Дело № 2а-2376/20 21RS0023-01-2020-001951-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 июля 2020 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары под председательством судьи Порфирьевой А.В. при секретаре судебного заседания Герасимовой М.В., с участием представителя истца помощника прокурора Сафаровой З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г.Чебоксары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Заместитель прокурора г. Чебоксары Чувашской Республики, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд указанным с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просил признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта ------ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указав, что последний содержат информацию о продаже медицинских документов: справок, заключений для освобождения от работы, медицинских книжек и т.д. Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства об охране здоровья граждан, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на охрану здоровья, в т.ч. несовершеннолетних граждан, а также препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере оказания медицинских услуг.
Представитель административного истца Сафарова З.А. в судебном заседании административные исковые требования, с учетом уточнения, поддержала.
Административный ответчик Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашии явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации (далее Федеральный закон N 149-ФЗ, Закон об информации) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу пункта 1 ст. 10 Федерального закона N 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 приведенного Закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).
В силу статьи 9 Закона об информации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе мониторинга сети "Интернет" городской прокуратурой выявлен Интернет-ресурс, расположенный по адресу ------ который содержат информацию о продаже медицинских документов на территории Российской Федерации.
Сайт до настоящего времени не включен в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм размещение в сети Интернет информации о возможности приобретения за вознаграждение медицинских документов о состоянии здоровья создает предпосылки к совершению правонарушений, а также ставит под угрозу состояние здоровья других граждан.
Статьей 324 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа.
Статьей 19.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделки штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Информация, размещенная на указанной выше интернет-странице потворствует совершению правонарушений в сфере медицинской деятельности, препятствует надлежащему осуществлению деятельности по оказанию медицинских услуг на равных условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
При рассмотрении дела установлено, что вышеуказанная интернет-станица: ------ продолжает функционировать и на дату вынесения решения.
Порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 статьи 15.1 Закона о защите информации).
Частью 8 статьи 15.1 Закона о защите информации установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на указанной выше интернет-странице информации, противоречащей целям и задачам действующего законодательства, оказывающей негативное влияние на правосознание граждан, формирующей искаженное представление о сфере оказания медицинских услуг, воспитывающей противоправное поведение и способствующей совершению преступлений, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.265 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 ч.4 КАС РФ, суд
решил:
признать информацию, содержащуюся в информационно коммуникационной сети Интернет на интернет-странице: ------/ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда в данной части подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 02.07.2020г.
Судья А.В. Порфирьева