ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-37975/2023
УИД 91RS0023-01-2022-000212-42
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 01 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г.,
судей Мартыновой Н.Н., Черкасовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Республики Крым к ФИО1 о взыскании единовременной денежной выплаты по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия
установила:
Министерство здравоохранения Республики Крым обратилось в суд с иском к ООО «Автогарант», в котором просило взыскать с ответчика сумму полученной единовременной денежной выплаты пропорционально неотработанному времени в размере 442 297,26 руб.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 04.04.2022 исковые требования Министерства здравоохранения Республики Крым удовлетворены. С ФИО1 в пользу Министерства здравоохранения Республики Крым взыскана часть единовременной компенсационной выплаты в размере 442 297,26 руб. С ФИО1 в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 7 623 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18.07.2022 решение суда первой оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18.07.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Верховный Суд Республики Крым.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17.05.2023 решение Черноморского районного суда Республики Крым от 04.04.2022 отменено, по делу принято новое решение, которым Министерству здравоохранения Республики Крым в удовлетворении исковых требований к ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Республики Крым просит отменить апелляционное определение и оставить без изменения решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что суд апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта не учел условия договора, заключенные между истцом и ответчиком. Указывает, что поскольку будучи медицинским работником, получившим единовременную компенсационную выплату, ответчик обязан был отработать в течение пяти лет по основному месту работы в соответствии с трудовым договором, заключенным с учреждением здравоохранения, однако был уволен без уважительных причин по собственному желанию до истечения данного срока. Обращает внимание на неверное применение к отношениям сторон норм законодательства, действующих в 2013-2014 годах. Кроме того, истец указывает, что не один из нормативно - правовых актов (как федеральных, так и региональных) действующих на момент спорных правоотношений не содержит условий, что если работник в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местность, то есть продолжил работу в сельской местности, то выплата с него не взыскивается.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, 12.02.2019 между ГБУЗ РК «Черноморская центральная районная больница» и ФИО1 заключен трудовой договор 46-тд, в соответствии с условиями которого ответчик принят с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок на основную работу в поликлинику ГБУЗ Республики Крым «Черноморская центральная районная больница» на должность врача-хирурга на 1,0 штатной единицы на условиях пятидневной рабочей недели с продолжительностью рабочего времени не более 39 часов в неделю.
Приказом (распоряжением) ГБУЗ РК «Черноморская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ №л ФИО1 принят на основное место работы с ДД.ММ.ГГГГ с полной занятостью врачом-хирургом поликлиники с тарифной ставкой (окладом) 19 210 руб., мед. надбавкой за выслугу, надбавкой за вредные условия 8,00.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство здравоохранения Республики Крым с заявлением о предоставлении в 2019 году единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. и соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Республики Крым и ФИО1 заключен договор №-зд на предоставление в 2019 году единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику (врачу) в возрасте до 50 лет, прибывшему (переехавшему) на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тысяч / человек.
По условиям указанного договора Министерство здравоохранения Республики Крым взяло на себя обязательство перечислить ФИО1 единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. в течение 30 дней со дня заключения договора на счет, открытый ФИО1 в кредитной организации, а ФИО1 обязался работать на должности врача-хирурга в соответствии с трудовым договором в течение 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по основному месту работы в поликлинике ГБУЗ Республики Крым «Черноморская центральная районная больница» на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 50 ТК РФ, в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ №-тд, заключенным ФИО1 и больницей, при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106-107 ТК РФ).
Пунктом 2.2 указанного договора ФИО1 обязался возвратить на лицевой счет Министерства часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду времени со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, пунктами 5-7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ), или изменения условий трудового договора (перевода на другую должность) или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам в ординатуру до истечения срока, предусмотренного подпунктом 2.1 пункта 2 договора.
Пунктами 3-7 договора установлено, что медицинский работник несет ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты, в случаях, указанных в пунктах 2.2. и 2.3. пункта 2 договора, в соответствии с действующим законодательством (п. 3 договора).
В случае, если медицинский работник собирается изменить указанные в п. 2.1. договора условия трудового договора, заключенного с медицинской организацией, или прекратить трудовой договор до истечения срока, установленного подпунктом 2.1. пункта 2 договора, он обязан уведомить Министерство здравоохранения Республики Крым о своих намерениях в письменной форме не менее чем за 10 рабочих дней до даты подачи заявления об изменении условий данного трудового договора или о его расторжении (п. 4 Договора).
Министерство здравоохранения Республики Крым не позднее 5 рабочих дней со дня получения от медицинского работника уведомления, указанного в пункте 4 договора, или со дня получения от медицинской организации уведомления о расторжении трудового договора, направляет медицинскому работнику уведомление с указанием реквизитов лицевого счета для возврата единовременной компенсационной выплаты и с расчетом суммы части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату.
Медицинский работник обязан не позднее 5 рабочих дней со дня получения от Министерства здравоохранения Республики Крым уведомления, указанного в пункте 5 договора, перечислить на указанный в этом уведомлении лицевой счет Министерства здравоохранения Республики Крым указанную денежную сумму.
При отказе медицинского работника добровольно возместить Министерству здравоохранения Республики Крым часть единовременной компенсационной выплаты ее взыскание будет осуществляться в судебном порядке.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Республики Крым перечислило на банковский счет ФИО1 денежные средства в размере 1 000 000 руб.
Приказом ГБУЗ РК «Черноморская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ №-л трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №-тд расторгнут, ФИО1 уволен с должности врача-хирурга поликлиники по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с нарушением условий договора в части обязательства отработать пять лет и его прекращением до истечения пятилетнего срока Министерство здравоохранения Республики Крым направило ответчику уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости возврата на указанные банковские реквизиты суммы единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному времени в размере 442 297,26 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство здравоохранения Республики Крым с заявлением о переводе договора №-ЗД из ГБУЗ РК «Черноморская центральная районная больница» в ГБУЗ РК «Раздольненская районная больница» в связи со сменой места работы, мотивируя его тем, что решение о смене места работы принял в связи с личными жизненными обстоятельствами, так как в ГБУЗ РК «Раздольненская районная больница» имеются возможности профессионального роста с учетом наличия соответствующих сертификатов; на новом месте работы будет возможность использовать знания и навыки профессиональной деятельности врача, которых не было на прежней работе; на прежнем месте работы его не устраивал уровень заработной платы, что немаловажно для многодетной семьи заявителя; на новом месте работы имеется вакансия с более лучшими условиями профессиональной деятельности и оплатой труда для жены заявителя – специалиста врача-узи.
Отказывая в удовлетворении обращения по вопросу заключения дополнительного соглашения, Министерство здравоохранения Республики Крым сослалось на то, что механизм предоставления единовременной компенсационной выплаты определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» и постановлением Совета министров Республики Крым, утвердившим Порядок предоставления ЕКВ медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов). Условиями договора не предусмотрена возможность заключения дополнительного соглашения при трудоустройстве медицинского работника на другую должность.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, руководствуясь нормами Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку ФИО1, будучи медицинским работником, получившим единовременную компенсационную выплату, был обязан отработать в течение пяти лет по основному месту работы в соответствии с трудовым договором, заключенным с учреждением здравоохранения, однако был уволен без уважительных причин по собственному желанию до истечения данного срока. Таким образом, ответчик нарушил существенное условие договора, не исполнил взятые на себя обязательства по договору, по условиям которого, в случае увольнения без уважительных причин до истечения пятилетнего срока он обязан возвратить Министерству здравоохранения Республики Крым часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду.
Суд апелляционной инстанции с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2023 при новом рассмотрении дела не согласился с выводом суда первой инстанции и установив, что само по себе досрочное расторжение трудового договора по инициативе молодого специалиста (медицинского работника) – получателя социальной выплаты без учета конкретных обстоятельств, приведших к увольнению, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты, в случае если он в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности, то есть, продолжил работу в организации той же сферы пришел к выводу о том, что учитывая фактические обстоятельства дела, в связи с переходом на другую работу в пределах одного региона, ФИО1 не утратил право на получение указанной выплаты.
Такие выводы суда апелляционной инстанции признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Согласно ч. 12.1. ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЭ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013-2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основной целью правовой нормы, установленной ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Одним из условий предоставления этой выплаты является работа медицинского работника в медицинской организации в сельской местности. При этом право медицинского работника на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе молодого специалиста и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если он в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации.
Таким образом, само по себе досрочное расторжение трудового договора по инициативе молодого специалиста (медицинского работника) – получателя социальной выплаты без учета конкретных обстоятельств, приведших к увольнению, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты, в случае если он в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности, то есть, продолжил работу в организации той же сферы.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, в вязи с переходом на другую работу в пределах одного региона, ФИО1 не утратил право на получение указанной выплаты.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию сторон при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17.05.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.В. Черкасова