Дело № 2а-587/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2017 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи – Фоменко Н.Н.,
при секретаре – Козейкиной Т.Л.,
с участием административного истца Волуева Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Волуева Я.А. к Военному комиссару (Советского и Фокинского районов гор. Брянска Брянской области) Литовскому Я.В., Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Брянской области» об оспаривании отказа в замене военного билета,
установил:
Волуев Я.А. обратился в суд с административным иском к Военному комиссару (Советского и Фокинского районов гор. Брянска Брянской области), указав, что <дата> подал заявление о замене военного билета по причине незаконного внесения в него записи о прохождении обследования в <...> отделении филиала № ФГКУ «№ ВКГ МО РФ». Волуеву Я.А. отказано в замене военного билета в связи с тем, что запись о прохождении обследования внесена уполномоченным должностным лицом и оснований для замены военного билета не имеется.
Полагая отказ в замене военного билета необоснованным, ссылаясь на положения ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», Федеральный закон от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Приказ Министра обороны РФ от 18.07.2014 года № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета», Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», административный истец просит суд: признать решение Военного комиссара (Советского и Фокинского районов гор. Брянска Брянской области) Литовского Я.В. об отказе в замене военного билета незаконным; обязать Военного комиссара (Советского и Фокинского районов гор. Брянска Брянской области) Литовского Я.В. принять необходимые меры для замены военного билета на новый с исключением из него сведений, внесенных в графу 11 о нахождении Волуева Я.А. на обследовании в <...> отделении филиала № ФГКУ «№ ВКГ МО РФ».
В судебном заседании административный истец Волуев Я.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик, Военный комиссар (Советского и Фокинского районов гор. Брянска Брянской области) Литовский Я.В., представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Брянской области» (далее по тексту ФКУ «Военный комиссариат Брянской области»), извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причин неявки суду не сообщили.
В возражениях на административное исковое заявление представитель ФКУ «Военный комиссариат Брянской области» Кулешова Ю.Л. полагала в удовлетворении требований административного истца отказать, ссылаясь на то, что указание в военном билете в п. 11 раздела III сведений о нахождении Волуева Я.А на обследовании в <...> отделении филиала № ФГКУ «№» Министерства обороны России и увольнении с военной службы по болезни в качестве основания увольнения административного истца с военной службы не свидетельствует о распространении сведений, составляющих врачебную <...>, поскольку не раскрывает диагноза истца, установленного военно-врачебной комиссией, и не является основанием для замены военного билета. Выдача нового военного билета производится только в случаях его утраты или приведения в негодность.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также соблюдения им сроков обращения в суд в силу положений статьи 62, частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия
(бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствию содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов личного дела призывника Волуева Я.А. следует, что административный истец состоит на воинском учете в Военном комиссариате (Советского и Фокинского районов гор. Брянска Брянской области) с <дата>. Решением призывной комиссии <дата> призван в ряды Российской Армии для прохождения военной службы и <дата> убыл для прохождения военной службы по призыву в войсковую часть №, где был зачислен в списки личного состава.
С <дата> Волуев Я.А. находился на обследовании и лечении в <...> отделении филиала № ФГКУ «№ ВКГ МО РФ». Заключением военно-врачебной комиссии от <дата> № признан <...>.
В пункте 11 раздела III на странице 4 военного билета серии АМ №, выданного на имя Волуева Я.А., содержится запись «Находился на обследовании в <...> отделении ф-ла № ФГКУ «№ ВКГ МО РФ» с <дата> по <дата>. Уволен по болезни №».
При обращении с заявлением в Военный комиссариат (Советского и Фокинского районов гор. Брянска Брянской области) с заявлением о замене военного билета на новый в связи с наличием в нем сведений, не предусмотренных законом, Волуеву Я.А. <дата> Военным комиссаром (Советского и Фокинского районов гор. Брянска Брянской области) Литовским Я.В. отказано в замене военного билета со ссылкой на отсутствие оснований для замены.
Проверяя обоснованность оспариваемого отказа, суд руководствуется положениями п.п. б п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, согласно которому документом воинского учета, на основании которого ведется воинский учет для военнообязанных, является военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).
Согласно Приложению № 9 «Порядок ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана» к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 года № 495, военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (далее - военный билет) является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности.
Военный билет должен вестись (заполняться) аккуратно, без исправлений, помарок и неустановленных сокращений, четким и разборчивым почерком. Записи и подписи должностных лиц в военном билете производятся только тушью черного цвета или черной пастой. Подписи должностных лиц должны быть разборчивыми и включать в себя следующие реквизиты: наименование воинской должности (должности), воинское звание, инициал имени и фамилию должностного лица.
Записи в военном билете делаются только на основании подтверждающих документов (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, документ об образовании, удостоверение о присвоении спортивного разряда или спортивного звания).
Внесение в военный билет сведений, отметок и записей, не предусмотренных настоящим Порядком ведения и хранения военного билета, запрещается.
Так, в соответствии п. 14 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана оформление раздела III военного билета должно осуществляться следующим образом:
В пункте 11 подпункт "а" заполняется в штабе воинской части (учреждения). В нем указываются:
в графе 1 - в хронологическом порядке прохождение военной службы в воинских частях. Воинские части записываются по условному наименованию, а воинские части, не имеющие условного наименования, - по действительному наименованию. Наименования воинских должностей указываются согласно штату;
в графе 2 - полное кодовое обозначение военно-учетной специальности (ВУС), которое включает в себя: первые три цифры - номер военно-учетной специальности, последующие три цифры - код воинской должности, а седьмой (буквенный) знак указывает на особые признаки военной службы;
в графе 3 - на каком типе (марке) вооружения и военной техники (ВВТ) военнослужащий проходил военную службу;
в графе 4 - даты и номера приказов о зачислении (исключении) в списки (из списков) воинской части. Кроме того, указываются даты и номера приказов о переводе на другие воинские должности;
в графе 5 - начальник штаба воинской части (начальник учреждения) после проверки полноты и правильности произведенной записи проставляет свою подпись и оттиск гербовой мастичной печати.
Из системного толкования приведенных положений закона следует, что внесение в военный билет сведений, отметок и записей, не предусмотренных настоящим Порядком ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, прямо запрещено законом.
Исходя из положений Приказа Министерства обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 года «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» выдача нового военного билета производится в случаях его утраты либо приведения в негодность.
Порядком ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана не предусмотрено внесение в пп."а" п 11 раздела III военного билета гражданина сведений о нахождении на лечении в медицинском учреждении, следовательно, внесении таких сведений не отвечает требованиям закона, в связи с чем военный билет подлежит замене как пришедший в негодность.
С учетом приведенных положений закона, и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о необоснованности отказа Военного комиссара (Советского и Фокинского районов гор. Брянска Брянской области) Литовского Я.В. в замене военного билета Волуеву Я.А.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07.12.2012 года № 1609 военные комиссариаты создаются в субъекте РФ, являются территориальными органами Министерства обороны РФ и входят в состав военных округов.
В соответствии с п. 6 вышеприведенного Положения о военных комиссариатах, военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Военный комиссариат (Советского и Фокинского районов гор. Брянска Брянской области) не является юридическим лицом, поскольку является структурным подразделением ФКУ «Военный комиссариат Брянской области».
С учетом изложенного, а также положений закона, устанавливающего порядок исполнения судебных решений (в том числе, ч. 8 ст. 353 Кодекса административного судопроизводства РФ, пп б п 5 ч.1 Федерального закона от 2.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») требования административного истца в части замены военного билета подлежат удовлетворению к ответчику, являющемуся юридическим лицом, то есть к ФКУ «Военный комиссариат Брянской области».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административный иск Волуева Я.А. к Военному комиссару (Советского и Фокинского районов гор. Брянска Брянской области) Литовскому Я.В., Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Брянской области» об оспаривании отказа в замене военного билета – удовлетворить.
Признать необоснованным отказ Военного комиссара (Советского и Фокинского районов гор. Брянска Брянской области) Литовского Я.В. в замене военного билета Волуеву Я.А..
Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Брянской области» заменить военный билет, выдав Волуеву Я.А. военный билет без записи в пункте 11 на странице 4 о нахождении Волуева Я.А. на обследовании в <...> отделении в филиале № ФГКУ «№ ВКГ МО РФ».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения оглашена 15 марта 2017 года.
Решение суда в окончательной форме принято 20 марта 2017 года.
Председательствующий судья Н.Н. Фоменко