Решение по делу № 33а-585/2020 от 13.02.2020

Председательствующий: Моркель А.С.

19RS0001-02-2019-009013-78

Дело № 33а-585/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Абакан                                                                                    28 мая 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Паксимади Л.М.,

судей Вениченко О.В., Долгополовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Павлюченко Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Слободиной Ирины Александровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Хакасия, государственному регистратору прав Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Хакасия Хомяковой Е.С. об оспаривании решения,

по апелляционной жалобе представителя административного истца Архипенко Юлии Петровны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 декабря 2019 года, которым в удовлетворении требований отказано.

Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения представителя административного истца Архипенко Ю.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Управления Росеестра по Республике Хакасия Захаровой Ю.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Слободина И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Хакасия, государственному регистратору прав Управления Росреестра по Республике Хакасия Хомяковой Е.С. об оспаривании решения. Требования мотивированы тем, что 14.08.2019 административный истец обратилась в Управление Росреестра по Республике Хакасия с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Уведомлением от 29.08.2019 государственный кадастровый учет и государственная регистрация права приостановлены сроком до 29.11.2019 в связи с нарушением предельных параметров разрешенного строительства. Решением апелляционной комиссии от 25.09.2019 в удовлетворении жалобы административному истцу отказано. Считая действия Управления Росреестра по Республике Хакасия незаконными, просила признать таковым и решение от 29.08.2019, обязать государственного регистратора Хомякову Е.С. повторно рассмотреть заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.

В судебном заседании представитель административного истца Архипенко Ю.П. требования поддержала.

Представитель административного ответчика Шестопалова М.М. возражала против удовлетворения требований, предоставила письменные возражения.

Административный истец Слободина И.А., административный ответчик Хомякова Е.С., представитель заинтересованного лица администрации г. Абакана в судебное заседание не явились.

Решением суда от 19.12.2019 в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Архипенко Ю.П. просит его отменить, принять новое. Полагает ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права вывод суда о нераспространении на спорные правоотношения положений части 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», что также подтверждается отсутствием возражений со стороны административных ответчиков по данному основанию, и письмом Минэкономразвития России от 13.08.2019, которое имеется в материалах дела. Также указывает, что доводы административного истца о том, что уведомление от 29.08.2019 принято с нарушением норм материального права, остались без надлежащей оценки со стороны суда. Кроме этого судом не учтено, что упрощенный порядок регистрации права на жилой или садовый дом в данном случае осуществляется независимо от соблюдения требований части 2 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Следовательно, при регистрации права не должен учитываться тот факт, что принадлежащий административному истцу земельный участок находится в зоне Ж-4, в которой не предусмотрено размещение жилых домов и предельных отступов от границ земельного участка.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Хакасия Шестопалова М.М. выразила согласие с решением суда.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель административного истца Архипенко Ю.П. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель административного ответчика Управления Росеестра по Республике Хакасия Захарова Ю.В. выразила согласие с решением суда.

Выслушав стороны, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Слободина И.А., являющаяся собственником земельного участка с кадастровым , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения садоводства, находящегося по адресу: <адрес>, обратилась 14.08.2019 в Управление Росреестра по Республике Хакасия с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на здание, расположенное на данном земельном участке.

29.08.2019 государственный регистратор уведомил Слободину И.А. о приостановлении государственной регистрации в связи с нарушением расположения здания на участке.

Основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2017 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13.07.2017 № 218-ФЗ).

В частности, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом (пункт 4); не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений (пункт 22).

В силу части 12 статьи 70 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ до 01.03.2021 допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1-10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия: 1) сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости; 2) предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом (часть 13 статьи 70 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ).

Поскольку жилой дом, о регистрации которого обратилась Слободина И.А., расположен на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, вывод суда о нераспространении на возникшие правоотношения положений части 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ о регистрации права в упрощенном порядке нельзя признать обоснованным.

Однако данный вывод не привел к принятию неверного решения и не может служить основанием для его отмены.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (часть 2 статьи 23 вышеуказанного Федерального закона).

В силу пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из указанных норм, в их совокупности, следует, что законодатель различает понятия предельных параметров разрешенного строительства жилого дома применительно к конкретной территориальной зоне и предельных параметров объекта индивидуального жилищного строительства.

При этом, с учетом положений частей 12 и 13 статьи 70 Федерального закона от 13.05.2015 № 218-ФЗ, отсутствие требований части 2 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ о возможности строительства объектов капитального строительства на садовых земельных участках только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, не исключает необходимость исполнения требований части 1 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ о соблюдении установленных предельных параметров разрешенного строительства зданий и сооружений на садовом участке.

На это указано и в письмах Министерства экономического развития от 13.08.2019 № 26559-ВА/Д23и и Росреестра от 26.12.2019 № 14-12803-ГЕ/19.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым находится в зоне Ж-4 «Зона садоводческих и огородных хозяйств», для которой действовавшими на дату принятия оспариваемого решения Правилами землепользования и застройки г. Абакана, утвержденными решением Абаканского городского Совета депутатов от 10.11.2009 № 183 (далее – Правила землепользования и застройки г. Абакана), утвержден минимальный отступ от границ земельного участка до садового дома – 3 м.

Указанный параметр разрешенного строительства не был соблюден, что подтверждается техническим планом здания и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.10.2019.

Доводы представителя административного истца о распространении положений вышеуказанного градостроительного регламента только на садовые дома не основан на нормах права, противоречит положениям части 1 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ, согласно которым параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать и жилые и садовые дома.

Кроме того, классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, предусмотрено, что на земельном участке с видом разрешенного использования «Ведение садоводства» предусматривается размещение садового, жилого дома (код 13.2).

Параметров разрешенного строительства для строительства жилых домов на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, отличных от параметров для строительства садовых домов, Правила землепользования и застройки г. Абакана не предусматривали.

Установив указанные обстоятельства по результатам правовой экспертизы документов в порядке, предусмотренном статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, государственный регистратор прав принял законное и обоснованное решение о приостановлении государственной регистрации при наличии оснований, предусмотренных пунктами 4, 22 части 1 статьи 26 указанного Федерального закона.

Поскольку решение о приостановлении государственной регистрации прав принято уполномоченным органом в установленном порядке, суд, руководствуясь положениями статей 226, 227 КАС РФ отказал в удовлетворении административного иска.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 декабря 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Архипенко Юлии Петровны - без удовлетворения.

Председательствующий Л.М. Паксимади
Судьи О.В. ВениченкоТ.В. Долгополова

33а-585/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Слободина Ирина Александровна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ (Росреестр)
Государственный регистратор Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ Хомякова Е.С.
Другие
Администрация г. Абакана
Архипенко Юлия Петровна
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Вениченко Олег Владимирович
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
13.02.2020Передача дела судье
05.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
14.05.2020Производство по делу возобновлено
28.05.2020Судебное заседание
03.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2020Передано в экспедицию
28.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее