Дело № 2-2655/2016
Изгот. ДД.ММ.ГГГГ.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
06 июня 2016 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Мухина А.В.,
при секретаре Бароновой Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту прав С.С.Б. к Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
Военный прокурор Ярославского гарнизона обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов С.С.Б. к Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, в котором просит признать незаконным бездействие Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля в части непринятия мер по предоставлению С.С.Б. жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета и обязать Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля предоставить С.С.Б. жилое помещение за счет средств федерального бюджета в соответствии с нормой предоставления жилого помещения на семью, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе военнослужащих» и Порядком обеспечения жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ С.С.Б. является пенсионером Министерства обороны РФ, при этом, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в мэрии города Ярославля на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы ДД.ММ.ГГГГ и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями до ДД.ММ.ГГГГ, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. С.С.Б. избрал вариант улучшения жилищных условий в виде предоставления ему жилого помещения в собственность бесплатно, в связи с чем, Департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении С.С.Б. жилого помещения в собственность бесплатно. Целевые субвенции из федерального бюджета выделялись Ярославской области и распределялись городу Ярославлю в ДД.ММ.ГГГГ, в размере, необходимом для реализации прав С.С.Б.., Однако в указанный период времени жилое помещение ему не предоставлено. Строительство жилого дома на <адрес>, в котором истцу планировалось выделить жилое помещение, начатое в ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ приостановлено в связи с отсутствием финансирования. Денежные средства на указанные цели в федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены. В результате бездействия Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля выделенные на цели обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан в ДД.ММ.ГГГГ не были освоены, право С.С.Б. не реализовано. До настоящего времени органом местного самоуправления меры для обеспечения истца жилым помещением не принимаются.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент строительства Ярославской области.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Ярославского гарнизона Д.В.В. исковые требования поддержал согласно доводам, изложенным в исковом заявлении, полагает, что право С.С.Б. на обеспечение жилым помещением ответчиком было нарушено, жилое помещение в соответствии с законом и установленным порядком должно быть предоставлено С.С.Б. в собственность с учетом состава его семьи из одного человека.
Истец С.С.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля - М.Н.Б., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований прокурора возражала, поддержав доводы, приведенные в отзыве на иск, представленном в материалы дела (л.д. 125-127). Пояснила, что право истца на предоставление ему жилья в собственность бесплатно ответчиком не оспаривается, но не могло быть реализовано по объективным обстоятельствам (ввиду отсутствия достаточного финансирования). В связи с чем, бездействие по выполнению обязательств по обеспечению С.С.Б. жилым помещением за счет средств федерального бюджета со стороны ДОС мэрии г. Ярославля отсутствует. В ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления получил полномочия по предоставлению гражданам указанной категории жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Во исполнение указанных полномочий ДОС мэрии г. Ярославля было проведено 8 аукционов на приобретение жилых помещений, которые не состоялись из-за отсутствия заявок, так как установленная стоимость квадратного метра жилого помещения, исходя из которой осуществлялись закупки, является низкой. В связи с отсутствием возможности приобрести для данных граждан жилые помещения на рынке недвижимости, было принято решение о строительстве нового жилого дома. При этом проект строительства был разработан за счет внебюджетных средств. Первый аукцион в ДД.ММ.ГГГГ на право строительства дома также не состоялся по причине отсутствия заявок, только ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт на строительство жилого дома на <адрес> с ОРГАНИЗАЦИЯ. ДОС мэрии г. Ярославля перечислено на строительство дома около 6 миллионов рублей. После отзыва денежных средств в федеральный бюджет в ДД.ММ.ГГГГ финансирование строительства прекратилось, однако ОРГАНИЗАЦИЯ продолжало вести работы до ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с ДОС мэрии г. Ярославля в пользу ОРГАНИЗАЦИЯ взыскана задолженность по муниципальному контракту в сумме более 11 миллионов рублей. В настоящее время контракт с ОРГАНИЗАЦИЯ расторгнут. Орган местного самоуправления не может использовать средства муниципального бюджета для предоставления С.С.Б. жилого помещения, выполнение обязательств ДОС мэрии г. Ярославля зависит от поступления средств из федерального бюджета на указанные цели, в отсутствие финансирования какие-либо мероприятия по обеспечению истца жилым помещением производиться не могут. Приказом директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлено жилое помещение в собственность бесплатно, однако остается нереализованным до настоящего времени ввиду отсутствия должного финансирования.
Департамент строительства Ярославской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, явку своего представителя в суд не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен.
Из письменных пояснений Департамента строительства Ярославской области к исковому заявлению, представленному в материалы дела, следует, что по информации Минстроя России обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и принятых на учет органами местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ будет решаться в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанной программой Ярославской области выделены денежные средства, которые ДД.ММ.ГГГГ были закреплены за муниципальными образованиями. При этом, городскому округу г. Ярославль выделены денежные средства, достаточные для обеспечения жилыми помещениями всех граждан, включенных в областной сводный список по указанному муниципальному образованию.
При условии отсутствия такого финансирования в ДД.ММ.ГГГГ.. бездействие органа местного самоуправления в предоставлении С.С.Б. жилого помещения за счет средств федерального бюджета отсутствовала.
В силу ч. 3 ст. 167 ГК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения гражданского дела.
Выслушав лиц, участвующих в дела, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № ФЗ-76 государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 указанного Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
- жилого помещения в собственность бесплатно;
- жилого помещения по договору социального найма;
- единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ С.С.Б. является пенсионером Министерства обороны РФ, и с ДД.ММ.ГГГГ состоит в мэрии города Ярославля на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, С.С.Б. имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в одной из предусмотренных законом форм.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» жилыми помещениями во всех трех указанных формах предоставления.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов Российской Федерации полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, органам местного самоуправления (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ).
Во исполнение указанного Федерального закона Законом Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 2 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Постановлением Правительства Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области (далее – Порядок).
В силу п. 3 указанного Порядка обеспечение жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 1 Порядка, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется органами местного самоуправления за счет средств федерального бюджета в форме предоставления (по выбору гражданина): жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - денежная выплата).
На территории города Ярославля государственные полномочия Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями указанной категорий граждан, осуществляет Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля.
Из материалов учетного дела следует, что приказом директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ С.С.Б. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выявлением в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений (пп. «е» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года).
Впоследствии, приказом директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ С.С.Б. был восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ С.С.Б. обратился в орган местного самоуправления с заявлением об обеспечении его составом семьи 1 человек жильем путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно.
Приказом директора Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ С.С.Б. предоставлено жилое помещение в собственность бесплатно.
Вместе с тем, до настоящего времени решение о предоставлении жилого помещения не исполнено, жилое помещение в собственность С.С.Б. не передано.
Доводы представителя ответчика ДОС мэрии г. Ярославля об отсутствии бездействия департамента при реализации права С.С.Б. на обеспечение жилым помещением суд признает необоснованными. Доказательств надлежащего исполнения ответчиком возложенных Федеральным законом от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ и постановлением Правительства Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ на орган местного самоуправления обязанностей по предоставлению жилого помещения в суд не представлено.
Более того, реализация права С.С.Б. на обеспечение его жилым помещением в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. около двух лет, фактически не осуществлялась по причине неправомерного снятия его ответчиком с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Между тем, о наличии у С.С.Б. права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ и постановлением Правительства Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ органу местного самоуправления было известно с момента введения указанного нормативно-правового регулирования.
Как следует из материалов дела, на момент обращения С.С.Б. в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно у органа ДОС мэрии г. Ярославля в распоряжении имелись целевые средства федерального бюджета в размере необходимом для реализации права истца по обеспечению жилым помещением.
В соответствии с п. 11 Порядка обеспечения жилыми помещениями граждан, утв. постановлением Правительства Ярославской области от 25.07.2011 N 544-п (в ред. постановления Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ №), на орган местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения в течение 3 месяцев с момента принятия такого решения при условии наличия жилого помещения необходимой площади в жилищном фонде муниципального образования. То есть, реализация права С.С.Б. на получение жилья в собственность бесплатно поставлена в зависимость от наличия или отсутствия соответствующего жилого помещения в жилищном фонде муниципального образования.
В случае отсутствия в жилищном фонде муниципального образования области жилого помещения необходимой площади орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем в выбранной гражданином форме осуществляет подготовку документации для проведения процедур закупок (строительства) требуемых жилых помещений (п. 12 указанного Порядка). При этом Порядком какие-либо дополнительные условия для начала процедуры строительства требуемых жилых помещений по истечении указанного десятидневного срока не установлены.
Таким образом, принятые Департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля и Департаментом строительства Ярославской области меры, в том числе по проведению в ДД.ММ.ГГГГ восьми аукционов по приобретению жилых помещений, признанных несостоявшимися, по заключению в ДД.ММ.ГГГГ муниципального контракта на строительство жилого дома по <адрес>, не привели к обеспечению С.С.Б. жилым помещением.
Федеральным законом от 07.05.2013 года № 104-ФЗ «О внесении изменений в ст. 242 Бюджетного кодекса РФ» предусмотрен возврат в доход федерального бюджета неиспользованных в текущем финансовом году межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций, имеющих целевой назначение, в связи с чем, ДОС мэрии г. Ярославля должен был осуществлять переданные ему полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ с учетом указанных сроков.
Федеральным законом «О Федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ» от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ установлено, что неиспользованные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых ДД.ММ.ГГГГ. При этом федеральным бюджетом на ДД.ММ.ГГГГ выделение средств в виде субвенций субъектам РФ для реализации переданных в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ полномочий не предусмотрено.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ» от 01.12.2014 г. № 384-ФЗ выделение бюджетных средств на указанные цели также не предусмотрено.
После возврата целевых средств в федеральный бюджет ДОС мэрии г. Ярославля какие-либо действия по исполнению переданных на основании Федерального закона от 08.12.2010 г. № 342-ФЗ и Закона Ярославской области от 08.06.2011 г. № 17-з полномочий, в том числе проверка наличия в муниципальном жилищном фонде жилых помещений, которые могли быть предоставлены С.С.Б., не осуществлялись.
С учетом того, что в течение длительного срока обязанность по предоставлению С.С.Б. в собственность жилого помещения не исполняется, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, суд считает, что со стороны Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по предоставлению С.С.Б. жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета.
Право истца на предоставление в собственность жилого помещения ответчиком не оспаривается. Соответствующие данному праву обязанности (полномочия) возложенные законом на Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля с ответчика не сняты и не прекращены.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ нарушенное либо оспариваемое право подлежит судебной защите.
Принимая во внимание допущенное ответчиком незаконное бездействие по неисполнению обязанности по предоставлению С.С.Б. жилого помещения, нарушающее право С.С.Б. на обеспечение за счет федерального бюджета жилым помещением в соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № ФЗ-76, на Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля следует возложить обязанность предоставить С.С.Б. в собственность жилое помещение в городе Ярославле в соответствии с нормой предоставления установленной ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № ФЗ-76, т.е., общей площадью не менее 18 кв. метров.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░