Решение по делу № 2-1-864/2024 от 24.04.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2024 г. г. Ливны Орловская область

Ливенскийрайонный суд Орловской области в составепредседательствующего судьи Сопова Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ореховой Е.В.,

с участием помощника Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Ерохиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску заместителя Ливенского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Балабана Р.В., к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами,

установил:

заместитель Ливенского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Балабана Р.В. обратился в суд с иском, уточнив требования в ходе судебного разбирательства, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, в обоснование указав, что по обращению Балабана Р.В. Ливенской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по вопросу льготного обеспечения его лекарственными препаратами. В ходе проверки было установлено, что Балабану Р.В. поставлен диагноз <данные изъяты> в связи с чем, в силу положений действующего законодательства он является федеральным льготником, имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

Установлено, что, несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения Орловской области Балабан Р.В. лекарственным препаратом по МНН «Дапаглифлозин» обеспечивался несвоевременно.

15 июня 2023 года Балабан Р.В. обратился в аптечную организацию с рецептурным бланком от 13 июня 2023 г. № 2016760627452391 на получение двух упаковок лекарственного препарата по МНН «Дапаглифлозин», который был аннулирован 20 сентября 2023 г. ввиду истечения срока его действия, фактически инвалид лекарство не получил, что нарушило его права и законные интересы, поставило под угрозу жизнь и здоровье.

Просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Балабана Р.В. лекарственным препаратом по МНН «Дапаглифлозин»в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

В судебном заседании помощник Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Ерохина М.Н. уточненные исковые требования к Департаменту здравоохранения Орловской области поддержала в полном объеме, просила обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечивать Балабана Р.В. лекарственным препаратом по МНН «Дапаглифлозин» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Истец Балабан Р.В. в судебное заседание не явился, представил суду заявление об отказе от исковых требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ».

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Представитель третьего лица - Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав пояснения помощника прокурора,исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2)в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4)с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Федеральным законом от 08 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право наполучение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2020 г. №857 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее по тексту – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения оДепартаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

Судом установлено, что Балабан Р.В.имеет диагноз <данные изъяты> является инвалидом IIIгруппы, федеральным льготником, в связи с чем, имеет право на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Согласно ответу на запрос, предоставленному БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» у Балабана Р.В. имеется потребность в лекарственных препаратах: Фуросемид – 0,25 табл. в сутки, мес. потр. – 0,2 уп.,Спиринолактон,– 1 табл. в сутки, мес. потр.- 1,6 уп., Дапаглифлозин – 1 табл. в сутки. Мес. потр. – 1 уп., Ривароксабан – 1 табл. в сутки, мес. потр. – 1,1 уп., Метопролол – 0,25 табл. в сутки, мес. потр. – 0,3 уп., Периндоприл – 1 табл. в сутки, мес. потр. – 0,5 табл. в сутки, мес. потр. – 0,5 уп., Аторвастатин,– 1 табл. в сутки, мес. потр. – 1 уп., Изосорбида мононитрат – 0,5 табл. в сутки, мес. потр. – 0,5 уп.

Согласно данным единой региональной информационной системы Орловской области реестра на Балабана Р.В. рецептурный бланк №2016760627452391от 13 июня 2023 г. на получение лекарственного препарата по МНН «Дапаглифлозин» 20 сентября 2023 г. аннулированы ввиду истечения срока действия рецепта.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что обеспечение Балабана Р.В. лекарственными препаратами с нарушением установленного законом срока создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя Ливенского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Балабана Р.В., удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения <адрес> (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308) в полном объеме обеспечивать Балабана Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, паспорт <адрес>, лекарственным препаратом по МНН «Дапаглифлозин» в соответствии медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение будет составлено 24.05.2024 г.

Судья

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2024 г. г. Ливны Орловская область

Ливенскийрайонный суд Орловской области в составепредседательствующего судьи Сопова Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ореховой Е.В.,

с участием помощника Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Ерохиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску заместителя Ливенского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Балабана Р.В., к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами,

установил:

заместитель Ливенского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Балабана Р.В. обратился в суд с иском, уточнив требования в ходе судебного разбирательства, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, в обоснование указав, что по обращению Балабана Р.В. Ливенской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по вопросу льготного обеспечения его лекарственными препаратами. В ходе проверки было установлено, что Балабану Р.В. поставлен диагноз <данные изъяты> в связи с чем, в силу положений действующего законодательства он является федеральным льготником, имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

Установлено, что, несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения Орловской области Балабан Р.В. лекарственным препаратом по МНН «Дапаглифлозин» обеспечивался несвоевременно.

15 июня 2023 года Балабан Р.В. обратился в аптечную организацию с рецептурным бланком от 13 июня 2023 г. № 2016760627452391 на получение двух упаковок лекарственного препарата по МНН «Дапаглифлозин», который был аннулирован 20 сентября 2023 г. ввиду истечения срока его действия, фактически инвалид лекарство не получил, что нарушило его права и законные интересы, поставило под угрозу жизнь и здоровье.

Просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Балабана Р.В. лекарственным препаратом по МНН «Дапаглифлозин»в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

В судебном заседании помощник Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Ерохина М.Н. уточненные исковые требования к Департаменту здравоохранения Орловской области поддержала в полном объеме, просила обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечивать Балабана Р.В. лекарственным препаратом по МНН «Дапаглифлозин» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Истец Балабан Р.В. в судебное заседание не явился, представил суду заявление об отказе от исковых требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ».

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Представитель третьего лица - Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав пояснения помощника прокурора,исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2)в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4)с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Федеральным законом от 08 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право наполучение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2020 г. №857 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее по тексту – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения оДепартаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

Судом установлено, что Балабан Р.В.имеет диагноз <данные изъяты> является инвалидом IIIгруппы, федеральным льготником, в связи с чем, имеет право на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Согласно ответу на запрос, предоставленному БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» у Балабана Р.В. имеется потребность в лекарственных препаратах: Фуросемид – 0,25 табл. в сутки, мес. потр. – 0,2 уп.,Спиринолактон,– 1 табл. в сутки, мес. потр.- 1,6 уп., Дапаглифлозин – 1 табл. в сутки. Мес. потр. – 1 уп., Ривароксабан – 1 табл. в сутки, мес. потр. – 1,1 уп., Метопролол – 0,25 табл. в сутки, мес. потр. – 0,3 уп., Периндоприл – 1 табл. в сутки, мес. потр. – 0,5 табл. в сутки, мес. потр. – 0,5 уп., Аторвастатин,– 1 табл. в сутки, мес. потр. – 1 уп., Изосорбида мононитрат – 0,5 табл. в сутки, мес. потр. – 0,5 уп.

Согласно данным единой региональной информационной системы Орловской области реестра на Балабана Р.В. рецептурный бланк №2016760627452391от 13 июня 2023 г. на получение лекарственного препарата по МНН «Дапаглифлозин» 20 сентября 2023 г. аннулированы ввиду истечения срока действия рецепта.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что обеспечение Балабана Р.В. лекарственными препаратами с нарушением установленного законом срока создает условия, угрожающие его здоровью, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя Ливенского межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Балабана Р.В., удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения <адрес> (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308) в полном объеме обеспечивать Балабана Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, паспорт <адрес>, лекарственным препаратом по МНН «Дапаглифлозин» в соответствии медицинскими показаниями, вплоть до отмены лечащим врачом.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение будет составлено 24.05.2024 г.

Судья

2-1-864/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ливенская межрайонная прокуратура
Балабан Роман Владимирович
Ответчики
БУЗ ОО "Ливенская ЦРБ"
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
Департамент финансов Орловской области
ГУП ОО "Орелфармация"
Суд
Ливенский районный суд Орловской области
Судья
Сопова Н.И.
Дело на странице суда
livensky.orl.sudrf.ru
24.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2024Передача материалов судье
27.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2024Дело оформлено
17.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее