной 57 см;

- с 79 км + 700 м по 80 км + 300 м износ дорожной разметки;

- с 79 км + 700 м по 80 км + 300 м покрытие проезжей части дороги имеет продольные и поперечные трещины по разделительной полосе глубиной 9 см, длиной 4 м, шириной 19 см;

- с 81 км + 84 км + 500 м износ дорожной разметки;

- с 82 км +500 м по 84 км колейность глубиной 6 см на протяжении 1,5 км;

- с 84 км + 500 м по 85 км колейность глубиной 6 см на протяжении 500 м;

- с 85 км по 86 км +900 м износ дорожной разметки;

- с 86 км + 900 м по 87 км +300 м покрытие проезжей части дороги имеет дефекты – колейность глубиной 4,5 см на протяжении 400 м;

- 87 км + 500 м выбоина глубиной 10 см, шириной 55 см, длиной 70 см;

- с 86 км + 900 м по 87 км +300 м колейность глубиной 4,5 см на протяжении 400 м,

что является недопустимым и создает реальную угрозу для жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения по автомобильной дороге; несвоевременное восстановление дорожного покрытия, допущение нарушений государственного стандарта по эксплуатационному состоянию дорожного полотна может привести к человеческим жертвам, нарушениям имущественных прав граждан.

Просила возложить на Департамент дорожного хозяйства Ярославской области обязанность устранить указанные недостатки автомобильной дороги «Углич-Ростов», в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Ярославской области «Ярдорслужба».

За время нахождения дела в суде исковые требования были уточнены, окончательно истец просил возложить на Департамент дорожного хозяйства Ярославской области обязанность устранить в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, следующие недостатки автомобильной дороги «Углич-Ростов» в виде дефектов покрытия и разметки:

- с 77 км + 300 м по 78 км износ дорожной разметки;

- с 79 км + 700 м по 80 км + 300 м износ дорожной разметки;

- с 81 км + 84 км + 500 м износ дорожной разметки;

- с 82 км +500 м по 84 км колейность глубиной 6 см на протяжении 1,5 км;

- с 85 км по 86 км +900 м износ дорожной разметки;

- с 86 км + 900 м по 87 км +300 м колейность глубиной 4,5 см на протяжении 400 м.

В судебном заседании помощник Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области Хохлова И.В., действующая на основании поручения, уточненные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Департамент дорожного хозяйства Ярославской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил отзыв, приобщенный к материалам дела.

Ответчик Государственное казенное учреждение Ярославской области «Ярдорслужба», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, об отложении дела не просил.

Третье лицо Акционерное общество «Ярдормост», извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об отложении дела не просило.

Третье лицо УГИБДД УМВД России по Ярославской области, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, об отложении дела не просило.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83-п, автодорога «Углич - Ростов» отнесена к автодорогам общего пользования межмуниципального значения, относящимся к государственной собственности Ярославской области и составляющим казну Ярославской области.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

В силу пп. 1, 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

На основании ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Поскольку из ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что обеспечение безопасности дорожного движения есть деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, очевидно, что к данной деятельности относится и ремонт дорожного покрытия, как фактора, влияющего на безопасность дорожного движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исходя из ч 1 ст. 33 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических и физических лиц.

Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение вопросов дорожной деятельности в отношении дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 № 195-п, на данный орган возложены функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства, осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

В рамках предоставленных полномочий департамент является главным распорядителем, получателем соответствующих бюджетных средств, готовит предложения по распределению средств дорожного фонда Ярославской области и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на дорожную деятельность в рамках программ дорожного хозяйства, обеспечивает корректировка уровня затрат на указанные цели при распределении средств дорожного фонда, предоставляет субсидии и т.д.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв.м. и более.

В соответствии с п. 6.3.2 ГОСТР Р 50597-2017 дорожная разметка не должна иметь дефектов в виде износа.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 покрытие проезжей части дорог не должно иметь колеи глубиной более 4 см.

Данные меры предусмотрены законодателем с целью повышения гарантии безопасности всех участников дорожного движения.

Федеральным законодательством установлен приоритет безопасности участников дорожного движения, в том числе пешеходов, принятие мер к повышению безопасности дорожного движения в первую очередь направлено на предупреждение ДТП с участием детей, обеспечение безопасности дорожного движения.

Судом установлено, что в нарушение п. 5.2.4, п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 автомобильная дорога «Углич-Ростов» имеет следующие недостатки:

- с 77 км + 300 м по 78 км износ дорожной разметки;

- с 79 км + 700 м по 80 км + 300 м износ дорожной разметки;

- с 81 км + 84 км + 500 м износ дорожной разметки;

- с 82 км +500 м по 84 км колейность глубиной 6 см на протяжении 1,5 км;

- с 85 км по 86 км +900 м износ дорожной разметки;

- с 86 км + 900 м по 87 км +300 м колейность глубиной 4,5 см на протяжении 400 м, что является недопустимым и создает реальную угрозу жизни и здоровью населения.

Анализируя установленные по делу конкретные обстоятельства дела, представленные доказательства, суд считает, что нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения ставит в незащищенное состояние и создает реальную угрозу для жизни, здоровья и имущества лиц, являющихся участниками дорожного движения по автомобильной дороге, несвоевременное восстановление дорожного покрытия, допущение нарушений государственного стандарта по эксплуатационному состоянию дорожного полотна может привести к человеческим жертвам, нарушениям имущественных прав граждан, в связи с чем исковые требования прокурора являются обоснованными.

Автомобильная дорога «Углич-Ростов» относится к государственной собственности Ярославской области и составляет казну Ярославской области, в связи с чем устранение недостатков должно производиться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - Департамента дорожного хозяйства Ярославской области.

Исходя из статьи 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушение; присуждения к исполнению обязанности в натуре. Поэтому судебным решением на ответчика может быть возложена обязанность устранить нарушение права, восстановить нарушенное право

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом содержания принятого решения, необходимых для его исполнения расходов, а также порядка распоряжения бюджетными средствами, суд считает возможным установить срок исполнения решения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области устранить следующие недостатки автомобильной дороги «Углич-Ростов» в виде дефектов покрытия и разметки:

- с 77 км + 300 м по 78 км износ дорожной разметки;

- с 79 км + 700 м по 80 км + 300 м износ дорожной разметки;

- с 81 км + 84 км + 500 м износ дорожной разметки;

- с 82 км +500 м по 84 км колейность глубиной 6 см на протяжении 1,5 км;

- с 85 км по 86 км +900 м износ дорожной разметки;

- с 86 км + 900 м по 87 км +300 м колейность глубиной 4,5 см на протяжении 400 м, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.А.Любимова

2-321/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области
УГИБДД УМВД России по Ярославской области
Государственное казенное учреждение ЯО "Ярославская областная дорожная служба"
Государственное предприятие ЯО "ЯРДОРМОСТ"
Прокуратура Ярославской области
Суд
Ростовский районный суд Ярославской области
Дело на сайте суда
rostovsky.jrs.sudrf.ru
13.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2019Передача материалов судье
13.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2019Подготовка дела (собеседование)
13.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2019Судебное заседание
02.04.2019Судебное заседание
18.04.2019Судебное заседание
23.05.2019Судебное заседание
03.06.2019Судебное заседание
10.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее